ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. |
Оглавление.
Введение..................................................................................................................................3
I. Основная теоретическая часть.....................................................................................5-9
1.1. Единая информационно-образовательная среда (ИОС), как одно из важнейших условий достижения нового качества образования.............................................................5
1.2. Классификация средств ИКТ..........................................................................................5
1.3. Аспекты использования средств ИКТ...........................................................................6
II. Основная практическая часть.....................................................................................10-14
2.1. Значение образовательных Интернет-платформы в системе обучения....................10
2.2. Какие интернет-платформы используют учителя? Исследование № 1......................11
2.3. Отношение учащихся к использованию интернет-платформ. Исследование № 2..11-12
2.4. Список рекомендаций для педагогов по эффективному использованию интернет-платформ для развития информационно-образовательной среды школы.........................13
2.5. Плюсы и минусы в использовании информационно-коммуникационных технологий для учителя...............................................................................................................................13
2.6. Плюсы и минусы в использовании информационно-коммуникационных технологий для ученика..............................................................................................................................13
Заключение.............................................................................................................................14-15
Список использованной литературы.................................................................................16
Приложения...........................................................................................................................17-18
Введение
На современное общество, на его развитие сильнейшее воздействие оказывают сегодня компьютерные технологии, которые проникли во все сферы человеческой деятельности, не оставив в стороне и сферу образования.
В последнее время вызывает повышенный интерес в педагогической науке всестороннее использование компьютерных технологий в сфере образования. Огромный вклад в исследование вопросов использования компьютерных технологий обучения внесли зарубежные и отечественные ученые: В. И. Гриценко, Г.Р. Громов, О. И. Агапова, В.Ф. Шолохович, О.А. Кривошеев, Г. Клейман, Б. Сендов и др.
Современное российское образование ставит своей целью, начиная с начальной школы, формировать информационную компетентность, т. е. способность находить и отбирать, преобразовывать и использовать новую информацию. Для этого образовательной системе нужно отвечать актуальным в обществе требованиям, среди которых приоритетом является создание единой информационно-образовательной среды (далее ИОС), которая рассматривается как один из важнейших аспектов достижения нового уровня качественного образования.
Прошлый учебный год оказался очень необычным: март, апрель и май месяц школьникам пришлось обучаться дома, а перед учителями стоял выбор технологии и способов обучения. Многие школы выбрали в качестве общения с обучающимися ZOOM. Но создать конференцию и пригласить учащихся на нее для учителя не достаточно, надо тщательно продумать как будет проходить освоение нового материала учащимися, закрепление пройденного материала, как проводить практические и лабораторные работы. И инструментом для достижения этих задач учителям и обучающимся были предложены различные образовательные платформы. Осмысливая опыт работы в дистанте, понимаешь, что ничто не заменит живого общения обучающегося с учителем, но в тоже время при наличии хорошей образовательной платформы учитель имеет возможность работы с обучающимися.
Да, дистанционное обучение школьников и студентов стало реальностью, к которой не были готовы ни учителя, ни дети, ни тем более родители.
«Учителя в основном направляют задания из учебника, ученики их выполняют и отправляют фотографии своих тетрадок обратно. В результате образовательный процесс выглядит не как дистанционное, а как самостоятельное обучение», - жаловались родители. Многие из них считали, что основную ответственность за обучение переложили на их плечи, на плечи родителей, у которых часто нет ни времени, ни техники, чтобы помочь детям.
Дистанционное обучение привело к множеству проблем: перебои в работе с техникой, отсутствием интернета, принтеров, нехватка компьютеров у семей с несколькими детьми и так далее. Более того, значительная часть родителей продолжает работать, либо уходя на работу, либо удаленно, и они оказались не в состоянии уделять внимание образовательному процессу столько же, сколько это делает школа.
I.Основная теоретическая часть.
1.1. Единая информационно-образовательная среда (ИОС), как одно из важнейших условий достижения нового качества образования.
Под информационно-образовательной средой подразумевается единое информационно-образовательное пространство образовательной организации, которое состоит из интеграции учебной информации на традиционных и электронных носителях, ИКТ технологиях взаимодействия: виртуальные библиотеки, учебнометодические комплексы, расширенный дидактический аппарат, образовательные Интернет-платформы и т. д. [1].
