Просмотр содержимого документа
«Интерактивный подход к проведению тематических зачетов по математике»
Интерактивный подход к проведению тематических зачетов по математике
В процессе преподавания математики обязательным элементом контроля знаний является тематическое оценивание. Одна из форм тематического опроса — зачеты. Преимущества тематических зачетных работ перед другими формами зачетного контроля состоят в раскрытии возможностей для:
определения уровня учебных достижений;
определения полноты восприятия нового материала;
определения глубины усвоения знаний;
определения практических умений;
определения умения решения задач.
В последнее время появилось достаточное количество методической литературы по проведению тематического оценивания учащихся.
На наш взгляд, основным недостатком тестового подхода к проверке знаний является отсутствие речевого общения между учащимися, учеником и учителем. Применение интерактивных методов в организации контроля позволяет их избежать, а применение интерактивных методик позволяет влиять на процессы развития памяти, логического мышления и коммуникативных умений.
Одним из путей вовлечения учащихся в общение во время учебного процесса является применение на уроках групповых форм работы. С учетом этого предлагается план урока-зачета, разработанного и апробированного в ОШ № 1 г. Херсона Е. Д. Бурштейн, целью которого является установление не только уровня усвоения учебного материала, но и привлечение учащихся в процессе контроля к общению .Зачет предлагается проводить в течение двух уроков в три этапа: подготовительный, устный опрос и письменная работа. Остановимся далее на проведении каждого этапа.
Первый этап — подготовительный
Подготовка к зачету начинается с первых уроков изучения новой темы. Учитель сообщает классу вопросы к зачету, чтобы дать возможность ученикам должным образом подготовиться к опросу. Класс разбивается на группы по пять учеников, среди которых учитель выбирает "наставника". Желательно, чтобы это был ученик, который хорошо знает предмет, может хорошо объяснить то или иное явление и четко высказать свою мысль. Цель "наставника" — объяснять и разъяснять различные физические явления, процессы и помогать более слабым учащимся в решении того или иного вопроса. Участие других членов бригады в общении проявляется в форме вопросов к "наставнику", ответов на эти вопросы.
Второй этап — устный опрос
Он происходит на первом зачетном уроке и имеет следующую форму. Первую половину урока "наставник" работает со своей бригадой, но теперь его цель — следить за тем, как происходит общение членов бригады, и только обращать внимание на то, как мыслит и каким образом высказывает свою мысль в конце общения "наставник". Он указывает каждому члену бригады на его ошибки и на что следует обратить особое внимание. Также в этой дискуссии имеют право участвовать и другие члены бригады. '"Наставник" выставляет каждому ученику балл и заносит его в табель контроля № 1, который сразу сдается учителю.
Вторую половину урока "наставник" опрашивает вторую бригаду и выступает в роли "контролера". Его цель выяснить уровень усвоения материала, как четко высказывается мысль, на каком уровне это происходит. В конце опроса "контролер" выставляет контрольный балл каждому члену бригады, который заносится в табель контроля № 2. "Контролер" аргументирует перед всем классом выставленные оценки и после этого предлагает оценку "наставнику" этой бригады. Если предыдущая оценка выше контрольной, то это означает, что "наставник" не выполнил свое задание, поэтому он получает низкий балл. На этом второй этап окончен.
Третий этап — письменный зачет
Этот этап проводится на втором зачетном уроке. Учитель предлагает учащимся написать уровневую контрольную работу, проверку которой осуществляет "наставник". Учитель в свою очередь проверяет письменные работы "наставников". Оценка за зачет выставляется с учетом контрольного балла № 2 и оценки за письменную работу.
Опыт апробации зачетов по такой системе показывает, что их применение способствует стремлению учащихся достичь высоких результатов, а участие в ролевой игре создает условия для развития коммуникативных умений и навыков.
Такой вид проверки является наиболее эффективным, так как охватывает проверку всего материала, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме.