СЦЕНАРИЙ
Интерактивного урока, посвященного
Дню славянской письменности и культуры.
(Методическая разработка Русского культурного центра города Чирчика)
Город Чирчик май 2023 год
1-й ведущий: С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
2-й ведущий: Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
1-й ведущий: Хочу писать на русском языке
О всем, что мыслю, чувствую и вижу,
Что в жизни я люблю и ненавижу,
Пока перо держу еще в руке.
1-й ведущий: Дорогие друзья! Мы являемся волонтерами Русского культурного центра города Чирчика и сегодня хотим предложить вам поучаствовать в просветительском квесте, посвященном Дню Славянской письменности и культуры, который ежегодно отмечают в славянских странах 24 мая.
2-й ведущий: В этот день вспоминают создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия. До Кирилла и Мефодия большинство славянских народов не понимали молитв, так как в те времена богослужения велись на латинском языке, и не могли прочитать Священное Писание на родном языке. Не было тогда и у предков славян своей письменности.
1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие – это святое писание - на славянский язык.
2-й ведущий: Попробуйте угадать: что я сейчас прочитаю
«
АН БАН ГАН, ДОН ЭН ВИН, ЗЭН ТАН ИН, КАН ЛАС МАН, НАР ОН ПЭР, ЖАН РАЭ САН, ТАР УН ПАР, КАН ГАН КАР, ШИН ЧИН ЦАН, ДЗИЛ ЦИЛ ЧАР, ХАН ДЖАН, ХАЭ»
Ну, какие есть версии?... А это всего лишь современный грузинский алфавит. Теперь вы понимаете, как было важно древним славянам понимать о чем они молились и просили помощи у Бога.
1-й ведущий: Сейчас, даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.
Предлагаю провести игру, но правильнее сказать «опытный эксперимент».
Проводится игра: ребята выстраиваются в 2-х проходах класса друг за другом на расстоянии вытянутой реки и поворачиваются к ведущим спиной. Ведущий (похлопывая по плечу) поворачивает к себе последнего человека и показывает ему какие он должен запомнить, повторить и передать действия, стоящему перед ним участнику игры.
1Текст (ведущий произносит шепотом первому игроку) : У Принцессы (показывает КОРОНУ на голове), дом большой ( сводит руки над головой УГЛОМ), и она глядит в окно (ладони рук слева и справа от лица, сверху и снизу лица), мимо Рыцарь проскакал (изображает всадника, держащего лошадь за поводья), в дом к ней постучал (изображает стук в дверь)
2 Текст: Маленькая девочка ( размер показывает большим и указательным пальцами), платьице красивое ( крутится изображая девочку, которая держится за края пышной юбки), а сама веселая ( прыгает на месте), умная (указательный палец к голове), счастливая ( улыбается и рисует на лице улыбку)
2-й ведущий: Мы сейчас вместе с вами убедились в том, что письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.
1-й ведущий: Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки.
2-й ведущий: Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на камнях в пещерах и сегодня можно увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.
1-й ведущий: Однажды могущественному персидскому царю пришел от скифов посланник с письмом, на котором были изображены : птица, мышь, лягушка и три стрелы. Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо и опускают стрелы, то есть теперь отказываются воевать и сопротивляться.
2-й ведущий: Но один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ. Их послание твердит: “Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю и не ускачете как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел”.
1 ведущий: Да уж, рисуночное письмо – так-себе история… А вот еще одна по этой же теме.
Мультфильм «Как появилось первое письмо»
1 ведущий: А вот и для вас задание. Используя картинки, попробуйте отгадать, какие пословицы или фразы подразумеваются под изображенными предметами. За каждый правильный ответ – получите купон. Кто за время квеста соберет купонов больше остальных – получит приз!
