СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интернет-платформы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интернет-платформы»





















ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ.

Оглавление.

Введение..................................................................................................................................3

I. Основная теоретическая часть.....................................................................................5-9

1.1. Единая информационно-образовательная среда (ИОС), как одно из важнейших условий достижения нового качества образования.............................................................5

1.2. Классификация средств ИКТ..........................................................................................5


1.3. Аспекты использования средств ИКТ...........................................................................6

II. Основная практическая часть.....................................................................................10-14

2.1. Значение образовательных Интернет-платформы в системе обучения....................10

2.2. Какие интернет-платформы используют учителя? Исследование № 1......................11

2.3. Отношение учащихся к использованию интернет-платформ. Исследование № 2..11-12

2.4. Список рекомендаций для педагогов по эффективному использованию интернет-платформ для развития информационно-образовательной среды школы.........................13

2.5. Плюсы и минусы в использовании информационно-коммуникационных технологий для учителя...............................................................................................................................13

2.6. Плюсы и минусы в использовании информационно-коммуникационных технологий для ученика..............................................................................................................................13

Заключение.............................................................................................................................14-15

Список использованной литературы.................................................................................16

Приложения...........................................................................................................................17-18













Введение

На современное общество, на его развитие сильнейшее воздействие оказывают сегодня компьютерные технологии, которые проникли во все сферы человеческой деятельности, не оставив в стороне и сферу образования.

В последнее время вызывает повышенный интерес в педагогической науке всестороннее использование компьютерных технологий в сфере образования. Огромный вклад в исследование вопросов использования компьютерных технологий обучения внесли зарубежные и отечественные ученые: В. И. Гриценко, Г.Р. Громов, О. И. Агапова, В.Ф. Шолохович, О.А. Кривошеев, Г. Клейман, Б. Сендов и др.

Современное российское образование ставит своей целью, начиная с начальной школы, формировать информационную компетентность, т. е. способность находить и отбирать, преобразовывать и использовать новую информацию. Для этого образовательной системе нужно отвечать актуальным в обществе требованиям, среди которых приоритетом является создание единой информационно-образовательной среды (далее ИОС), которая рассматривается как один из важнейших аспектов достижения нового уровня качественного образования.

Прошлый учебный год оказался очень необычным: март, апрель и май месяц школьникам пришлось обучаться дома, а перед учителями стоял выбор технологии и способов обучения. Многие школы выбрали в качестве общения с обучающимися ZOOM. Но создать конференцию и пригласить учащихся на нее для учителя не достаточно, надо тщательно продумать как будет проходить освоение нового материала учащимися, закрепление пройденного материала, как проводить практические и лабораторные работы. И инструментом для достижения этих задач учителям и обучающимся были предложены различные образовательные платформы. Осмысливая опыт работы в дистанте, понимаешь, что ничто не заменит живого общения обучающегося с учителем, но в тоже время при наличии хорошей образовательной платформы учитель имеет возможность работы с обучающимися.

Да, дистанционное обучение школьников и студентов стало реальностью, к которой не были готовы ни учителя, ни дети, ни тем более родители.

«Учителя в основном направляют задания из учебника, ученики их выполняют и отправляют фотографии своих тетрадок обратно. В результате образовательный процесс выглядит не как дистанционное, а как самостоятельное обучение», - жаловались родители. Многие из них считали, что основную ответственность за обучение переложили на их плечи, на плечи родителей, у которых часто нет ни времени, ни техники, чтобы помочь детям.

Дистанционное обучение привело к множеству проблем: перебои в работе с техникой, отсутствием интернета, принтеров, нехватка компьютеров у семей с несколькими детьми и так далее. Более того, значительная часть родителей продолжает работать, либо уходя на работу, либо удаленно, и они оказались не в состоянии уделять внимание образовательному процессу столько же, сколько это делает школа.













































I.Основная теоретическая часть.

1.1. Единая информационно-образовательная среда (ИОС), как одно из важнейших условий достижения нового качества образования.