1.2. Классификация средств ИКТ.
Образовательные средства ИКТ можно разделить следующим образом:
1. По педагогическим задачам:
• средства, необходимые для базовой подготовки учащихся (системы обучающие, учебники, электронные учебники, а также системы, контролирующие полученные знаний);
• средства для практической отработки навыков (всевозможные электронные практикумы и задачники, тренажеры);
• дополнительные информационные средства (словари, энциклопедии и хрестоматии, презентации, мультимедийные обучающие занятия);
2. По функциям в организации учебного процесса:
• информационные (электронные библиотеки, книги, журналы и газеты, словари и справочники,);
• интерактивные (телеконференции, электронная почта, мессенджеры, электронный дневник);
• поисковые (архивы, каталоги).
3. По типу информации:
• ресурсы с текстовой информацией (электронные учебники, задачники, учебные пособия, тесты, разные виды словарей и энциклопедий, всевозможные справочники и издания периодической печати, числовые данные, учебно-методические и программные материалы);
• визуальные информационные ресурсы (презентации, иллюстрации, репродукции картин известных художников, видеофильмы и видеоуроки, демонстрации опытов, виртуальные экскурсии в музеи, по литературным местам; интерактивные и статистические модели; символы, объекты, схемы, кластеры, таблицы, диаграммы);
• ресурсы с аудиоинформацией (аудиозаписи стихотворений, классических, музыкальных произведений, звуков природы живой и неживой);
ресурсы с видео и аудиоинформацией (аудио- и видео объекты природы, предметные экскурсии);
• ресурсы со смешанной информацией (учебные пособия, первоисточники, разного рода хрестоматии, словари и энциклопедии).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
• учебные (на уроке);
• внеучебные (на элективах, кружках, досуговых занятиях)
5. По форме взаимодействия с учащимся:
• «offline» - связь;
• «online» - связь.
1.3. Аспекты использования средств ИКТ.
Выделим некоторые аспекты использования различных средств ИКТ в учебном процессе:
1. Аспект мотивационный. Применение ИКТ способствует повышению интереса и формированию положительной мотивации детей, так как создается ситуация успеха:
• учитываются личностные образовательных возможности и потребности каждого обучающегося;
• создается возможность широкого выбора форм, методов, темпов, содержания и уровней проведения занятий;
• возможность раскрыть творческий потенциал ребенка;
• ученики осваивают современные информационные технологии.
2. Аспект содержательный. Возможности ИКТ могут быть широко использованы:
• при создании плакатов, построении таблиц, и других цифровых образовательных ресурсов по каждому разделу или отдельной теме, причем, в разных дисциплинах
• для выполнения индивидуальных проектов и тестовых мини-уроков;
• для выполнения интерактивных домашних заданий и тренажеров, для самостоятельной работы обучающихся.
3. Аспект учебно-методический. Информационные ресурсы могут применяться для учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может использовать разнообразные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию; при объяснении и закреплении нового материала, для практической отработки знаний, умений и навыков, а также в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения учащимися нового материала и т.д. Компьютерные проверочные и контрольные работы, тесты и практические задания могут применяться для проверки знаний и разных видов контроля усвоенного материала. У учителя также появляется возможность использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при создании проектов, при проведении внеурочных занятий.
4.Аспект организационный. ИКТ могут быть применены в различных вариантах организации обучения:
• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе личностного подхода;
• при фронтальном опросе, либо при работе в подгруппах.
5. Аспект оценочный. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются проверочные работы, тесты и тестовые задания, позволяющие проводить различные виды контроля: входные контрольные работы, промежуточные, полугодовые и итоговые.
Появляется возможность проводить тесты в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов ставит преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность ребят в глубоком и осознанном изучении программного материала. Нельзя не отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с разными видами информации. И тогда появляется необходимость сказать о том, что такое коммуникативная технология.
Коммуникативная технология базируется на комплексном обучении всем видам речевой деятельности:
• говорение и аудирование;
• смысловое чтение и письмо;
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:
• речевых поступков;
• речевой ситуации.
