Владимир Немирович-Данченко
Презентация к классному часу «Интересные люди»
Подготовила учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР «АСШ№12»
Троицкая Ольга Борисовна
Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943)
русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик; народный артист СССР (1936), лауреат двух Сталинских премий I степени (1942, 1943), кавалер ордена Ленина (1937)
Вместе с Константином Станиславским является основателем Московского Художественного театра.
« Режиссёр — существо трёхликое:
- Режиссёр — толкователь, он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссёром — актёром, режиссёром — педагогом;
- Режиссёр — зеркало, отражающее индивидуальные качества актёра, и
- Режиссёр — организатор всего спектакля»
Владимир Иванович Немирович-Данченко стал одним из создателей режиссёрского театра во всем мире. Он оставил потомкам и продолжателям учение о творческой роли режиссёра в спектакле.
Сведения из биографии
Владимир Немирович-Данченко родился в грузинском городе Озургети. Его мать была родом из Армении, а отец происходил из украинских дворян, владел имением в Черниговской губернии, служил подполковником на Кавказе.
В детстве учился в Тифлисской гимназии, получал хорошие оценки. Также находил время на любимое увлечение- театр. Занимался в любительских кружках и уже в 4 классе сочинил 2 пьесы.
Литератор и театральный критик
В 1876 году Владимир Немирович-Данченко окончил гимназию с серебряной медалью. Из Тбилиси он отправился в Москву — поступать в университет. Уился на физико-математическом факультете, но потом перешел на юридический. Но тяга к искусству не угасала: он по-прежнему играл в любительском театре. Первые роли были успешными, но актер считал, что дело в молодости, искренности и темпераменте. Он понимал, что так будет не всегда, и почти сразу оставил сцену.
Актерскую игру сменило литературное творчество. Небольшие беллетристические произведения Немировича-Данченко печатали в газетах «Русский курьер» и «Новости дня». Позднее он писал рецензии на театральные постановки — статьи публиковали в сатирических еженедельниках «Будильник», «Стрекоза», «Артист». В своих обзорах Немирович-Данченко резко выступал против репертуара, принятого в Императорских театрах, критиковал игру актеров. «…Знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным», — писал он в мемуарах «Из прошлого».
В 1879 году Немирович-Данченко бросил университет, чтобы полностью посвятить себя искусству. В Малом театре видел премьеру «Бесприданницы», встречался и с самим автором — Александром Островским, а также общался с другими классиками — Иваном Тургеневым и Львом Толстым.
В 23 года написал первую пьесу "Шиповник", а позднее появлялись новые пьесы "На литературных хлебах", а также пьесы, которые ставили в региональных театрах. ( "Мгла", "Старый дом", "Золото", "Цена жизни" и др.)
Сотрудничество В. Немировича-Данченко и К.Станиславского
К началу 1890-х годов Владимира Немировича-Данченко знали как известного драматурга, критика и преподавателя: с 1891 года он работал на драматическом отделении Московского филармонического училища (сегодня ГИТИС). У него учились Иван Москвин, Ольга Книппер, Всеволод Мейерхольд. Немирович-Данченко объяснял студентам, как «видеть драматизм в окружающей жизни». Изучив театр изнутри, он понял, что этому искусству нужны перемены. Только печатного слова уже было недостаточно, он хотел участвовать в кардинальных реформах. В этом его планы напоминали идеи Александра Островского, который развивал русский национальный театр в середине XIX века.
О сотрудничестве Немировича-Данченко и Станиславского
- … Мы столковались по всем основным вопросам и пришли к заключению, что мы можем работать вместе. До открытия театра, т. е. до осени 1898 года, времени оставалось еще много: год и четыре месяца
- Владимир Немирович-Данченко считал, что «театр должен быть воплощением духовной жизни человека, кафедрой народного воспитания». С ним был солидарен Константин Станиславский. Режиссеры встретились летом 1897 года. Целых 18 часов в ресторане «Славянский базар» они обсуждали российский театр. Позже Немирович-Данченко писал: «Мы ни разу не заспорили. Наши программы или сливались, или дополняли одна другую». С этого времени фамилии Немирович-Данченко и Станиславский стали произносить вместе.
Спасибо за внимание!