Под информационно-образовательной средой подразумевается единое информационно-образовательное пространство образовательной организации, которое состоит из интеграции учебной информации на традиционных и электронных носителях, ИКТ технологиях взаимодействия: виртуальные библиотеки, учебнометодические комплексы, расширенный дидактический аппарат, образовательные Интернет-платформы и т. д. [1].

1.2. Классификация средств ИКТ.

Образовательные средства ИКТ можно разделить следующим образом:

1. По педагогическим задачам:

• средства, необходимые для базовой подготовки учащихся (системы обучающие, учебники, электронные учебники, а также системы, контролирующие полученные знаний);

• средства для практической отработки навыков (всевозможные электронные практикумы и задачники, тренажеры);

• дополнительные информационные средства (словари, энциклопедии и хрестоматии, презентации, мультимедийные обучающие занятия);

2. По функциям в организации учебного процесса:

• информационные (электронные библиотеки, книги, журналы и газеты, словари и справочники,);

• интерактивные (телеконференции, электронная почта, мессенджеры, электронный дневник);

• поисковые (архивы, каталоги).

3. По типу информации:

• ресурсы с текстовой информацией (электронные учебники, задачники, учебные пособия, тесты, разные виды словарей и энциклопедий, всевозможные справочники и издания периодической печати, числовые данные, учебно-методические и программные материалы);

• визуальные информационные ресурсы (презентации, иллюстрации, репродукции картин известных художников, видеофильмы и видеоуроки, демонстрации опытов, виртуальные экскурсии в музеи, по литературным местам; интерактивные и статистические модели; символы, объекты, схемы, кластеры, таблицы, диаграммы);

• ресурсы с аудиоинформацией (аудиозаписи стихотворений, классических, музыкальных произведений, звуков природы живой и неживой);

  • ресурсы с видео и аудиоинформацией (аудио- и видео объекты природы, предметные экскурсии);

• ресурсы со смешанной информацией (учебные пособия, первоисточники, разного рода хрестоматии, словари и энциклопедии).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

• учебные (на уроке);

• внеучебные (на элективах, кружках, досуговых занятиях)

5. По форме взаимодействия с учащимся:

• «offline» - связь;

• «online» - связь.

1.3. Аспекты использования средств ИКТ.

Выделим некоторые аспекты использования различных средств ИКТ в учебном процессе:

1. Аспект мотивационный. Применение ИКТ способствует повышению интереса и формированию положительной мотивации детей, так как создается ситуация успеха:

• учитываются личностные образовательных возможности и потребности каждого обучающегося;

• создается возможность широкого выбора форм, методов, темпов, содержания и уровней проведения занятий;

• возможность раскрыть творческий потенциал ребенка;

• ученики осваивают современные информационные технологии.

2. Аспект содержательный. Возможности ИКТ могут быть широко использованы:

• при создании плакатов, построении таблиц, и других цифровых образовательных ресурсов по каждому разделу или отдельной теме, причем, в разных дисциплинах

• для выполнения индивидуальных проектов и тестовых мини-уроков;

• для выполнения интерактивных домашних заданий и тренажеров, для самостоятельной работы обучающихся.

3. Аспект учебно-методический. Информационные ресурсы могут применяться для учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может использовать разнообразные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию; при объяснении и закреплении нового материала, для практической отработки знаний, умений и навыков, а также в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения учащимися нового материала и т.д. Компьютерные проверочные и контрольные работы, тесты и практические задания могут применяться для проверки знаний и разных видов контроля усвоенного материала. У учителя также появляется возможность использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при создании проектов, при проведении внеурочных занятий.

4.Аспект организационный. ИКТ могут быть применены в различных вариантах организации обучения:

• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе личностного подхода;

• при фронтальном опросе, либо при работе в подгруппах.

5. Аспект оценочный. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются проверочные работы, тесты и тестовые задания, позволяющие проводить различные виды контроля: входные контрольные работы, промежуточные, полугодовые и итоговые.

Появляется возможность проводить тесты в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов ставит преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность ребят в глубоком и осознанном изучении программного материала. Нельзя не отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с разными видами информации. И тогда появляется необходимость сказать о том, что такое коммуникативная технология.

