СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интерьер и планировка кухни-столовой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети учатся не только самостоятельно добывать знания, но и работать в группах, быть в роли дизайнеров и создавать свой интерьер кух-столовой

Просмотр содержимого документа
«"Интерьер и планировка кухни-столовой"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ИМЕНИ В.Ф. АЛЕШИНА»









Сценарий урока технологии в 5 классе на тему:

«Интерьер и планировка кухни-столовой»

Номинация: сценарий занятия, основанного на системно-деятельностном подходе





Учитель технологии:

Старовойтова Наталья Юрьевна




Шумячи

2018 год.

Аннотация

урока на тему «Интерьер и планировка кухни-столовой» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 11-12 лет (девочки двух 5-х классов), соответствует их познавательным возможностям. Занятие рассчитано на два спаренных урока.

Предмет: технология

Класс: 5

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: групповая,

Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, метод самостоятельной работы в группах, ИКТ, интерактивные – работа учащихся в группах.

Материально – техническое обеспечение урока: В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров, О.П. Очинин, Е.В. Елисеева, А.Н. Богатырев, Технология 5 класс, М.: «Вентана-Граф», 2015; мультимедийный проектор и компьютер, презентация «».

Основные понятия: интерьер, планировка, стиль, бытовая техника, дизайнер

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, ножницы, бумага, картон, цветные карандаши, фломастеры, линейки.














Тема урока: «Интерьер и планировка кухни-столовой»

Цели урока:

  • Предметные:

  • организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни;

  • научить применять знания на практике;

  • дать начальное представление об интерьере дома, о кухне;

  • познакомить с правилами размещения мебели и оборудования на кухне.

  • Метапредметные:

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы. оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

  • Личностные:

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество сво­ей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, умение работать в группах, оказывать взаимопомощь, проводить взаимоконтроль.

Ход урока.


  1. Организационный момент. Мобилизация учащихся к работе.

  • приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • проверка готовности учащихся к уроку;

  • деление класса на 4 группы по 5 человек, рассаживание за столы, на которых лежит бумага, цветные карандаши, линейки, ножницы, фломастеры, картон.


  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «дом»?

Учитель: Скажите, из скольких помещений состоят наши дома, квартиры, в том числе и однокомнатные?


Учитель: Какой главный рабочий кабинет хозяйки в квартире, а также место, где за общим столом собирается вся семья?


Учитель: Кухня является главной комнатой в доме. Здесь всегда царит особое тепло, исходящее не только от горячих блюд, но и от благодарных сердец наших близких. Здесь семья может отдохнуть от тяжелого трудового дня, здесь ведутся самые задушевные разговоры, здесь присутствует самые ароматные запахи. Ни в одной комнате так ни ценится функциональность и мобильность, как на кухне. От того, как разместятся на кухне посуда, техника, продукты и т.д. зависит удобство и безопасность хозяев жилья, а так же хорошее настроение.


  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Послушайте стихотворение, которое подготовила Магон Мария и подумайте, на такой кухне будет удобно работать хозяйке и находиться остальным членам семьи?.


Мария: На кухню впихнули, всего-то немножко -

Два кресла, диван, и корзину с картошкой,

Обеденный стол, табурет, холодильник,

Три книжные полки, гамак и будильник,

Разделочный стол, телевизор и тумбу,

Рассаду, что высадим летом на клумбу,

Три шкафа на стену и вытяжку рядом,

Картину, со спелым на ней виноградом,

Фритюрницу, блендер, а также плиту,

Кусачки, отвертки, электропилу,

Еще кофеварку и микроволновку,

Два тостера, миксер, простую бечёвку,

Машину для стирки, стандартную мойку,

Сушилку, впихнули двуспальную койку,

Торшер, магнитолу, огромную люстру

И бочку, чтоб осенью квасить капусту,

Цветы на окно, одеяло, подушки,

Аптечку, фонарик, стеклянные кружки,

Кастрюли, тарелки и чайник в придачу…

А разве на кухне бывает иначе?

(автор - Дмитрий Усынин)


Учитель: Ребята, давайте ответим на вопрос: будет ли удобно на такой кухне работать хозяйке и находиться остальным членам семьи?


Учитель: А теперь подумайте, что было лишним на этой кухне?


