Интерактивная игра для младших школьников
«Энергосбережение-важное решение»
Разработчик: Кассис С.Н.,
методист,
Сурдин В.Н.
педагог дополнительного образования
г.Салехард
Пояснительная записка
Аннотация: Методическая разработка предназначена для проведения интерактивной игры среди обучающихся младших классов.
Методическая разработка конкурса включает вопросы по теме, за которые команды получают определённое количество баллов. Победителями становится команды, набравшие наибольшее количество баллов.
Разработка конкурса предназначена для учителей начальных классов при проведении внеклассных мероприятий.
Номинация: Урок «Простые энергоэкологические решения против изменения климата»:
На конкурс представляется разработка внеклассного мероприятия, посвященного проблеме глобального изменения климата, возможным последствиям для страны/региона, и практическим мерам, которые можно предпринять на индивидуальном уровне, в масштабе школы, дома или местного сообщества для снижения выбросов парниковых газов.
Цель: формировать представления обучающихся об энергосбережении.
Задачи:
развивать познавательный интерес к проблеме энергосбережения нетрадиционными методами через активное творчество;
пропагандировать идеи экономии энергоресурсов;
воспитывать у учащихся гражданскую позицию и психологическую настроенность на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов.
Ход игры
Деление на команды с помощью игры «Ленточки». В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивал ленточку (зеленого сиреневого и красного цвета) потом судя по цветам они расходятся на команды.
Мотивация учащихся.
Воспитатель. Я предлагаю зафиксировать свое эмоциональное состояние через метод «Прогноз погоды». (Этот метод способствует созданию благоприятной атмосферы, организации коммуникации участников педагогического процесса.)
Охарактеризуйте ваше эмоциональное состояние на начало игры погодным признаком – температурой. Чем выше температура, тем комфортнее ваше состояние.
(У меня – 25…, у вас … Опрашиваем всех, фиксируем маркером на графике)
- График у нас получился в виде ломаной кривой, это естественно, ведь все мы являемся индивидуальностью, каждый имеет право на свое состояние, свое мироощущение.
Задание 1. «Лучший знаток энергосбережения» (слайд 3-18)
Участвует в раунде по 1 человеку из команды, который выбирается другими участниками команды. Участник должен ответить на 5 вопросов. В данном конкурсе команда может заработать 20 баллов, каждый вопрос имеет свой собственный балл и четыре варианта ответа.
Ведущий задает вопросы по порядку, участник должен отвечать, если ответ будет неверным – команда завершают свое участие в раунде. У участника есть возможность один раз воспользоваться советом команды и один раз ведущий убирает два неправильных варианта ответа.
Задания для команды сиреневых:
1. К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество) (10 баллов)
2.Голова моя стеклянная болит
От того, что день и ночь она горит.
Выключить меня никто не хочет,
Больше жить так нету мочи. (электрическая лампочка) (20 баллов)
3.Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь –
Все на ус мотает (электросчетчик) (30 баллов)
4.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Электрочайник) (40 баллов)
5.Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк,
Днём он спит, А как проснётся –
Ярким пламенем зажжётся. (Лампа.) (50 баллов)
Задания для команды зеленых:
1. В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет –
Дом она обогревает (батарея) (10 баллов)
2. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички (газ) (20 баллов)
3.От работы вас избавлю, Ни пылинки не оставлю. (Пылесос) (30 баллов)
4.Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь
А слышно – там. (Телефон) (40 баллов)
5.Зимой много ест,
А летом много спит;
Тело тёплое,
А крови нет. (Печь.) (50 баллов)
Задания для команды красных:
1. Лампа и магнитофон,
Радио и телефон,
Телевизор, пылесос.
«Что же это?» - мой вопрос (электрические приборы) (10 баллов)
2.Я несу в себе водицу
Всем водица пригодится.