Коммуникативная технология базируется на комплексном обучении всем видам речевой деятельности:

• говорение и аудирование;

• смысловое чтение и письмо;

Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

• речевых поступков;

• речевой ситуации.

Коммуникативная технология предполагает функциональность обучения (деятельность ученика):

• ученик спрашивает;

• создает проблемные ситуации;

• подтверждает мысль;

• побуждает к действию;

• высказывает сомнения.

При этом необходимо обеспечить новизну ситуации:

• новая задача;

• новый собеседник;

• новый предмет для обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

• необходимость общения;

• потребность использования речи;

• формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

• занимательная;

• учебная и игровая;

• трудовая и досуговая.

Ситуация с применением коммуникативной задачи является ядром процесса обучения. С помощью ситуации:

• происходит установление системы взаимоотношений тех, кто общается;

• мотивировка общения;

• иначе преподносится речевой материал;

• приобретаются новые речевые способности;

• развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям каждого ребенка:

• отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;

• возможно использование невербальных форм общения..

Обучение при таких условиях влияет не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

• доставляет детям радость;

• наделяет положительными эмоциями.

Идея создания и развития ИОС в общеобразовательных организациях представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте. [4]. Такая среда, в соответствии со Стандартом, содержит: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе образовательные цифровые ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: планшеты, ноутбуки, телефоны, компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, методов и приемов, обеспечивающих обучение в ИОС.













































II. Основная практическая часть.

2.1. Значение образовательных Интернет-платформы в системе обучения.

В современной системе обучения педагог теряет своё исключительное право на владение информацией. Теперь его главной задачей становится не «снабжение» обучающихся готовыми знаниями, а помощь им в самостоятельном открытии этих самых знаний. Одним из наиболее известных средств обучения в системе видов ИКТ являются образовательные Интернет-платформы. Такие платформы способны создавать условия для положительной учебной мотивации школьников и развивать ее для дальнейшей работы. К таким можно отнести: «Началкин», «ЯКласс», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «IQша», PhETSimulations и др. Правильно организованная работа с данным ресурсом позволяет повысить мотивацию обучающихся, осуществить индивидуальный подход в обучении, обеспечить наглядность любого материала, обучать способам самостоятельного получения знаний. При более подробном рассмотрении темы возникает вопрос: каковы особенности использования образовательных интернет-платформ в педагогической практике учителя?

Объект исследования – информационно-образовательная среда образовательной организации.

Предмет – образовательные интернет-платформы как средство обучения в информационно-образовательной среде образовательной организации.

Цель исследования: выявить особенности использования Интернет-платформ как части информационно-образовательной среды в процессе обучения школьников.

Гипотеза: предполагаем, что

– учителя активно используют интернетплатформы, в основном, «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Учи.ру»;

– их использование повышает учебную мотивацию школьников, а также влияет на повышение успеваемости.

Основными задачами нашего исследования являются:

1) изучить опыт педагогов по использованию интернетплатформ в процессе обучения школьников;

2) выявить влияние интернет-платформ на учебную мотивацию и успеваемость школьников;

3) подобрать методические рекомендации для педагогов по эффективному использованию интернетплатформ.

Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, конкретизация, обобщение; эмпирические: опрос; количественный анализ результатов и качественные (описание, объяснение) методы обработки информации.

2.2. Какие интернет-платформы используют учителя? Исследование № 1

Исследование проходило на базе двух образовательных учреждений - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» и Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1».

В нем приняли участие 40 учителей из двух школ, 350 школьников.

Для изучения опыта учителей была использована анкета И. А. Зениной [3]. Результаты представлены на рис. 1 и 2. (Приложение 1)

Исходя из результатов можно сказать, что большинство педагогов, как в городской, так и в районной школе используют на занятиях Интернет-платформы, (при выяснении того, какие платформы они используют, педагоги назвали в большинстве случаев такие платформы как «ЯКласс», Uchi.ru, Мentimetr.com и «Началкин», РЭШ).

