СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы "Использование интерактивных методов на уроках в начальных классах"

Просмотр содержимого документа
«Интерактивная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»

Интерактивная деятельность младших школьников

на уроках литературного чтения

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.

А современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Если вы считаете, что чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самого себя, хлопните в ладоши.

Улыбнитесь, если уверены, что чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.

Помашите мне рукой, если согласны, что чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.

Кивните головой, кто считает, что книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.

Высказывания известных людей о чтении я представила вам в виде интерактивной разминки.

Интерактивность, интерактивный – слова, которые сегодня очень популярны. Мы слышим: интерактивное телевидение, интерактивный магазин, интерактивный дизайн продукта, интерактивные технологии, интерактивное обучение, интерактивная деятельность. Что же такое «интерактивность»?

В справочной литературе интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») рассматривается, как способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком), как выработка тактики и стратегии организации совместной деятельности.

Основой многих методических инноваций в образовании является интерактивная деятельность. Интерактивная деятельность – это обучение, погруженное в общение.

Что такое «интерактивное обучение»? В литературе я нашла несколько определений, предлагаю их вашему вниманию.

Интерактивное обучение:

- это научение (стихийное или специальное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебной предметно-развивающей средой). Михаил Кларин

- это обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность. Ж. Жак

- это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов.

По определению профессора, доктора педагогических наук Сергея Семеновича Кашлева, интерактивные методы обучения – способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития.

Интерактивные методы обучения в начальной школе – это:

  • сюжетно-ролевые и имитационные игры;

  • инсценировки;

  • игра в ассоциации;

  • «мозговой штурм»;

  • проектная деятельность и т.д.

Интерактивные методы обучения требуют от педагога применения особых приемов.

Этих приемов существует множество, и на различных этапах урока используются разные. Для включения в процесс используют «мозговой штурм», обсуждения, обыгрывания ситуации. Во время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения, дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры. Для получения обратной связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе, сказка, мини-сочинение, творческие задания.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач.

Тем педагогам, кто будет использовать в своей работе  интерактивные технологии, необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения.

Правила организации интерактивной деятельности:

  1. Вовлечение в работу всех участников (учеников).

  2. Создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

  3. Создание комфортных условий для выполнения задания, чтобы участники могли пересаживаться, работая в группах.  

  4. Важно, чтобы каждый был услышан.

  5. Соблюдение регламента, правил работы в группах.


Сейчас я хочу предложить вашему вниманию фрагмент урока литературного чтения во 2 классе и наглядно продемонстрировать интерактивные методы и приемы, которые использовала на данном уроке.

Тема: Нравственная коллизия в рассказе Л.Н.Толстого «Прыжок» (2-й урок).

Цель: Учить детей разбираться в мотивах поведения героев и проявлять своё отношение к ним.

Интерактивные методы и приемы используемые на уроке:

  1. Творческое задание

  2. «Мозговой штурм»

  3. Классический диалог

  4. Работа в парах сменного состава

Детям было задано на дом выполнить творческое задание по этому произведению.

Под творческими заданиями понимают такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода.

Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся.

Творческие работы получились разными: много было рисунков, кроссвордов, сюжетных линий, поделок и т.д. Выполнение домашнего задания позволило познакомить детей с понятием «оригинальность».

Метод «мозгового штурма»

«Мозговым штурмом» обычно называют метод активизации творческого мышления человека посредством специальных приемов, которые снижают критичность и самокритичность, что, в свою очередь, положительно влияет на степень уверенности человека в себе и своих возможностях.

При проведении «мозгового штурма» необходимо соблюдать следующие правила работы:

• Запрещена критика выдвинутых идей.

• Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы.

• Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

•В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей.

•Доброжелательная, творческая атмосфера проведения.

•Активное взаимодействие всех участников.

Этот метод я использовала на уроке, чтобы ученики смогли ответить на главный вопрос: мальчик положительный или отрицательный герой? Дети высказывали свою точку зрения, а я ставила + или ---

+ ----

смелый нарушил дисциплину на корабле

ребёнок (не взрослый) решил соревноваться с обезьяной

послушный (выполнил приказ отца) заставил всех переживать, отца в особенности

заигрался, забыл об опасности

всех развеселил

сумел побороть страх и прыгнул в воду

Когда все факты были исчерпаны, мы ответили на главный вопрос урока по-другому – методом классического диалога.

Метод классического диалога

Задача классического диалога – найти оптимальное решение проблемы, которое бы устраивало всех участников группового диалога.

Первый участник диалога – главное действующее лицо – предлагает свой взгляд или вариант решения проблемы, опираясь на выдвинутую систему фактов или аргументов.

Второй участник – противник или оппонент, должен, так или иначе, отнестись к системе аргументации главного действующего лица и выдвинуть свои, дополнительные факты или контраргументы.

Следующий выступающий – посредник. Его функциональная роль – выдвижение решения, которое бы устраивало обе стороны. Выступлением посредника завершается первый цикл диалога. Если он выдвинул решение, устраивающее обе стороны, то диалог завершается, если же кто-то готов предложить дополнительную аргументацию и оспорить предложенное решение, то начинается следующий цикл диалога. Циклы возобновляются до тех пор, пока не будет достигнуто общее решение.

Главное действующее лицо и оппонент могут иметь защитников в лице дополнительных участников спора. Так возникает группа из четырех - пяти человек, которая, как показывает практика, является оптимальной. Оставшаяся часть ребят может выполнять роль судей, что очень важно при освоении этой формы проведения спора, результатом которого является нахождение и принятие группой решения. Что делают судьи? Они следят за соблюдением правил проведения такого диалога и оценивают его уровень.

Давайте попробуем разыграть классический диалог.

- Кто хочет быть главным действующим лицом?

- Защитником?

- Противником?

- Посредником? (Детям раздаются таблички с названиями их ролей).

- Скажи классу, какую мысль ты будешь доказывать?
- А ты? и т. д.

- A все мы – судьи, будем следить за правильностью ведения диалога, будем оценивать, достаточно ли было фактов, умела ли группа вести диалог, были ли повторы, соблюдалась ли очерёдность.

В процессе диалога мы будем обсуждать, каким героем является мальчик.

Главное действующее лицо (ГДЛ)

Оппонент

Защитник

Посредник

1. Мальчик – положительный герой, он заигрался и забыл об опасности.

Мальчик нарушил дисциплину на корабле, его нельзя назвать положительным героем.

Я согласен с ГДЛ, мальчик нарушил дисциплину потому что он - ребенок, а не взрослый.

Я согласен и с ГДЛ, и с оппонентом. Нарушение дисциплины может привести к беде, но дети не чувствуют опасности.

2. Мальчик – положительный герой, поднял всем настроение, развесели л публику.

Но ведь он решил соревноваться с обезьяной!

Я думаю так же, как ГДЛ.

Да, публика смеялась, но разве можно соревноваться с животным?

3.Мальчик – положительный герой, он смелый, не испугался высоты.

Мальчик мог разбиться

Я согласен с ГДЛ, мальчика можно назвать смелым.

Я согласен и с ГДЛ, и с оппонентом.

4. Мальчика можно назвать послушным, ведь он выполнил приказ отца и прыгнул в воду.

Заставил всех переживать, отца в особенности

Я поддерживаю точку зрения ГДЛ.

Я согласен и с ГДЛ, и с оппонентом. Родители всегда переживают за своих детей. Дети не должны расстраивать своих близких.


После диалога подводится итог. Задаются вопросы классу:

- Факты исчерпаны. Соблюдалась ли очерёдность?

- Были ли повторы?

- На ком закончился диалог? (вернуться к нашему ВОПРОСУ)

- А что нам показывают весы? (посчитать « и « . Чего больше?)

Вывод: Мальчик, конечно же, положительный герой. Он только чуть-чуть постарше вас. Вот представьте, что это произошло с вами. Смогли бы вы сразу подумать и об отце, и о том, чем это может грозить. Почему? (мы маленькие). Поэтому мальчика отрицательным героем считать нельзя.


Работа в парах сменного состава

У Л.Н.Толстого очень много произведений, но есть у него короткие рассказы для самых маленьких. Эти рассказы дети читали друг другу в парах, прочитав свой рассказ, оставляли карточку на парте и переходили к другому столу, образовывалась новая пара, каждый читал свой рассказ другому и т.д.

После чтения обучающимся задавались вопросы:

- Кто успел прочитать 2-3 карточки?

- Какой рассказ запомнился, понравился?

Вывод: Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Решать эти задачи мне помогает использование современных интерактивных технологий.

Интерактивное обучение - интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики, которое полностью соответствует требованиям ФГОС.