Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»
Доклад на тему:
«Интерактивные методы на уроках чтения и речевой практики как средство развития познавательной активности обучающихся»
Выступление на М/О
учителей начальных классов
Подготовила
учитель начальных классов
Кузнецова В.В.
2022 год
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Работая над проблемой, «Использование интерактивных методов обучения на уроках чтения с целью привития интереса к предмету, формирования коммуникативных навыков, совершенствования техники чтения», считаю, что главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии стойкого интереса к чтению, что в дальнейшем обеспечит решение других познавательных задач.
Реализации данной проблемы способствует внедрение новых педагогических технологий. Меня заинтересовали интерактивные методы обучения, позволяющие создавать ситуацию успеха для каждого ученика и на каждом уроке.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
*Доверительные, позитивные отношения в системе «учитель-ученик»;
*Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся.
Апробировала и предлагаю для использования на различных этапах урока следующие интерактивные формы организации учебно-воспитательного процесса:
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:
опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
включать учеников в решение проблемных ситуаций;
использовать дидактические игры и дискуссии;
использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В основу нового стандарта положен системно - деятельностный подход в образовании. А ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной и во внеучебной деятельности.
Одной из основных методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.
Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Под интерактивным обучением следует понимать использование фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. К наиболее употребляемым сегодня относятся следующие технологии:
Ролевая игра
Работа в группах
«Мозговая атака»
«Общая дискуссия»
Проекты
Словесные ассоциации
Воспроизведение информации
Поиск соотношений
Технология «Ключевой момент»
Сегодня я хочу показать вам несколько интерактивных методов обучения, которые я использую на своих уроках литературного чтения, на примере всем известной сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Работаем в 3 группах
Технология «Мозговой штурм»
- Какие бывают сказки?
Сказки бывают разных видов. (НА СЛАЙДЕ: БЫТОВЫЕ (Люди, фантастические существа. Животные чаще являются помощниками сказочных героев), ВОЛШЕБНЫЕ (Люди, побеждающие зло, благодаря смекалке, мужеству и хитрости), О ЖИВОТНЫХ (Животные, растения, объекты неживой природы)).
Задание: Ваша задача в группе обсудить и назвать характерные черты каждого вида сказок.
Выслушиваются ответы (спрашиваю по группам).
ПРОВЕРКА:
Технология «Словесные ассоциации»+ групповая работа 4 гр
В бытовых сказках много слов, которые устарели и вышли из употребления, не соответствуют сегодняшнему времени.
Задание (работаем в группах): В тексте сказки встречаются такие слова как «невод», «корыто», «землянка», «светёлка». Ребятам предлагается обсудить в группе и объяснить значение слова. (У каждой группы напечатано на листочке своё слово: 1 землянка, 2 невод,3 корыто, 4 светёлка).
Технология «Общая дискуссия»
Вопрос:
Сколько раз менялось море? Как в сказке отзывалось море на жадность старухи? Пять: разыгралось – помутилось – неспокойно – почернело - на море чёрная буря
Установите очередность рисунков?
Технология «Воспроизведение информации»
Задание:
Работаем в группе
Поставь картинки в логическом порядке. Озаглавьте предложенную вам иллюстрацию.
Придумайте по 2 интересных вопроса к иллюстрации.
ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД
Технология «Ролевая игра»
У вас 2 минуты на подготовку. Перескажите по ролям фрагмент сказки с опорой на иллюстрацию.
Технология «Незаконченное предложение»
Технология «Поиск соответствий»
Задание: две команды мальчики и девочки
Выберите имена прилагательные характеризующие черты характера главных героев.
Опишите героя используя эти имена прилагательные.
Технология «Ключевой момент».
Задание: Из списка выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке и объясните почему. (Ответ: Много захочешь – последнее потеряешь или Ненасытному всё мало.
Выводы: Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.
Успешность обучения младших школьников напрямую зависит от наличия устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Мотивация способствует более успешному усвоению изучаемого материала.
Положительный результат обучения свидетельствует об эффективности применяемых интерактивных технологий, способствующих развитию личности ребенка.
Я глубоко убеждена, что сегодня необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют организовать работу на уроке в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению учебного материала, вызывают интерес к самостоятельному познанию нового, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.