Преимущественно, педагоги наблюдают положительную динамику образовательного процесса при использовании интернетплатформ (исходя из диагностики, которая ранее проводились учителями), так как дети более активно включаются в учебную деятельность, повышается мотивация. Также педагоги отметили тот факт, что такие площадки, как «Google формы» и Мentimetr.com имеют преимущество, связанное с анонимностью. Например, данные платформы могут использоваться для создания опроса, как это делал педагог: «Какие трудности возникли во время учебного года?». Как отметила педагог, большинство вариантов относились к тем, которые ни родители, ни дети не озвучивали, и про которые она не могла бы и подумать, однако все «всплыло», когда педагог предложила анонимную работу. У каждой семьи появилась уверенность, они смогли высказать свое мнение, которое в дальнейшем было учтено. Также педагоги отметили, что на данных платформах часто предлагаются интересные бесплатные олимпиады, что позволяет детям принимать активное участие, «расширять знания и портфолио».

2.3. Отношение учащихся к использованию интернет-платформ. Исследование № 2

Для выявления отношения обучающихся к использованию Интернет-платформ, была использована анкета И. В. Гусловой, А. В. Ивановой «Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе» [2]. Результаты представлены на рис. 3 и 4. (Приложение 2)

Школьники, как в районной, так и в городской школе активно принимают участие в образовательных интернет-проектах. Они единогласно говорят о том, что необходимо использовать компьютер на всех уроках, так как это повышает возможность запоминания учебного материала, повышает интерес, а также дает возможность проверить себя, оценить свои возможности, потому что «учитель может случайно ошибиться».

Таким образом, использование интернет-платформ является оправданным действием в практике учителя. Работа с их использованием способствует достижению успехов в изучении большинства учебных предметов. Используя в своей работе интерактивный курс онлайн-платформ, учитель способствует формированию у обучающихся учебной самостоятельности и повышенной познавательной активности, контролированию усвоения учебного материала, работе в комфортном режиме и многое другое. Главная особенность использования интернет-платформ в том, что они дают возможность участвовать как во внутренних, так и во Всероссийских олимпиадах, что позволяет не только проверить свои знания, но и получить звание интеллектуально- развитого ученика. Со стороны школы же – это отличный шанс получить награды и значительное стимулирование. Именно поэтому образовательные Интернет-платформы как средство обучения в информационнообразовательной среде являются настолько популярными в школах. Гипотеза исследования, в основном, подтвердилась.

2.4. Плюсы и минусы в использовании информационно-коммуникационных технологий для учителя.

Таким образом, мы пришли к выводу, что в центре информатизации образовательного процесса, единой информационной среды должны находиться ученик и учитель как единое целое.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии наиболее эффективны при их использовании в следующих случаях:

— на уроке – при объяснении нового материала, при закреплении изученного, при контроле;

— в осуществлении проектной деятельности;

— на выступлениях на родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;

— при обмене опытом как внутри одной школы, так и между школами района, области.

2.5. Плюсы и минусы в использовании информационно-коммуникационных технологий для ученика.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— для более глубокого восприятия учебного материала;

__ при длительном отсутствии в школе;

— в проектной деятельности;

— при создании мультимедийных сочинений;

— в презентационной деятельности;

— в локальной и глобальной сети.

Таким образом, создание информационной среды - одна из важных составляющих в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения), необходимая сегодня для реализации ФГОС нового поколения. Осозновая важность всего вышеизложенного, мы разработали список рекомендаций по эффективному использованию интернет-платформ для педагогов.

2.6. Список рекомендаций для педагогов по эффективному использованию интернет-платформ для развития информационно-образовательной среды школы.

В связи с этим нами был составлен следующий список рекомендаций для педагогов по эффективному использованию интернет-платформ для развития информационно-образовательной среды школы. (Приложение 3).

1. Определите четкий перечень работ, которые будут делать ученики.

2. Используйте традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как и Интернет-материалы.

3. Посмотрите некоторые уроки, изучите имеющийся опыт, подключите к работе учителей-экспертов (мастер-классы, открытые уроки).