Коммуникативная технология предполагает функциональность обучения (деятельность ученика):
• ученик спрашивает;
• создает проблемные ситуации;
• подтверждает мысль;
• побуждает к действию;
• высказывает сомнения.
При этом необходимо обеспечить новизну ситуации:
• новая задача;
• новый собеседник;
• новый предмет для обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
• необходимость общения;
• потребность использования речи;
• формируется речевое поведение.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
• занимательная;
• учебная и игровая;
• трудовая и досуговая.
Ситуация с применением коммуникативной задачи является ядром процесса обучения. С помощью ситуации:
• происходит установление системы взаимоотношений тех, кто общается;
• мотивировка общения;
• иначе преподносится речевой материал;
• приобретаются новые речевые способности;
• развивается активность детей и самостоятельность общения.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям каждого ребенка:
• отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
• возможно использование невербальных форм общения..
Обучение при таких условиях влияет не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
• доставляет детям радость;
• наделяет положительными эмоциями.
Идея создания и развития ИОС в общеобразовательных организациях представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте. [4]. Такая среда, в соответствии со Стандартом, содержит: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе образовательные цифровые ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: планшеты, ноутбуки, телефоны, компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, методов и приемов, обеспечивающих обучение в ИОС.
II. Основная практическая часть.
2.1. Значение образовательных Интернет-платформы в системе обучения.
В современной системе обучения педагог теряет своё исключительное право на владение информацией. Теперь его главной задачей становится не «снабжение» обучающихся готовыми знаниями, а помощь им в самостоятельном открытии этих самых знаний. Одним из наиболее известных средств обучения в системе видов ИКТ являются образовательные Интернет-платформы. Такие платформы способны создавать условия для положительной учебной мотивации школьников и развивать ее для дальнейшей работы. К таким можно отнести: «Началкин», «ЯКласс», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «IQша», PhETSimulations и др. Правильно организованная работа с данным ресурсом позволяет повысить мотивацию обучающихся, осуществить индивидуальный подход в обучении, обеспечить наглядность любого материала, обучать способам самостоятельного получения знаний. При более подробном рассмотрении темы возникает вопрос: каковы особенности использования образовательных интернет-платформ в педагогической практике учителя?
Объект исследования – информационно-образовательная среда образовательной организации.
Предмет – образовательные интернет-платформы как средство обучения в информационно-образовательной среде образовательной организации.
Цель исследования: выявить особенности использования Интернет-платформ как части информационно-образовательной среды в процессе обучения школьников.
Гипотеза: предполагаем, что
– учителя активно используют интернетплатформы, в основном, «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Учи.ру»;
– их использование повышает учебную мотивацию школьников, а также влияет на повышение успеваемости.
Основными задачами нашего исследования являются:
1) изучить опыт педагогов по использованию интернетплатформ в процессе обучения школьников;
2) выявить влияние интернет-платформ на учебную мотивацию и успеваемость школьников;
3) подобрать методические рекомендации для педагогов по эффективному использованию интернетплатформ.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, синтез, конкретизация, обобщение; эмпирические: опрос; количественный анализ результатов и качественные (описание, объяснение) методы обработки информации.
2.2. Какие интернет-платформы используют учителя? Исследование № 1
Исследование проходило на базе двух образовательных учреждений - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» и Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Шайковская средняя общеобразовательная школа №1».
В нем приняли участие 40 учителей из двух школ, 350 школьников.
Для изучения опыта учителей была использована анкета И. А. Зениной [3]. Результаты представлены на рис. 1 и 2. (Приложение 1)
Исходя из результатов можно сказать, что большинство педагогов, как в городской, так и в районной школе используют на занятиях Интернет-платформы, (при выяснении того, какие платформы они используют, педагоги назвали в большинстве случаев такие платформы как «ЯКласс», Uchi.ru, Мentimetr.com и «Началкин», РЭШ).
