Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Можете ли Вы предположить, какие виды он выделил? Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания. Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми. Чтобы такого не было, расскажите и покажите ребёнку, что он может выражать эмоции разными способами: ✓ Сказать вам про них: «Мне грустно», «мне смешно» . ✓ Нарисовать их. ✓ Слепить из пластилина или из песка. ✓ Через физические действия: попрыгать, побегать, потанцевать. ✓ Написать о том, что он чувствует. ✓ Рассказать через игру. Назовите чувства ребёнка, которые он сейчас переживает: – Ты очень скучаешь по родному человеку. – Понимаю, тебе это обидно. – Я вижу, как тебе приятно. – Я понимаю, тебе сейчас грустно. – Похоже, ты очень разозлился. Как Вы думаете, можно ли помочь ребенку своим примером? Каким образом? Будьте примером для ребёнка – говорите ему о том, что чувствуете. Рассказывайте ему о своих эмоциях и чувствах. Ведь дети смотрят на нас и учатся. Также старайтесь меньше говорить и больше слушать ребёнка. И слушать необходимо очень внимательно! А сейчас мы с Вами проведем игру, которую можно провести с ребенком. Во время игры предлагаю Вам объединиться в пары. Игра «Художники» Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге. Перед Вами пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. Рисуем с помощью карандашов, бумага лежит у Вас на парте. Всем ли всего хватает? На рисунок Вам отводиться 5 минут. Кто хочет показать свою работу, задача остальных отгадать, кто является героем сюжета, а автор работы потом рассказывает изображенную историю. |