ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности. Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
В своей работе применяю различные приемы мотивации:
Интерактивный урок
Интерактивный урок
Метод дискуссий
Групповое обучение
Метод проектов
Создание проблемной ситуации.
Раскрою роль каждого из них в образовательной практике:
Интерактивный урок. Главная цель интерактивного урока - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Выполнение интерактивного задания побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
На интерактивном уроке для проведения фронтальной работы я использую такие интерактивные методики, которые предусматривают одновременную совместную работу всего класса: обсуждение проблемы в общем кругу, незаконченные предложения, «Мозговой штурм», «Обучая – учусь».
Интерактивный урок. применяется с целью повышения мотивации учащихся, предоставление им возможности применить полученные знания для решения практических задач. Так, использование игровых технологий придает обучению соревновательный характер и максимально активизирует мыслительную деятельность учеников.
Метод дискуссий я применяю при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех учащихся использую методику учебного сотрудничества. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы.
Групповое обучение (работа в парах, работа в малых группах) организую по следующей технологии: постановка проблемы, формирование микро групп (по 5-7 человек), распределение ролей в них, обсуждение проблемы в микро группах, представление результатов обсуждения перед всей учебной группой, продолжение обсуждения и подведение итогов. Плюс этой работы заключается в том, что более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища, в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу.
Метод проектов позволяет в полной мере реализовать принцип саморазвития, так как для педагога основным содержанием применения метода проектов является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения), а для учащегося – самостоятельная реализация учебного проекта. Таким образом, преобразовательный эффект от применения метода проектов распространяется не только на получаемый совместный результат, но и на непосредственных участников проектирования. Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.
Создание проблемной ситуации. В условиях психологического затруднения у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности
Одним из эффективных, быстрых способов проверки текущих знаний ученика является физический диктант. Это один из видов программированных заданий с конструированием ответов на поставленные вопросы или дополнений к повествовательным предложениям с пропусками. Его можно проводить на каждом занятии или по мере необходимости (накоплении знаний, нуждающихся в своевременной проверке и коррекции) по вариантам.
При решении задач использую алгоритм – как одну из логических форм организации мыслительной деятельности. Алгоритм показывает, как и в какой последовательности получить результат. Он формируют у ученика четкий стиль мышления, воспитывают требовательность к объективности, правильности и определенности знаний.
На своих уроках использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах, предполагающих основные виды деятельности учителя:
1). Объяснение нового материала.
Подбор текстового и графического материала по теме урока;
Создание учебно-дидактической презентации;
Создание наглядного раздаточного материала;
Создание мультимедийных пособий.
2). Контроль усвоения пройденного материала.
Разработка контрольных и самостоятельных работ.
Разработка тестовых заданий.
Разработка опорных конспектов.
3). Дополнительное образование.
Повторение материала, решение задач при подготовке к ЕГЭ.
Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов.
4). Закрепление пройденного материала.
Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.
5). Внеклассная работа по предмету.
Всё это приносит свои плоды: усвоение учебного материала происходит более уверенно. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Естественно, каждая программа имеет свои недостатки, однако сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.
Сегодня могу сделать вывод о том, что применение на уроках физики интерактивных технологий, интерактивных методов, форм, средств обучения позволило модернизировать процесс обучения, сделало возможным:
повысить у обучающихся уровень мотивации к изучению физики;
учить обучающихся самостоятельно овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической деятельности;
сформировать у обучающихся практические навыки учащихся, необходимые для самостоятельного выполнения творческих заданий.
развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогом.
При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами!