Интерактив
Цель: Повышение уровня знаний педагогов по вопросам возрастной психологии детей.
Задачи:
Познакомить педагогов с причинами агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Дать рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком.
Ситуация:
После спортивных состязаний между учащимися второго класса, дети из проигравшей команды остро отреагировали на поражение.
Мои действия:
Провести беседу со всеми ребятами из проигравшей команды.
Поддержать ребят и похвалить за то, что они стремились к победе.
Объяснить, что главное не победа, а участие.
Педагогическая проблема:
Нежелание детей принимать поражение, что приводит к агрессии.
Решение проблемы:
Ознакомить учащихся с правилами проведения спортивных игр через различные мероприятия.
Чаще проводить спортивные состязания в классе.
Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: "Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе"; "В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу". Отношение к нему со стороны близких взрослых. Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной. Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения.
Задание № 1:
«Мой самый трудный ученик»
Цель: развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными учащимися.
Участники группы по кругу рассказывают о своем трудном ученике: как ведет себя на уроках, какие у него оценки, какие сложные ситуации с ним возникали и т.п. Учителя описывают, как они взаимодействуют с такими учащимися. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт.
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название "феномена вторых классов". Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Без помощи взрослых ребенок не в силах, верно, выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: "С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.
Задание № 2:
Во втором классе на уроке литературы проводился контроль знаний. Перед началом теста учительница подробно объясняет детям план работы, как правильно заполнять экзаменационный лист. Затем просит ребят приступить к работе. Дети очень внимательны и сосредоточены: не отвлекаются, не разговаривают. За 10 минут до конца урока с девочкой Машей случается истерика. Она начинает сильно плакать, заикается, объясняя, что не правильно вписала ответ. Бежит к учителю рассеянно показывает ей свой листочек. Преподаватель жалеет ее, успокаивает, говорит, как исправить, отправляет умываться. Мальчик Коля, мимо которого она пробегает, сочувственно гладит ее по плечу...
Вопросы:
1. Как данная ситуация характеризует особенности детей младше-го школьного возраста ?
2. Почему для многих второклассников выполнение данной рабо-ты оказалось большим стрессом?
3. Какие качества личности проявляются в данной ситуации в поведении Маши и Коли?
2. Катя учится во втором классе. Когда за свою работу она получает неудовлетворительную отметку, то всегда негодует: «Как же так! Я старалась, все учила, а отметка плохая?» Эта ситуация вызывает у Кати чувство обиды, она считает, что виноват учитель, незаслуженно поставив плохую отметку, и обвиняет его в несправедливости к ней...
Вопросы:
Почему Катя именно так объясняет свои неудачи в выполнении заданий?
Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отмет-ки в начальной школе?
Как объяснить ребенку сложившуюся ситуацию?
Рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:
При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
Учить слушать других.
Воспитывать чувство сопереживания.
Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:
Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
Вовлекать учащихся в коллективную работу.
При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.