СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивный семинар «Современная модель партнерского взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей учащегося»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: интерактивный семинар, деловая игра, модель взаимодействия, педагог дополнительного образования, родители, учащиеся, интеллект-карта.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивный семинар «Современная модель партнерского взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей учащегося»»

ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР

«СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С СЕМЬЕЙ УЧАШЕГОСЯ»


Пузырева Ольга Вячеславовна,

методист государственного учреждения дополнительного образования «Дворец детей и молодежи города Новополоцка»,

первая квалификационная категория


Интерактивный семинар – оптимальная форма группового инновационного взаимодействия.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный, асt – действовать).

Интерактивность предполагает организацию системы, способствующую множественному взаимодействию элементов, когда возникает своего рода полилог, реализуемый в формах беседы, дискуссии, конференции, деятельностной игры. Семинар сориентирован на обсуждение предварительно полученных в процессе профессионального опыта знаний, обмен мнениями, совместный анализ, что также является процессом выстраивания множественных связей, обсуждения различных интерпретаций в рамках одного проблемного поля. Таким образом, интерактивный семинар способствует углубленному изучению той или иной темы, выходу из шаблона, установлению новых связей и выработке конечного решения.

С целью создания условий для разностороннего анализа темы и эффективного взаимодействия участников семинара, используется метод деловой игры. Специфика данной деловой игры заключается в том, что педагоги взаимодействуют в группах сменного состава и на каждом из этапов обсуждают отдельные аспекты заявленной темы. Это обеспечивает максимальную активность и «включенность» всех участников игры. Результаты обсуждения оформляются в графическом виде на листе бумаге в виде так называемой интеллект-карты.


Ключевые слова: интерактивный семинар, деловая игра, модель взаимодействия, педагог дополнительного образования, родители, учащиеся, интеллект-карта.








Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

Макаренко А.С.


Цель: повышение профессионального мастерства педагога дополнительного образования, развитие социально-личностной компетенции педагога, проявляющейся в грамотной и творческой организации работы с учащимися и родителями.


Задачи:

  • создать условия для коллективной творческой деятельности педагогического коллектива, направленной на поиск оптимальных форм взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;

  • содействовать повышению педагогической, правовой, информационной культуры педагогов дополнительного образования;

  • способствовать развитию инициативности, организаторских, коммуникативных навыков педагогов, развитию умения работать в группах.


Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук; 3 стола с табличками «Сектор «А», «Сектор «Б», «Сектор «В»; стулья по количеству участников; индивидуальные маршрутные листы; ватман на каждом столе, фломастеры, ручки, карандаши; магнитная доска с магнитами; стикеры.


Участники: члены методического объединения «Творческий поиск», заведующие отделами, методисты, педагоги дополнительного образования.


План работы семинара:

І. Организационная часть.

ІІ. Основная часть.

  1. Актуализация проблемы.

  2. Анализ результатов диагностики «Сотрудничество педагога дополнительного образования с родителями учащихся».

  3. Деловая игра для педагогов дополнительного образования.

ІІІ. Рефлексия «Меткое слово». Подведение итогов.


ХОД СЕМИНАРА


I. Организационная часть.

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы не просто получили заряд бодрого настроения и положительных эмоций, но плодотворно и познавательно провели это время. Любое мероприятие начинается со знакомства или с приветствия. Так как мы с вами знакомы, я предлагаю начать с комплиментов друг другу.

Приветствие «Ладошки».

Создание эмоционального настроя участников семинара через игру-приветствие «Ладошки».

Ведущий. Перед вами на столах лежат контуры ладошек и стоят фломастеры. Выберите себе фломастер любого цвета и напишите на ладошке свое имя. Затем передайте своему коллеге ладошку, который в свою очередь должен оставить какое-нибудь пожелание, комплимент, личностное обращение.

Педагоги выполняют задание.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этом семинаре, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Оказывается, цвет фломастера или карандаша, который вы выбрали, несет в себе информацию о вашем настроении, о вашем состоянии. Посмотрим на свои ладошки?

  • красный цвет говорит об активности, динамичности;

  • розовый обозначает радость;

  • оранжевый – благополучие, веселье;

  • желтый – бодрость, оптимизм;

  • зеленый – внутреннюю силу, спокойствие;

  • голубой – расслабленность;

  • синий – спокойствие;

  • фиолетовый – депрессивно-меланхолическое состояние;

  • серый – тревожность, замкнутость;

  • черный– строгость и непоколебимость.


II. Основная часть.

1. Актуализация проблемы. Организация взаимодействия педагога, учащихся и родителей в пространстве дополнительного образования детей и молодежи.

Ведущий. Формирование свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности – один из главных приоритетов государственной политики Республики Беларусь в области образования. На становление личности ребенка влияние оказывают три института: семья, школа и окружение (улица, компания, молодежная группировка и др.).

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического плана, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. И это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет крепких межличностных связей между родителями и детьми, и, как правило «авторитетом» для ребенка становится внешнее. Зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение способствует росту негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде [1].

