Интерактивная экскурсия для старшеклассников:
«Михаил Степанович Высоцкий — человек, который изменил белорусское машиностроение»
Пешко О.С., учитель истории и искусства,
руководитель музея «Спадчына»
Г
УО «Средняя школа №33 г.Бреста»
Цель экскурсии:
Познакомить учащихся с жизнью и достижениями Михаила Степановича Высоцкого, показать его вклад в развитие белорусского и мирового машиностроения, вдохновить на изучение технических наук и инженерного дела.
Задачи экскурсии:
Рассказать о ключевых этапах жизни и карьеры М.С. Высоцкого.
Показать его роль в создании легендарных автомобилей МАЗ.
Обсудить, как его идеи повлияли на мировое машиностроение.
Вовлечь учащихся в интерактивные задания, чтобы закрепить знания.
Способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма.
Учащимся заранее даётся задание ознакомиться с жизнью и деятельностью М.С. Высоцкого (Приложение). Семь основных остановок экскурсии – семь ключевых пунктов жизни и деятельности. Класс разбит на мини-группы, каждая из которых готовит одну остановку.
Ход занятия
1 остановка. Введение: Кто такой Михаил Высоцкий?
Вопрос: Как вы думаете, почему Михаила Высоцкого называют «основоположником белорусского машиностроения»?
Ответ: Он был главным конструктором МАЗа, разработал десятки моделей автомобилей, которые использовались не только в СССР, но и за рубежом. Его идеи и технологии стали основой для развития автомобильной промышленности Беларуси.
2 остановка. Детство и юность
Задание: Представьте, что вы живете в 1940-х годах. Как вы думаете, каково было молодому человеку в послевоенное время начать карьеру на заводе?
Ответ: Это было сложное время: страна восстанавливалась после войны, не хватало ресурсов, но именно тогда Михаил Высоцкий начал работать на Минском автомобильном заводе и одновременно учиться.
Факт: В 1949 году он предложил проект первого конвейера по сборке автомобилей на МАЗе. Это был настоящий прорыв!
3 остановка. Первые шаги в машиностроении
Вопрос: Какие автомобили были разработаны при участии Высоцкого в 1950-х годах?
Ответ: МАЗ-200, МАЗ-205 и первый в мире 40-тонный самосвал МАЗ-530, который получил гран-при на выставке в Брюсселе в 1958 году.
Задание: Попробуйте представить, как выглядел МАЗ-530. Нарисуйте его или опишите.
Ответ: Это был огромный самосвал, который использовался для перевозки тяжелых грузов. Его разработка стала настоящим вызовом для инженеров того времени.
4 остановка. Главный конструктор МАЗа
Факт: В 1961 году Михаил Высоцкий стал главным конструктором МАЗа. Под его руководством завод стал одним из ведущих в СССР.
Вопрос: Как вы думаете, почему МАЗ-2000 «Перестройка» так и не был выпущен?
Ответ: Из-за развала СССР и экономического кризиса. Однако этот автомобиль получил золотую медаль на автосалоне в Париже и был признан «Автомобилем XXI века».
Задание: Найдите фотографии МАЗ-2000 «Перестройка». Какие особенности этого автомобиля вас удивили?
5 остановка. Научная деятельность и признание
Факт: Михаил Высоцкий опубликовал более 450 научных статей, получил более 100 патентов и стал членом Академии наук БССР.
Вопрос: Почему его работы ценятся во всем мире?
Ответ: Он предложил множество инновационных решений, которые помогли усовершенствовать автомобильное производство.
Задание: Попробуйте придумать свое изобретение для автомобиля будущего. Опишите его.
6 остановка. Наследие Высоцкого
Факт: В честь Михаила Высоцкого названы улица в Минске, автомеханический колледж и открыт Дом-музей в его родной деревне Семежево.
Вопрос: Как вы думаете, почему важно сохранять память о таких людях, как Михаил Высоцкий?
Ответ: Они вдохновляют новые поколения на достижения в науке и технике, показывают, что даже в сложных условиях можно добиться успеха.
Задание: Представьте, что вы экскурсовод в Доме-музее Высоцкого. Что бы вы рассказали посетителям?
7 остановка. Заключение: Почему Михаил Высоцкий — герой Беларуси?
Факт: Он проработал на МАЗе 50 лет, 36 из которых был главным конструктором. Его вклад в машиностроение невозможно переоценить.
Вопрос: Какие качества, на ваш взгляд, помогли Михаилу Высоцкому добиться таких успехов?
Ответ: Трудолюбие, целеустремленность, умение мыслить нестандартно и любовь к своему делу.
Задание: Напишите (или устно составьте) короткое эссе на тему: «Чему я могу научиться у Михаила Высоцкого?»
Итог экскурсии:
Михаил Степанович Высоцкий — пример того, как один человек может изменить целую отрасль. Его жизнь и работа показывают, что наука и техника — это не только сложно, но и очень интересно. Возможно, именно вы станете следующим великим инженером или конструктором!
Вопрос для обсуждения: Какие современные технологии в машиностроении, на ваш взгляд, могли бы заинтересовать Михаила Высоцкого?
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Михаил Высоцкий родился в 1928 году в деревне Семежево Минской области. О его детстве мало что известно (по крайней мере в открытых источниках), также как и о том, как он с семьей пережил Великую отечественную войну.
В 1946 году он устроился слесарем-сборщиком на Минский автомобильный завод, а одновременно с работой учился в Минском автомеханическом техникуме, который успешно закончил в 1949 году. В своей дипломной работе Михаил Степанович предложил проект первого конвейера по сборке автомобилей на МАЗе.
После окончания учебы перешел на должность конструктора и одновременно начал обучаться во Всесоюзном заочном машиностроительном институте, который окончил в 1955 году.
В 50-х годах Высоцкий принимал активное участие по созданию автомобилей МАЗ-200 и МАЗ-205. А разработанные при его участии прицепы и полуприцепы активно использовались при запуске первого искусственного спутника земли. Большим испытанием стала разработка первого в мире 40-тонного самосвала МАЗ-530. Он впоследствии выиграл гран-при на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году.
В 1961 году Михаил Степанович становится главным конструктором МАЗа. Именно с этого года начинается расцвет Минского автозавода. Под руководством Высоцкого были разработаны десятки моделей автомобилей, в том числе и для Камского автомобильного завода.
Вспомнить можно о проекте автомобиля, который, к сожалению, так никогда и не был выпущен — МАЗ-2000 «Перестройка». В 1988 году он получил золотую медаль Большого парижского автосалона и был официально признан «Автомобилем XXI» века. Но из-за развала СССР и кризиса, «Перестройка» так и не вышла на конвейерное производство, хотя интерес к данному автомобилю проявили многие европейские страны. Единственная сохранившаяся на сегодня «Перестройка» установлена на постаменте около завода.
Михаил Высоцкий выступил инициатором создания на МАЗе производства отечественных автобусов, которое и началось в 1992 году.
Кроме разработки новых моделей, Высоцкий занимался научной деятельностью. Его труды стали основой для совершенствования автомобильного производства. Им опубликовано более 450 научных статей, издано 20 монографий, получено более 100 патентов. В 1989 году он стал действительным членом Академии наук БССР. Активно занимался преподаванием и обучением.
Перечислить все заслуги Михаила Степановича Высоцкого перед автомобилестроением очень сложно. Для этого придется написать целую научную статью. Можно с уверенностью сказать, без него МАЗ сегодня был бы совсем другим предприятием, если бы вообще был.
В 1997 году Международный биографический центр в Кембридже присвоил Михаилу Высоцкому звание «Человек года-1997». Также в этом году ему была вручена Медаль Чести за выдающиеся достижения в науке. А Американский биографический институт внес имя Михаила Высоцкого в список 5000 ученых, внесших наиболее значительный вклад в развитие науки 20 века.
Михаил Высоцкий выступал также и редактором специализированной литературы. Среди самых заметных работ — энциклопедия «Машиностроение» (Россия), журнал «International Journal of Vehicle Design» (Великобритания).
В 2002 году Высоцкий решением Совета Министров назначен генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь. С 2006 года и до последних дней был генеральным директором научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси»
25 февраля 2013 года Михаил Степанович умер. Похоронен на Восточном кладбище Минска.
Другие награды. Орден Трудового Красного Знамени, Государственная премия СССР, орден Ленина, Государственная премия БССР, Заслуженный работник промышленности СССР, Орден Отечества III степени, медаль имени Королева, Орден Отечества ІІ степени, звание Почетный гражданин Минска, Медаль Чести.
Память. На малой родине Высоцкого, в поселке Семежево, был открыт Дом-музей Героя Беларуси М.С.Высоцкого.
В 2014 году имя Высоцкого было присвоено Минскому государственному автомеханическому колледжу.
Также в его честь названа одна из улиц Минска.
Высоцкий — основоположник белорусского машиностроения. Научные работы Михаила Степановича ценятся во всем мире. Автомобильные заводы из других стран учились опыту Высоцкого, перенимали его идеи и разработки. И это не говоря о его достижениях в должности Главного конструктора МАЗа. Он проработал на Минском автозаводе 50 лет, 36 из которых был Главным конструктором.
Источник: Герой Беларуси. Михаил Высоцкий - главный конструктор МАЗа (hvali.by) https://hvali.by/geroi-belarusi-mihail-stepanovich-vyisotskiy/
Табличка на Доме-музее М.С.Высоцкого
МАЗ-530
МАЗ-2000 «Перестройка». На постаменте перед заводом
МАЗ-200
4