(ОТВЕТЫ): 1. Один в поле не воин
2.Волка ноги кормят
3.Семь раз отмерь- один отрежь
Эти пословицы можно попросить прочитать ребят после разгадывания картинок. Слайд вставила
4.Гусь свинье не товарищ 5. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
6. Язык до Киева доведет
7.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
8. Делу время – потехе час
9. Встречают по одежке-провожают по уму
10. одна голова хорошо, а 2 лучше
11. Правда глаза колет
1
2. Хлеб – всему голова
13. Семеро одного не ждут
14.Утро вечера мудренее
15.Шило в мешке не утаишь
16. Ученье – свет, не ученье - тьма
17. Не плюй в колодец. Пригодится воды напиться
18. Поменяли шило на мыло
19. Не рой яму другому, сам в нее попадешь
20. Тише едешь – дальше будешь
21. Смотрит в книгу – видит фигу
22. Держи язык за зубами
23. Воду в решете не удержишь
24. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет
25. Копейка – рубль бережет
26. Были б кости – мясо нарастет
27. Сорока на хвосте принесла
28. Яблоку негде упасть
29. Шишки на малине не вырастут
30. Золотой человек и муху не обидит
1 ведущий: С рисунками разобрались, двигаемся дальше. В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз. Мы тоже и сейчас используем элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-».
2
ведущий: Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.
1 ведущий: Сейчас будет такое задание: вы увидите слова, в них только согласные буквы, отгадаете слово – заработаете купон.
(В презентации слова заменили)
ПРСВЩН ПРОСВЯЩЕНИЕ
ГРММТК ГРАММАТИКА
КНКЛ КАНИКУЛЫ
МЧНК МУЧЕНИК
ПДГГ ПЕДАГОГ
ДРЖБ ДРУЖБА
ШКЛНЦ ШКОЛЬНИЦА
ЧБНК УЧЕБНИК
ТТРД ТЕТРАДЬ
КНГ КНИГА
(фоном включаем видео)
2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей –Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.
1 ведущий: Старший брат Мефодий был назначен правителем одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекарем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.
2 ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать книги на славянском языке. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.
1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название «Глаголица» и состояла из 38 букв. Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько книг.
2 ведущий: После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики изобрели вторую азбуку. Она называлась Кириллица. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. А этот учебник получил название Азбука.
1 ведущий: А теперь новое задание: назовите, какие буквы исчезли из современного алфавита. А какие буквы появилась? ( появились Э Й Ё)
2 ведущий: Еще вопрос. А на чем писали древние люди ? ОТВЕТ: (писали на стенах пещер, на глиняных табличках, на папирусе, коже животных, пергаменте, бересте, пальмовых листьях, тканях, металлах.)
1 ведущий: А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания. Так что изобрели китайцы? ( бумагу.)
2 ведущий: 3 вопрос: Как называется «машина времени», которую можно держать в руках и с её помощью совершать увлекательные путешествия в прошлое и будущее, побывать в любой части земного шара, познакомиться с другими людьми? (Книга)
1 ведущий: В древней Руси слова слагались из Рун и буквиц образов. Как назывался первый славянский алфавит, по другому его еще называли Алфавитом Богов, в котором было только 18 символов?
2 ведущий: У нас осталось последнее задание и сейчас отстающие могут вырваться вперед. Первые 10 человек справившиеся с заданием переходят во второй тур и уже будут сражаться за приз. Готовы?
Задание № 1 - расшифруйте надписи
Задание № 2- подберите правильный ответ на вопросы викторины.
1 ведущий: ( зачитывает вопросы викторины, 2 ведущий раздает купоны за правильные ответы)
1.Название древней формы книги, свёрнутой в трубку и написанной на папирусе? (свиток)
2.Какой город стал Родиной пергаментных книг? (Пергам)
3.Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку?
( Кирилл и Мефодий)
4.Как называется редкая древняя книга? (Антикварная)
5.Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом? (Бестселлер)
6.Название серии рисунков с кратким текстом. (Комикс)
7.В какой стране изобрели бумагу? (Китай)
8.Кора какого дерева использовалась на Руси в качестве писчего материала? (кора берёзы – береста)
9.Как называется первая славянская азбука? ( Кириллица)
10.Кто был русским первопечатником? (Иван Фёдоров)
Как называется книга, бывшая в пользовании и вновь поступившая в продажу? (Букинистическая)
.
1 ведущий: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн
2 ведущий: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Иван Сергеевич Тургенев
2 ведущий: В России, в городе-герое Москве, на Славянской площади стоит памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти от благодарных потомков.
2 ведущий: По широкой России матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
1ведущий: Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
2 ведущий: Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Вместе: Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.