Учреждение дополнительного образования детей и молодежи является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Особое место в процессе становления и развития ребенка отведено педагогам дополнительного образования. Именно он и должен стать тем авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Выбирая для себя направление деятельности в системе дополнительного образования детей и молодежи, ребенок имеет возможность выбора педагога. Руководитель детского творческого объединения является профессионалом, а значит и образцом для детей. Общение учащихся с педагогом происходит в неформальной обстановке, что делает их отношения более близкими и, естественно открытыми. Такая позиция педагога дополнительного образования представляет ему огромные возможности для организации воспитательного процесса, помощи детям в их социализации: путем организации социально значимой деятельности, формирования детского творческого коллектива, решения важных возрастных проблем.

Но работа педагога может быть более эффективной и результативной в том случае, если он сумеет вовлечь в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность близких для ребенка людей – его родителей.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьей на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учетом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности.

Для этого необходимо решение ряда задач:

  • поиск эффективных форм и методов взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей и молодежи в процессе воспитания учащихся;

  • педагогизация среды через актуальные формы взаимодействия с семьей и общественностью;

  • создание условий для активного и широкого вовлечения родителей в образовательный процесс;

  • обеспечение системного психолого-педагогического консультирования родителей по вопросам воспитания детей;

  • разработка и реализация дифференцированного подхода в построении взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и молодежи с семьей с учетом потребностей каждого конкретного ребенка, категории родителей и имеющихся проблем на основе принципов непрерывности и преемственности;

  • интеграция основного и дополнительного образования детей и молодежи, способствующая сближению процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования.

  • получение теоретических и практических знаний, способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

  • функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы (поддержание партнерских связей и развитие взаимодействия с другими социальными институтами).

Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, и дома [2].


2. Анализ результатов диагностики «Сотрудничество педагога дополнительного образования с родителями учащихся».

Педагогам дополнительного образования была предложена анкета «Сотрудничество педагога дополнительного образования с родителями учащихся». В анкетировании приняли участие 15 педагогов.

В диаграмме №1 отражены ответы на первый вопрос «Формы сотрудничества с родителями».



На второй вопрос «Обращались ли к вам родители за помощью или советом по вопросам обучения и воспитания детей?» 73% опрашиваемых ответили положительно, 27% – отрицательно.



На третий вопрос анкеты «Знаете ли Вы лично родителей учащихся?» все респонденты ответили положительно.

На четвертый вопрос анкеты «Какие трудности испытываете в работе с родителями?» 93% респондентов ответили отсутствие трудностей, 7% отметили, что трудности иногда возникают по причине отсутствия взаимопонимания между педагогом и родителем.

На вопрос «Необходимо ли сотрудничество педагогов дополнительного образования с родителями?» все педагоги ответили положительно, при этом указав следующие причины: для совместной работы по решению вопросов воспитания и развития учащегося, для оказания педагогической поддержки учащемуся, для создания благоприятной атмосферы в объединении по интересам и другое.

Таким образом, исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что всеми педагогами дополнительного образования ведется работа с родителями, но чаще всего эта работа не спланирована и бессистемна.


  1. Деловая игра для педагогов дополнительного образования.

Задачи: создать условия для разностороннего анализа темы эффективного взаимодействия педагогов дополнительного образования с родителями; познакомить участников с методикой построения интеллект-карт; показать важность дифференциации подходов и форм взаимодействия при организации работы с родителями учащихся; развивать коммуникативные способности педагогов, умение работать в команде; способствовать сплочению коллектива.

План проведения игры.

  1. Мотивационно-информационный блок.

  2. Определение содержания и правил игры.

  3. Обсуждение конкретного аспекта заявленной темы, фиксация результатов обсуждения в виде интеллект-карты.

  4. Подведение итогов (презентация интеллект-карты экспертами).

Методический комментарий: специфика данной деловой игры заключается в том, что педагоги взаимодействуют в группах сменного состава и на каждом из этапов обсуждают отдельные аспекты заявленной темы. Это обеспечивает максимальную активность и «включенность» всех участников.

В начале игры каждый участник получает маршрутный лист, который отражает траекторию его движения. Маршрутные листы составлены таким образом, чтобы на протяжении всей работы кадый участник постоянно менял не только место своей деятельности и соответствующий ему обсуждаемый аспект темы (т.е. стол «А», «Б», «В»), но и входил в состав разных групп.

На каждом этапе игры педагоги работают в разных командах. Переход осуществляется по команде ведущего. У каждой команды есть эксперт, который представляет результаты работы групп.

  1. Мотивационно-информационный блок.

Педагог. Как уже было сказано раньше, существует необходимость в создании модели взаимодействия с семьей на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учетом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Предлагаю вам обсудить современную модель партнерского взаимодействия педагогов дополнительного образования с семьей, а результаты своих рассуждений оформить в виде интеллект-карт.

Метод интеллект-карты был создан американским писателем, лектором и консультантом Тони Бьюзеном (книги «Супермышление», «Научите себя думать»), а в мир педагогики пришел благодаря кандидату педагогических наук Валентине Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллект-карты – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.

