Интерактивный доклад
«Функциональная грамотность как основа развития личности младшего школьника»
учитель начальных классов,
Бахтина Анастасия Валерьевна, МБОУ ШР « СОШ №2»
Размышляя над особенностями работы в начальной школе, прихожу к выводу, что функциональная грамотность основа развития личности младшего школьника. Функциональная грамотность это определенный уровень, знаний, умений навыков, обеспечивающих нормальное взаимодействие личности в системе социальных взаимоотношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, навыки и умения в жизненных ситуациях. Важнейшим требованием стандарта является ориентация на деятельность младшего школьника, таким образом, развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей для педагога в современных реалиях. Что же входит в функциональную грамотность? Можно смело сказать, что к ней относятся навыки письма, чтения, счета, которые формируются именно на уровне НОО. Выделяют несколько основных видов функциональной грамотности. Коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности. Информационная грамотность, умение осуществлять поиск информации в учебной литературе, справочниках, Интернет-источниках. Деятельностная грамотность- это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить цели и достигать их.
Основы грамотности закладываются в начальной школе, здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности (письму, чтению, слушанию, говорению), формирование приемов математической деятельности. На начальном этапе обучения главное развивать умение каждого ученика мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация. В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития школьников необходимо включать в процесс обучения интернет-ресурсы. Обучение на уроке должно носить деятельностный характер, это вполне может обеспечить использование в работе проектно-задачной технологии. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итогом такой задачи всегда является реальный продукт, при создании которого формируется функциональная грамотность, причем различные её составляющие. Предложите продукты, которые можно создать при решении проектной задачи: текст, схема, макет, таблица, диаграмма, коллаж, график и др.
Каковы же этапы работы над проектной задачей?
Формирование рабочих групп (ознакомление с содержанием задачи).
Распределение ролей (определение возможностей группы, выдача заданий).
Выполнение заданий (регулирование работы «слабый – сильный», конфликты).
Создание продукта (сведение отдельных заданий в один продукт).
Представление продукт (ознакомление с результатом работы).
Рефлексия (обсуждение результатов работы).
В качестве примера приведу некоторые проектные задачи, которые формируют деятельностную грамотность. «Что такое осень?», данная проектная задача выполнялась по группам, результатом стал групповой проект. «Государственная символика России» решение этой проектной задачи позволило ребятам создать информационную страницу для туристов, проекты по русскому языку и литературному чтению, предусмотренные содержанием образования. Использование проектных задач предполагает содержание программ различных учебных предметов, все зависит от учителя как запланирует он их использование в процессе обучения.
Однако наиболее полно применяю проектно - задачную технологию на уроках окружающего мира, так материал располагает к проектированию. В рамках курса «Окружающий мир» мной использовались практико-ориентированные, исследовательские и информационные проекты. К социально-ориентированному проекту относилась акция «Покорми птиц зимой». По количеству участников это был групповой проект. Практическим продуктом проекта были кормушки, которые дети потом развесили возле своих домов. Информационные проекты часто использую в качестве дополнительного материала на уроках, ребята делают их с удовольствием и в виде мультимедийных презентаций, сообщений, графических схем, коллажей, они являются самыми распространенными на уроках окружающего мира. Проектирование является основой развития информационной, деятельностной, коммуникативной грамотности о которых упоминалось выше. Виды заданий, применяемых на уроках окружающего мира можно условно разделить на три группы:
Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности. Предлагаю задания «Как узнать?». В этих заданиях ученику может быть предложено, найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы. Такие задания встречаются и ВПР по окружающему миру в 4 классе.
Задания, направленные на формирование деятельностной грамотности, их применение проверяется на практике. При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомились с таким веществом, как крахмал. Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно капнув на вещество. Этот опыт ученик использовал в своей научно-исследовательской работе, проверяя гипотезу можно ли изготовить мороженое марки « Ангария» в домашних условиях?
Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций. Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.
Хочу обобщить, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Работа в проектно-задачной технологии на протяжении начальной школы дает следующий результат, к 4 классу дети умеют создавать индивидуальные и групповые проекты, как на уроках окружающего мира, так и в практических жизненных ситуациях. Данная технология позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. В ходе формирования функциональной грамотности происходит личностный рост обучающихся. Это позволяет им быть успешными в разных сферах жизнедеятельности. Успешным было участие Пятчиной Киры в региональном литературно-исследовательском конкурсе «ЛИК. Геннадий Михасенко» (Диплом 2 степени). Ученица проявила навыки проектной деятельности в создании игры - ходилки на основе прочитанного произведения данного автора, есть и результаты участия других ребят класса в различных мероприятиях, пусть они не значительны, однако значимость их для повышения мотивации школьников неоценима. ( Приложение №1)
Проблема формирования функциональной грамотности остается актуальной для младших школьников, так как все базовые компетенции закладываются именно в этот период. Опыт работы помог сформулировать акценты на то, что влияет на развитие функциональной грамотности на уровне начального образования:
Содержание образования (УМК, предметные линии, системы обучения).
Формы и методы обучения.
Система диагностики и оценки учебных достижений.
Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства.
Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, умело используя все представленные компоненты в совокупности можно заложить основу для успешного развития личности младшего школьника, которая продолжит свое становление в основной и старшей школе.
Литература
Проектные задачи и учебные проекты в начальной школе: Методический сборник 1ч./ Составитель В. Г. Смелова.- Эл.издание.- М. , 2020 г.
Н.Ф. Виноградова. Каким должен быть процесс обучения в начальной школе?// Начальная школа.-2014г.-№9, с.4.
Т. Малышева. Учимся задавать вопросы. // Начальная школа.-2014г.-№10, с.38.
Л. Н. Стрельникова. Модель формирования функциональной грамотности// Мир науки, культуры, образования.-2021г.-№2, с.79.
И. А. Чумакова. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных окдействий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя.- Глазков, 2012г.-144с.
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-ispolzovanie-metoda-proektnoj-deyatelnosti-na-urokah-okruzhayushego-mira-v-nachalnoj-shkole-4136478.html
infourok.ru›funkcionalnaya-gramotnost…shkolnikov…
Приложение №1
Результативность
Учебный год | Название и уровень мероприятия | Фамилия, имя, класс | Уровень результата | Учредитель мероприятия |
2021-2022 | международный конкурс-игра центр « Снейл» | Шалыгин Кирилл, 4б класс | всероссийский, лауреат | Центр « Снейл», г. Омск |
VII Всероссийская метапредметная олимпиада по ФГОС «Новые знания « | Пятчина Кира, Сокольникова Лиза, Грук Алиса, Малханова Олеся, 4 б класс | всероссийский, сертификаты участников | Редакция научно-методического журнала « Управление качеством образования» РГПУ имени Герцена г. Москва |
ВСОШ по русскому языку | Потемкин Макар, 5в класс | муниципальный, призер | Администрация Шелеховского муниципального района, управление образования |
2020-2021 | Литературно-исследовательский конкурс « ЛИК. Геннадий Михасенко» | Пятчина Кира, 3б класс | региональный, Диплом II степени | Иркутский государственный университет, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, АГАУК Иркутской области « Культурный центр Александра Вампилова», г. Иркутск |
Всероссийский конкурс « Мир вокруг нас» | Бурак Кира, 3б класс | всероссийский Диплом I степени | Марафон.ru г. Бийск |
| Конкурс видеороликов «Первые шаги в науку» | Селина Эвелина, 3б класс | региональный, грамота за победу в номинации « Симпатия оргкомитета» в конкурсе видеороликов « Юный экспериментатор» | ГАУ ДО Иркутской области « Центр развития дополнительного образования» |
Заочный областной конкурс-панорама « Мы в ответе за тех, кого приручили» | Демина Нонна, 3б класс | региональный, сертификат | ГАУ ДО Иркутской области « Центр развития дополнительного образования» |
Выставка-конкурс работ декоративно - прикладного творчества среди обучающихся Шелеховского района « Пасхалинка 2021» | Дроздецкая Алёна, 3б класс | муниципальный, 1 место | Администрация Шелеховского муниципального района, отдел культуры ( приказ №01-08/43 от 30.04.2021г.) |
районный конкурс детских творческих работ « Краски и легенды Байкала» | Петрова Алиса, 3б класс | муниципальный, лауреат I степени | Администрация Шелеховского муниципального района, отдел культуры |
Районный интеллектуальный марафон « Специалист» среди обучающихся 3-х классов | Засимов Лев, 3б класс | муниципальный, участие | Администрация Шелеховского муниципального района, управление образования ( приказ УО № 100 от 26.02.2021г.) |
Муниципальный конкурс художественного чтения « Живое слово», среди обучающихся 1-4 классов ОО Шелеховского района | Круглова Соня, 3б класс | муниципальный, участие | Администрация Шелеховского муниципального района, управление образования ( приказ УО № 149 от 16.03.2021г.) |
4