Можно мыться без хлопот
Если есть…(водопровод) (20 баллов)
3. Если ветер в окна свищет
Или дождь из щелей брызжет —
Значит, ясно нам одно: ... (не заклеено окно). (30 баллов)
4.Прозрачное, как стекло, А не вставишь в окно. (Вода) (40 баллов)
5.Провела я солнце
Сквозь свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало в доме весело. (Электролампочка) (50 баллов)
Физкультминутка
Если вы экономно расходуете электроэнергию не только у себя дома, потопайте ногами.
Если вы или кто-то в вашей семье вытирает пыль с ламп освещения в вашей квартире, почешите свой нос (пыль на 35% уменьшает яркость освещения, что вынуждает часто менять лампы).
Если вы используете дома энергосберегающие лампы, потрите руки.
Если, на ваш взгляд, защита окружающей среды — хорошее дело, моргните глазами.
Если вы считаете, что нужно экономить электроэнергию, похлопайте в ладоши.
Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза рукой.
Если вы заклеиваете окна на зиму, подпрыгните.
Если вы всегда закрываете дверь, входя в подъезд зимой, улыбнитесь.
Задание 2. .Конкурс пословиц и поговорок о бережливости (слайд 19)
Командам выдаются конверты, в которых находятся пословицы, разделённые на 2 части. Задача соединить их по смыслу.
Задания для команды сиреневых:
Кто не бережет копейки, / тот сам не стоит рубля.
Кто не умеет грош сберечь, / тот не сбережет и миллиона.
Бережливость - /не скупость.
Задания для команды зеленых:
Бережливая вещь /два века живёт.
Через край не лей, / добра пожалей.
Что сегодня сбережешь, / завтра пригодится.
Задания для команды красных:
Пушинка к пушинке /- выйдет перинка.
Бережливость / лучше прибытка.
Капля мала, / а по капле море
Задание 3. Кроссворд «Энергоша»
Разгадать кроссворд вам поможет Энергоша, его имя записано в вертикальном столбце. Энергоша знает, что такое энергия, как ее используют и экономят. Найти правильный ответ помогут ребусы.
______________________________________________________________________________________________ 1. Лестница вверх-вниз ползет, на спине людей везет.
______________________________________________________________________________________________
2. Из нее получают бензин, мазут и керосин.
______________________________________________________________________________________________
3. Сосуд, контейнер или резервуар для хранения или транспортирования жидкостей.
______________________________________________________________________________________________
4. Устройство атомной станции, предназначенное для организации управляемой реакции деления ядер урана, сопровождаемой выделением энергии.
______________________________________________________________________________________________
5.Инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки природного газа с помощью трубопровода.
______________________________________________________________________________________________
6. Совокупность предприятий, производящих или добывающих однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
______________________________________________________________________________________________
7. Твердый остаток после выплавки металла из руды, а также от сжигания угля.
______________________________________________________________________________________________
8. Совокупность механизмов и приспособлений, действующих автоматически.
9
. Меня все «чёрным золотом» зовут, Получают и бензины и мазут.
______________________________________________________________________________________________
Ответы
1. Эскалатор = Э + с-К-А + пиЛА + (том→ТО[Р]). 2. Нефть = не-Ф + (тень→ТЬ).
3. Емкость = Е + (мост→М[К]ОСТ) + Ь. 4. Реактор = РЕ + трАКТОР.
5. Газопровод = Г + (коза→АЗОк) + (перо→ПРО) + (ведро→ВОД). 6. Отрасль = от-Р-А + (ель→[C]ЛЬ).
7. Шлак = Ш + юЛА + К.
8. Автоматика = АВТОМАТ + И-к-А.\
9. Нефть = (дельфин→НЕФ) + пяТЬ.
Учитель. Вот и подошла к концу наша игра. Давайте посчитаем сколько баллов вы заработали в ходе сегодняшней игры.
Рефлексия.
Метод «Прогноз погоды». Охарактеризуйте ваше эмоциональное состояние на конец игры погодным признаком – температурой.
Сравниваем полученные кривые. Делаем вывод.
Учитель. Закончить наше занятие я хочу словами Бернарда Шоу «Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле, как люди».