С помощью интеллект-карты можно:

  • упростить работу с информацией (понимать, запоминать, восстанавливать логику);

  • эффективно представлять материал для презентации и наглядного объяснения своей позиции собеседникам;

  • принимать обоснованные решения, создавать планы, разрабатывать проекты [3].

  1. Определение содержания и правил игры.

Правила составления интеллект-карты:

  • Для создания карт используются цветные карандаши, маркеры.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

3 аспекта обсуждения темы (каждый рассматривается группой за одним из столов):

  1. Стол «А» – «Задачи».

Определение целей и задач сотрудничества педагогов дополнительного образования с родителями учащихся. Например, создание единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды, установление партнерских отношений с семьей каждого учащегося, объединение усилий для полноценного развития и воспитания, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, активизация и обогащение воспитательных умений родителей и другие.

  1. Стол «Б» – «Формы и методы».

Направления, формы и методы взаимодействия педагогов и родителей. Например, изучение семей учащихся, знакомство с системой обучения в объединении по интересам, ежегодное составление социального паспорта объединения по интересам, посещение семьи, диагностика, анкетирование, день открытых дверей для родителей, родительские собрания, помощь в укреплении материально-технической базы, открытые занятия для родителей, консультации и т.д.

  1. Стол «В» – «Партнеры».

Сотрудничество с организациями: общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (БРПО), общественное объединение «Белая Русь», ГОЧС, ГОВД, учреждения образования города, государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр г.Новополоцка», государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Новополоцка», комиссия по делам несовершеннолетних, сектор охраны прав детства отдела по образованию Новополоцкого городского исполнительного комитета, городские детские библиотеки и т.д.

Каждый участник получает маршрутный лист. В соответствии с ним педагоги занимают места за столами. В каждом секторе определяется «эксперт», задача которого – фиксировать результаты обсуждения в группах, а в конце игры обобщить их на основе созданных группами интеллект-карт, при необходимости дополнить представленную информацию и выступить с ее презентацией.

3. Обсуждение конкретного аспекта заявленной темы, фиксация результатов обсуждения в виде интеллект-карты.

Организуются три этапа группового обсуждения, каждый из которых длится 10 минут.

По сигналу ведущего деловой игры происходит смена секторов согласно маршрутным листам. Второй тур предполагает обсуждение предложенной проблемы с другой стороны и проводится с новым составом участников. Третий тур осуществляется аналогично предыдущим.

За каждым столом оформляется одна интеллект-карта, которая дополняется следующей группой.

Эксперты поочередно презентуют результаты группового обсуждения с опорой на разработанные интеллект-карты. В итоге создается целостное видение проблемы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и молодежи с семьями учащихся, намечаются конкретные шаги по налаживанию эффективных взаимоотношений с родителями, по повышению значимости системы дополнительного образования детей и молодежи в и глазах.


III. Рефлексия «Меткое слово». Подведение итогов.

Каждый участник характеризует состоявшееся взаимодействие одним словом. Все названные слова фиксируются на одной доске.

Ведущий, подводя итог встречи, выстраивает их в связное высказывание.


Приложение 1


Анкета «Работа педагога дополнительного образования с родителями»

1 вопрос: В работе с родителями Вы используете:

  • Родительские собрания;

  • Беседы;

  • Совместные мероприятия;

  • Дни открытых дверей;

  • Консультирование;

  • Другие формы.

2 вопрос: Обращались ли к Вам родители за помощью или советом по вопросам обучения и воспитания детей?

  • Да;

  • Нет.

3 вопрос: Знаете ли Вы лично родителей учащихся?

  • Да;

  • Нет.

4 вопрос: Какие трудности испытываете в работе с родителями?

  • Не испытываю вообще;

  • Есть трудности (указать какие);

  • Другой ответ.

5 вопрос: нуждаетесь ли Вы в помощи в организации работы с родителями?

Нет;

Да (указать в какой)_________________________________________________

6 вопрос: Почему необходимо сотрудничество педагогов дополнительного образования и родителей?(Написать свой ответ)

__________________________________________________________________



Приложение 2

Маршрутный лист № 1.

Участник ______________________________

Этап игры

Название стола

Вопрос

1

Стол «А»

«Задачи»

2

Стол «Б»

«Формы и методы»

3

Стол «В»

«Партнеры»



Маршрутный лист № 2.

Участник ______________________________

Этап игры

Название стола

Вопрос

1

Стол «Б»

«Формы и методы»

2

Стол «В»

«Партнеры»

3

Стол «А»

«Задачи»



Маршрутный лист № 3.

Участник ______________________________

Этап игры

Название стола

Вопрос

1

Стол «В»

«Партнеры»

2

Стол «А»

«Задачи»

3

Стол «Б»

«Формы и методы»



ЛИТЕРАТУРА

  1. Машарова, Е.Н. Сотрудничество с родителями: калейдоскоп творческих идей./Е.Н. Машарова//Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. – №11. – С.33-34.

  2. Палазник, Н.М. Работа с родителями «особенных» детей. Деловая игра для педагогов дополнительного образования./ Н.М. Палазник//Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2019. – №1. – С.11-12.

  3. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления / Т.Бьюзен. – М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019.

Методическое объединение «Творческий поиск» Страница 10