4. Развивайте учебную самостоятельность и ответственность детей в сети Интернет.

5. Ознакомьте детей и их родителями с вариативностью Интернет-платформ, для того, чтобы они могли их использовать не только в стенах школы, но и дома, это позволит значительно облегчить процесс обучения, в особенности детям, которые часто болеют, находятся на соревнованиях и т. д.

6. Не старайтесь внедрить как можно больше заданий на интернет-платформах во время урока, необходимо помнить про нормы СанПин.









Заключение.

Таким образом, изучив необходимую литературу по нашему вопросу и проведя исследования на базе двух образовательных учреждений, мы пришли к следующим выводам:

1. Применение дистанционных форм обучения настраивает педагога на самообразование и самовоспитание. Среди мотивов, определяющих выбор учителем дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, одно из первых мест занимает желание не главенствовать, а следовать за учеником, сопровождать его в образовательном процессе. Учитель – наставник. Ученик – исследователь, первооткрыватель проектировщик познания, соавтор учебного маршрута.

2. Образовательная активность каждого педагога является показателем его творческой самореализации, инициирует работу в сети.

3. Сетевое взаимодействие помогает формировать культуру общения всех участников образовательного процесса.

4. Педагоги наблюдают положительную динамику образовательного процесса при использовании интернет-платформ.

5. Школьники, как в районной, так и в городской школе активно принимают участие в образовательных интернет-проектах.

6. Учащиеся единогласно говорят о том, что необходимо использовать компьютер на всех уроках, так как это повышает возможность запоминания учебного материала, повышает интерес, а также дает возможность проверить себя, оценить свои возможности,

В то же время нам удалось выявить ряд проблем, затрудняющих использование повсеместного дистанционного обучения в системе образования:

1. Дистанционное обучение характеризуется использованием целого ряда специфических методов, приемов, средств и форм обучения. Прежде всего, к ним относятся информационные технологии, технологии общения. Поэтому главным принципом использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, планшетом или телефоном, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями.

2. Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров имеет свою специфику, поскольку участвуют лица с педагогическим образованием. Педагогические работники должны не только повышать собственную профессиональную квалификацию в дистанционной форме, но быть готовыми применять данную форму обучения в собственной педагогической практике.

3. При организации повышения квалификации учителей в дистанционной форме необходимо понимать и учитывать специфику учебной дисциплины. А значит необходимо разработать систему дистанционного обучения для педагогов конкретной предметной области.

4. Родители считают, что использование ИКТ необходимо и полезно, но только в очном режиме, они против дистанционного обучения, так как уверены, что в таком режиме основная ответственность за обучение детей ложиться на их плечи.











































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Головачева О. В., Перевалова С. Н. Информационно-образовательная среда школы – новые возможности педагога // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). Краснодар : Новация, 2017. С. 55–57. URL https://moluch.ru/conf/ ped/archive/211/11839

  2. Гуслова И. В., Иванова А. В. Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: https://historich.ru/ metodicheskie- rekomendacii-po-provedeniyu-psihologo-pedagogich-v2/index.html

  3. Зенина И. А. Критерии эффективности использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: http://www.myshared.ru.

  4. ФГОС НОО [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ 0































Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Список рекомендаций для педагогов по эффективному использованию интернет-платформ для развития информационно-образовательной среды школы.

1. Определите четкий перечень работ, которые будут делать ученики.

2. Используйте традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как и Интернет-материалы.

3.Посмотрите некоторые уроки, изучите имеющийся опыт, подключите к работе учителей-экспертов (мастер-классы, открытые уроки).

4.Развивайте учебную самостоятельность и ответственность детей в сети Интернет.

5.Ознакомьте детей и их родителей с вариативностью Интернет-платформ, для того, чтобы они могли их использовать не только в стенах школы, но и дома, это позволит значительно облегчить процесс обучения, в особенности детям, которые часто болеют, находятся на соревнованиях и т. д.

6.Не старайтесь внедрить как можно больше заданий на интернет-платформах во время урока, необходимо помнить про нормы СанПин.























14