Доклад на семинаре учителей МО
Приемы интерактивного обучения.
Основные этапы занятия (в каждом этапе свой интерактивный приём или метод)
1. Организационный
Упражнения на создание благоприятного эмоционального настроя и положительного психологического климата на уроке: «Подари цветок», «Прогноз погоды», «Комплимент».
2. Проверка домашнего задания:
разминка;
тестовые задания;
выполнение заданий, аналогичных тем, которые были заданы на дом;
постановка дополнительных вопросов;
обращение с просьбой продолжить ответ (по «цепочке», по «кругу»);
составление алгоритма (плана) выполнения домашней задачи.
3. Актуализация субъективного опыта:
объяснение цели;
постановка целей в виде проблемного вопроса, задания;
проведение опроса на предмет знания и понимания изучаемого материала;
постановка целей через показ конечных результатов занятия;
постановка привлекательной цели.
4. Изучение нового материала в интерактивном режиме:
1. Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представляется системой проблемных задач разного уровня сложности, в ходе решения которых дети овладевают знаниями и способами действий, вследствие чего происходит формирование и развитие творческих способностей, а именно продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
2. Адаптивное обучение подразумевает технологическую педагогическую систему форм и методов, которые способствуют результативному индивидуальному обучению. Подобная система лучше других учитывает уровень и структуру начальной подготовки, оперативно отслеживает результаты текущей подготовки. А это, в свою очередь, позволяет целесообразно подбирать задания и упражнения для дальнейшего быстрого продвижения.
3. Проектное обучение, суть которого заключается в том, что педагог представляет исходные данные и очерчивает планируемые результаты учебной задачи. Дети самостоятельно намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность.
5. Первичная проверка знаний и способов деятельности:
опорный конспект;
построение ассоциативного ряда;
использование заданий на узнавание изучаемых объектов;
разрешение проблем;
проектный метод;
«Карусель»;
«Мозговой штурм».
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности:
взаимообмен заданиями, вопросами;
вопросно-ответное обобщение;
придумывание заданий, вопросов, задач;
использование вопросов, повышающих интеллектуальную активность;
использование гипотез, предложений;
каждый учит каждого;
творческие задания;
«круглый стол»;
интервью;
обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные).
7. Применение знаний и способов деятельности:
8. Контроль и самоконтроль:
9. Коррекция знаний:
тестовое задание;
задания с пропусками «Найди ошибку»;
«Корректор»;
Продолжи предложение;
Структурно-логические схемы с пропусками.
10. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности:
техника кооперации (подразумевает работу в группах или парах с различными видами заданий: круг идей, общий проект, синтез мыслей, поиск информации);
составление «карты» мыследеятельности (составление плана или алгоритма);
построение «дерева» темы (листочки «за» и «против»).
11. Информация о домашнем задании:
12. Подведение итогов урока:
незаконченное предложение «Я научился на этом уроке…»
словесная аргументированная оценка;
эмоциональные минутки радости.
13. Рефлексия:
анкета «Плюс – минус – интересно»;
цепочка пожеланий;
барометр настроения;
«Я хочу сказать спасибо…».