СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интернет - конференция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Использование мнемотехники на уроках чтения с учащимися с нарушением интеллекта (умственная отсталость)

Просмотр содержимого документа
«Интернет - конференция»

Использование  метода наглядного  моделирования и  мнемотехники для  формирования и  активизации  связной речи Использование метода наглядного  моделирования и мнемотехники на уроках, внеклассном чтении, для  формирования и активизации связной речи у обучающихся с ОВЗ.

Использование метода наглядного моделирования и мнемотехники для формирования и активизации связной речи

Использование метода наглядного моделирования и мнемотехники на уроках, внеклассном чтении, для формирования и активизации связной речи у обучающихся с ОВЗ.

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника, или мнемоника,

в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Для обогащения словарного запаса При обучении составлению рассказов При заучивании стихов мнемо-схемы При отгадывании и загадывании загадок При пересказах

Для обогащения словарного запаса

При обучении составлению рассказов

При заучивании стихов

мнемо-схемы

При отгадывании и загадывании загадок

При пересказах

Структура мнемотехники

Структура

мнемотехники

это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией. это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией. Мнемоквадрат В тёмном небе звёзды светят.
  • это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией.
  • это отдельный схематичный рисунок с определённой информацией.

Мнемоквадрат

В тёмном небе звёзды светят.

Мнемодорожки Е.Л. Барсуковой Автоматизация свистящих звуков.  В лесу темно, Все спят давно, Одна сова не спит,  На суку сидит И на нас глядит.   У бабушки нашей хватает забот: Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт. Читает им книжки, поёт перед сном, Гулять ребятишек ведёт перед сном. З. Александрова

Мнемодорожки Е.Л. Барсуковой

Автоматизация свистящих звуков.

В лесу темно,

Все спят давно,

Одна сова не спит,

На суку сидит

И на нас глядит.

У бабушки нашей хватает забот:

Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт.

Читает им книжки, поёт перед сном,

Гулять ребятишек ведёт перед сном.

З. Александрова

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:  - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Схемы служат своеобразным

зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

  Для детей в начальной школе необходимо давать цветные мнемотаблицы,  так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.   Лисичка со скалочкой

Для детей в начальной школе

необходимо давать цветные мнемотаблицы,

так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Лисичка со скалочкой

Для детей старшего возраста  схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Колобок

Для детей старшего возраста

схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Колобок

 Последовательность работы с мнемота блицами 1 этап  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.  2 этап  Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Последовательность

работы с мнемота

блицами

1 этап

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап

Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап

После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.  В руки овощи берем,  Овощи на стол кладем.  Лук, морковка, кабачок,  Помидор, горох, лучок.

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «Теремок»

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

«Теремок»

 РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ  ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ,  СОЛНЫШКО БЛЕСТИТ,  ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ  В СЕНИ К НАМ ЛЕТИТ.  (Плещеев)

РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ, СОЛНЫШКО БЛЕСТИТ, ЛАСТОЧКА С ВЕСНОЮ В СЕНИ К НАМ ЛЕТИТ. (Плещеев)

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.

Мнемо- загадка Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.

Мнемо-

загадка

Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растёт на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить.

Режимные моменты

Режимные моменты

Для описания овощей и фруктов можно использовать такие схемы:

Для описания овощей и фруктов можно использовать такие схемы:

Описание домашних животных:

Описание домашних животных:

Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование практических действий по уходу за растениями.

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Формирование практических действий по уходу за растениями.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА ИСПОЛЬЗУЯ МНЕМОТАБЛИЦУ

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА ИСПОЛЬЗУЯ МНЕМОТАБЛИЦУ

.

.

РЕЗУЛЬТАТЫ расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед сверстниками

РЕЗУЛЬТАТЫ

расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед сверстниками