СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы на уроках чтения и речевой практики как средство развития познавательной активности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на М/О учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы на уроках чтения и речевой практики как средство развития познавательной активности обучающихся»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»







Доклад на тему:

«Интерактивные методы на уроках чтения и речевой практики как средство развития познавательной активности обучающихся»











Выступление на М/О

учителей начальных классов

Подготовила

учитель начальных классов

Кузнецова В.В.





2022 год

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. 

Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Работая над проблемой, «Использование интерактивных методов обучения на уроках чтения с целью привития интереса к предмету, формирования коммуникативных навыков, совершенствования техники чтения», считаю, что главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии стойкого интереса к чтению, что в дальнейшем обеспечит решение других познавательных задач.

Реализации данной проблемы способствует внедрение новых педагогических технологий. Меня заинтересовали интерактивные методы обучения, позволяющие создавать ситуацию успеха для каждого ученика и на каждом уроке.

Обязательные условия организации интерактивного обучения:

*Доверительные, позитивные отношения в системе «учитель-ученик»;

*Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся.

Апробировала и предлагаю для использования на различных этапах урока следующие интерактивные формы организации учебно-воспитательного процесса:

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

  1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;

  2. включать учеников в решение проблемных ситуаций;

  3. использовать дидактические игры и дискуссии;

  4. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;

  5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. В основу нового стандарта положен системно - деятельностный подход в образовании. А ключевым условием реализации данного подхода в начальном общем образовании является организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, ориентация на всевозможные совместные формы взаимодействия детей с педагогами в учебной и во внеучебной деятельности.

Одной из основных методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.

  Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа – группа. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Под интерактивным обучением следует понимать использование фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. К наиболее употребляемым сегодня относятся следующие технологии:

  • Ролевая игра

  • Работа в группах

  • «Мозговая атака»

  • «Общая дискуссия»

  • Проекты

  • Словесные ассоциации

  • Воспроизведение информации

  • Поиск соотношений

  • Технология «Ключевой момент»



Сегодня я хочу показать вам несколько интерактивных методов обучения, которые я использую на своих уроках литературного чтения, на примере всем известной сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 

Работаем в 3 группах

Технология «Мозговой штурм»

- Какие бывают сказки?

Сказки бывают разных видов. (НА СЛАЙДЕ: БЫТОВЫЕ (Люди, фантастические существа. Животные чаще являются помощниками сказочных героев), ВОЛШЕБНЫЕ (Люди, побеждающие зло, благодаря смекалке, мужеству и хитрости), О ЖИВОТНЫХ (Животные, растения, объекты неживой природы)).

Задание: Ваша задача в группе обсудить и назвать характерные черты каждого вида сказок.

Выслушиваются ответы (спрашиваю по группам).

ПРОВЕРКА:

  1. Технология «Словесные ассоциации»+ групповая работа 4 гр



В бытовых сказках много слов, которые устарели и вышли из употребления, не соответствуют сегодняшнему времени.

Задание (работаем в группах)В тексте сказки встречаются такие слова как «невод», «корыто», «землянка», «светёлка». Ребятам предлагается обсудить в группе и объяснить значение слова. (У каждой группы напечатано на листочке своё слово: 1 землянка, 2 невод,3 корыто, 4 светёлка).

  1. Технология «Общая дискуссия» 

Вопрос:

  1. Сколько раз менялось море? Как в сказке отзывалось море на жадность старухи? Пять: разыгралось – помутилось – неспокойно – почернело - на море чёрная буря

  2. Установите очередность рисунков?

  1. Технология «Воспроизведение информации» 

Задание:

Работаем в группе

  1. Поставь картинки в логическом порядке. Озаглавьте предложенную вам иллюстрацию.

  2. Придумайте по 2 интересных вопроса к иллюстрации.

ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД

  1. Технология «Ролевая игра»

У вас 2 минуты на подготовку. Перескажите по ролям фрагмент сказки с опорой на иллюстрацию.

  1. Технология «Незаконченное предложение» 

  2. Технология «Поиск соответствий» 

Задание: две команды мальчики и девочки

  1. Выберите имена прилагательные характеризующие черты характера главных героев.

  2. Опишите героя используя эти имена прилагательные.

  1. Технология «Ключевой момент».

Задание: Из списка выберите пословицу, которая подходит к нашей сказке и объясните почему. (Ответ: Много захочешь – последнее потеряешь или Ненасытному всё мало.

Выводы: Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.

  1. Успешность обучения младших школьников напрямую зависит от наличия устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

  2. Мотивация способствует более успешному усвоению изучаемого материала.

  3. Положительный результат обучения свидетельствует об эффективности применяемых интерактивных технологий, способствующих развитию личности ребенка.

Я глубоко убеждена, что сегодня необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют организовать работу на уроке в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению учебного материала, вызывают интерес к самостоятельному познанию нового, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.