Учитель: Как вы думаете, чем необходимо заняться хозяевам дома, про который написано это стихотворение?


Учитель: Верно, им необходимо выполнить планировку интерьера кухни.


Учитель: А как вы можете объяснить, понятие интерьер, планировка?


Учитель: Откройте учебник технологии и найдите в параграфе 3

определение понятия интерьер и планировка, выпишите его себе в тетрадь.

На это задание вам отводится 5 минут.

Учитель: Зачитайте, пожалуйста, какие определения вы выписали.

Учитель: Что необходимо знать, оформляя помещение?

Учитель: Возникли ли у вас трудности при ответе на этот вопрос? В чём

проблема?

  1. Целеполагание совместно с учащимися.

Учитель: Как вы думаете, что мы с вами должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке? (дети с помощью учителя определяют цели урока)

  • Познакомиться с требованиями к интерьеру кухни

  • Научиться планировать пространство кухни

  • Научиться подбирать цветовые решения

  • Сделать эскиз кухни, соблюдая требования планировки

  1. Сообщение нового мате­риала.

Учитель: Оформление кухни - дело серьёзное и интересное. Что нужно сделать, прежде чем начать ее обустройство (расставить мебель)?

Планировку кухни сначала выполняют на бумаге. В масштабе чертят план с учетом размеров и пропорций помещения, отведенного под кухню, указывают расположение окон и дверей. Затем, изготовив шаблоны мебели в том же масштабе, размещают их на плане.

Современная кухня должна отвечать двум основным критериям – быть экономичной и комфортной. Ведь это, по сути, рабочее место хозяйки и планировать его нужно ориентируясь на удобство. Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами планировки кухни, с правилами размещения оборудования. Эти знания вам пригодятся в будущем при оформлении своего дома.

Давайте посмотрим, какие существуют требования к интерьеру. Откройте страницу 10 учебника и самостоятельно найдите эти требования.

Учитель: Зачитайте эти требования:

  • Эргономические – это требования, которые обуславливают удобство пользования оборудованием и мебелью.

  • Эстетические – это гармоничное сочетание в интерьере цвета, фактуры и формы предметов.

  • Санитарно-гигиенические – это здоровый микроклимат в помещении: чистота, комфортная температура и влажность воздуха, изоляция помещений от внешнего шума.

Учитель: Вся площадь кухни делится на две зоны - рабочую и столовую.

1) Расстановка мебели и оборудования в рабочей зоне должна происходить по принципу «РАБОЧЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА», который задается положением мойки, плиты и холодильника.

Рабочая зона предназначена для приготовления пищи. Приготовление пищи является своеобразным технологическим процессом, который состоит из следующих основных операций: хранение продуктов; подготовка продуктов; мытье продуктов; подготовка блюд; приготовление блюд, требующих термической обработки; раздача готовых блюд; мытье посуды; уборка кухонных отходов. Рабочие поверхности кухонного оборудования должны составлять одну непрерывную рабочую линию, позволяющую без помех выполнять все кухонные работы. Кухонную плиту и мойку встраивают в рабочую линию. При этом их верхние плоскости должны быть на одном уровне с рабочими поверхностями столов-шкафов. Если размеры и планировка кухни не позволяют устраивать непрерывную линию, то разрывы следует делать в тех местах, где заканчивается та или иная операция по приготовлению пищи. Когда кухонное оборудование располагается с учетом последовательности выполняемых операций, то это помогает не рационально организовать процесс приготовления пищи и сохранить силы и время хозяйки.

2) Столовая зона. Если площадь кухни больше 7 кв. м. и есть возможность поставить обеденный стол на несколько человек, то таким образом создается зона столовой. Обустройство в кухне столовой зоны намного облегчает домашний труд хозяйки квартиры. При этом отпадает необходимость размещения в гостиной постоянного обеденного стола.

Музыкальная физкультминутка.

Учитель: Ребята, а сейчас откройте страницу 12 учебника, прочитайте текст и потом ответьте на вопрос: какие виды планировки кухни бывают?

Учитель:

ЛИНЕЙНАЯ КУХНЯ

Линейная схема размещения оборудования рекомендуется при расположении кухни в узких (шириной не менее 1,9 м) вытянутых помещениях, где окна находятся в торцевых стенах. В этом случае около одной продольной стены располагается обеденная зона, а около другой – зона приготовления пищи (рабочая зона). Рассчитана такая кухня на маленькую семью, состоящую из двух человек. Основным преимуществом такой планировки является то, что основное оборудование располагается очень компактно вдоль одной стенки.


ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КУХНЯ

Параллельная планировка применима в помещениях шириной не менее 2,3 м, которые имеют форму удлиненного прямоугольника и у которых длина продольной стены недостаточна для размещения оборудования в один ряд. Как правило, такая планировка проста и удобна. На одной стороне наиболее оптимальным вариантом будет установка мойки и плиты, а на другой – холодильника и шкафа для посуды. Возможен и другой вариант планировки: с одной стороны холодильник, мойка и стол-шкаф для подготовки продуктов, а с другой – плита и стол для подготовки блюд.


УГЛОВАЯ КУХНЯ (Г-ПЛАНИРОВКА)

Угловая планировка наиболее удобна в небольших помещениях, форма которых приближается к квадрату, особенно при размещении в кухне обеденного стола. Эту планировку можно применять и в небольших узких помещениях. Угловая схема удобна и рациональна. Она обеспечивает непрерывность линии оборудования и одновременно создает возможность устройства рабочей зоны у окна. Планировка обеспечивает хорошее деление кухни на рабочую и столовую зоны.


П-ПЛАНИРОВКА

П-образная планировка выгодна в кухнях с окном в продольной стене. Она является наиболее удобной, поскольку оборудование устанавливается вдоль трех свободных стен кухни. В помещениях с большой площадью такая планировка дает возможность использовать кухню в качестве столовой. Благодаря экономному использованию площади помещения эта планировка оправдала себя не только в больших, но и в малых кухнях площадью 5-6 кв.м. П-образная планировка обеспечивает расположение оборудования в непрерывную линию независимо от размеров помещения, а также позволяет экономно использовать не только площадь кухни, но и угловые элементы мебели и оборудования.


Учитель: Ребята, но даже если вы сделали планировку кухни, правильно расставите мебель, но неправильно подобрали цветовую гамму помещения и мебели, то уюта в такой комнате не будет. Умело используя свойства цвета, вы добьетесь в своем жилище гармонии и уюта. Ребята, вы знаете, что все цвета делятся на теплые и холодные. Давайте с вами вспомним, какие цвета холодные, а какие теплые. Внимание на экран, все вместе вспоминаем и проговариваем правильный ответ.


Учитель: Подумайте, когда при оформлении комнаты можно использовать холодные цвета, а когда теплые?


Учитель: Давайте с вами рассмотрим разнообразные варианты оформления кухни.

  1. Организация коммуникации учащихся, сотрудничества.

Учитель: как вы думаете, как называют человека, который выполняет дизайн помещений?

Учитель: Правильно – дизайнер. И сегодня вы побудите в роли дизайнеров. У каждой группы на столах лежат бумага, цветные карандаши, линейки, ножницы, фломастеры, картон. Вам необходимо создать дизайн кухни. Для этого выберите себе кто у вас будет дизайнерами, а кто художниками.


  1. Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельная работа в бригадах.

Учитель: Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Вам нужно будет:

1. Начертить план домашней кухни.

2. Указать расположение окна и двери.

3. Начертить и вырезать шаблоны напольных шкафов и кухонного оборудования.

4. Выполнить различные варианты планировки кухни, начертить рабочий треугольник, выбрать оптимальный вариант и выполнить его на бумаге.

5. Подобрать недостающую бытовую технику, определить цветовое оформление кухни.

  1. Взаимоконтроль, взаимопроверка.

Анализ готовых практических работ; отметить наиболее удачные работы. Обсудить затруднения, возникшие в процессе работы.

Выставление оценок по результатам проделанной работы.


  1. Обобщение и систематизация знаний.

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня на уроке?

- Какие требования предъявляются к интерьеру кухни?

- Что такое дизайн, планировка?


  1. Домашнее задание.

Учитель: §3, стр.10 – 19, сообщения об истории изобретений бытовых электрических приборов; о стилях оформления интерьера.

  1. Рефлексия.

- Какая проблема перед нами стояла?

- Смогли мы её решить?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного запомнили?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какие ошибки были допущены вами при выполнении дизайна кухни?

- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?