СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивный урок "Иван Грозный"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактивный урок "Иван Грозный"»

Интерактивный урок-суд "Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?"

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

Закрепление и углубление знаний о событиях русской истории XVI века, о деятельности Ивана Грозного

Овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками

Воспитание толерантного отношения к событиям русской истории

Формирование ценностных ориентаций, в ходе ознакомления с событиями русской истории

Применение знаний, умение высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, создавать исторические презентации, использовать видеоматериалы

Форма урока: урок-дискуссия.

Средства обучения: опережающее задание, в виде создания презентаций с использованием дополнительного материала, тесты, видеофрагменты.

Оборудование урока: компьютер и проектор.

Две группы учащихся получили опережающее задание – собрать материал о жизни и деятельности Ивана Грозного. Одна группа представляет сторону обвинения, другая – защиты. Группы обвинения и защиты оформили свои выступления в виде презентаций. Им будет дано вступительное слово, далее пройдут прения по каждому вопросу судебного процесса и заключительное слово. Все остальные учащиеся являются присяжными. Присяжные получают вопросы судебного процесса и специальный лист для вынесения вердикта. Они, выслушав выступления сторон, выразят свое отношение к деятельности Ивана Грозного. Присяжные смогут задать вопросы группам обвинения и защиты и вынесут свой вердикт, который зачитают. Роль председательствующего арбитра выполняет учитель. В конце урока, учитель на основе мнения присяжных, оглашает окончательный вердикт. Для систематизации знаний, в конце урока, учащиеся выполняют тест по данной теме.

ХРОД УОКА

1. Учитель: вступительное слово.

Наш судебный процесс можно считать открытым. Символом нашего урока будет греческая богиня правосудия Фемида. Эпиграфом урока будет афоризм французского ученого и философа Паскаля Блеза: «Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой».

2. Историческая справка о личности первого русского царя. [Приложение 1]

3. Вступительное слово групп обвинения и защиты. [Приложение 2]

4. Вопросы судебного процесса.



Обвинение

Защита

1 Опричнина – политика террора и устрашения 1 Опричнина – план продуманных реформ, которые способствовали усилению государства

2 Разорение Новгорода – бессмысленное преступление 2 Поход на Новгород – это охрана целостности государства

3 Обвинение Грозного в поражении в Ливонской войне 3 Поражение в войне может быть компенсировано победами под Казанью и Астраханью, присоединением Западной Сибири.

4 Обвинение Грозного в убийстве царевича и в причастности к династическому кризису 4 Защита Грозного т.к. отсутствовал умысел преступления и присутствовало раскаяние

5. Презентации групп по первому вопросу: опричнина – политика террора или план продуманных реформ. [Приложение 3, Приложение 4]

6. Презентации групп по второму вопросу: разорение Новгорода – бессмысленное преступление или вынужденная мера в борьбе с сепаратизмом. [Приложение 5, Приложение 6]

7. Презентации групп по третьему вопросу: потеря русских земель в ходе Ливонской войны или присоединение Казани, Астрахани и Западной Сибири – плюсы и минусы политики царя. [Приложение 7, Приложение 8]

8. Презентации групп по четвертому вопросу: виновен ли Иван Грозный в династическом кризисе. [Приложение 9, Приложение 10]

9. Заключительное слово групп обвинения и защиты.

10. Вынесение вердикта присяжных.

11. Итоговое обобщение

Учитель: Иван Грозный один из немногих правителей России, который соединил в себе разительные противоположности хорошего и плохого. Как бы то ни было, при всех своих недостатках и пороках, ошибках и преступлениях царь пользовался большой популярностью в народе, перед которой оказались бессильны, как его неудачи, так и влияние времени. Это обстоятельство нужно отметить, как один из крупных результатов его царствования. В московских исторических песнях Грозный занимает почетное место. Народ, со времени кончины государя не вспоминал его жестокости и помнил только славные дела. Три покоренных царства, новая книга законов – Судебник, новые учреждения по церковным и гражданским делам, новые училища для образования народа, множество новых городов, выгодная торговля русских с иностранными государствами, богатство и пышность, построенных им соборов – все это напоминало русским не пороки, а великие качества царя. Александра Осиповна Ишимова – любимая писательница А.С. Пушкина, так охарактеризовала правление Грозного:

«Неудивительно, что народ назвал Иоанна IV не Мучителем, а только Грозным. Им казалось, что это имя точно выражало и суровость нрава Иоанна, и ту грозу, которая гремела над ними во все времена его правления. И может быть эта гроза была также полезна для России, как бывают полезны для земли гром и молния, убийственные для нескольких жизней и благодетельные для всего живущего». [ с.3 ]

12. Тест. [Приложение 11]

14. Презентация. [Приложение 12]