Преимущественно, педагоги наблюдают положительную динамику образовательного процесса при использовании интернетплатформ (исходя из диагностики, которая ранее проводились учителями), так как дети более активно включаются в учебную деятельность, повышается мотивация. Также педагоги отметили тот факт, что такие площадки, как «Google формы» и Мentimetr.com имеют преимущество, связанное с анонимностью. Например, данные платформы могут использоваться для создания опроса, как это делал педагог: «Какие трудности возникли во время учебного года?». Как отметила педагог, большинство вариантов относились к тем, которые ни родители, ни дети не озвучивали, и про которые она не могла бы и подумать, однако все «всплыло», когда педагог предложила анонимную работу. У каждой семьи появилась уверенность, они смогли высказать свое мнение, которое в дальнейшем было учтено. Также педагоги отметили, что на данных платформах часто предлагаются интересные бесплатные олимпиады, что позволяет детям принимать активное участие, «расширять знания и портфолио».
2.3. Отношение учащихся к использованию интернет-платформ. Исследование № 2
Для выявления отношения обучающихся к использованию Интернет-платформ, была использована анкета И. В. Гусловой, А. В. Ивановой «Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе» [2]. Результаты представлены на рис. 3 и 4. (Приложение 2)
Школьники, как в районной, так и в городской школе активно принимают участие в образовательных интернет-проектах. Они единогласно говорят о том, что необходимо использовать компьютер на всех уроках, так как это повышает возможность запоминания учебного материала, повышает интерес, а также дает возможность проверить себя, оценить свои возможности, потому что «учитель может случайно ошибиться».
Таким образом, использование интернет-платформ является оправданным действием в практике учителя. Работа с их использованием способствует достижению успехов в изучении большинства учебных предметов. Используя в своей работе интерактивный курс онлайн-платформ, учитель способствует формированию у обучающихся учебной самостоятельности и повышенной познавательной активности, контролированию усвоения учебного материала, работе в комфортном режиме и многое другое. Главная особенность использования интернет-платформ в том, что они дают возможность участвовать как во внутренних, так и во Всероссийских олимпиадах, что позволяет не только проверить свои знания, но и получить звание интеллектуально- развитого ученика. Со стороны школы же – это отличный шанс получить награды и значительное стимулирование. Именно поэтому образовательные Интернет-платформы как средство обучения в информационнообразовательной среде являются настолько популярными в школах. Гипотеза исследования, в основном, подтвердилась.
2.4. Плюсы и минусы в использовании информационно-коммуникационных технологий для учителя.
Таким образом, мы пришли к выводу, что в центре информатизации образовательного процесса, единой информационной среды должны находиться ученик и учитель как единое целое.
Для учителя информационно-коммуникационные технологии наиболее эффективны при их использовании в следующих случаях:
— на уроке – при объяснении нового материала, при закреплении изученного, при контроле;
— в осуществлении проектной деятельности;
— на выступлениях на родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;
— при обмене опытом как внутри одной школы, так и между школами района, области.
2.5. Плюсы и минусы в использовании информационно-коммуникационных технологий для ученика.
Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:
— для более глубокого восприятия учебного материала;
__ при длительном отсутствии в школе;
— в проектной деятельности;
— при создании мультимедийных сочинений;
— в презентационной деятельности;
— в локальной и глобальной сети.
Таким образом, создание информационной среды - одна из важных составляющих в организации и управлении образовательным процессом (модель ИКТ-насыщенной образовательной среды образовательного учреждения), необходимая сегодня для реализации ФГОС нового поколения. Осозновая важность всего вышеизложенного, мы разработали список рекомендаций по эффективному использованию интернет-платформ для педагогов.
2.6. Список рекомендаций для педагогов по эффективному использованию интернет-платформ для развития информационно-образовательной среды школы.
В связи с этим нами был составлен следующий список рекомендаций для педагогов по эффективному использованию интернет-платформ для развития информационно-образовательной среды школы. (Приложение 3).
1. Определите четкий перечень работ, которые будут делать ученики.
2. Используйте традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как и Интернет-материалы.
3. Посмотрите некоторые уроки, изучите имеющийся опыт, подключите к работе учителей-экспертов (мастер-классы, открытые уроки).
4. Развивайте учебную самостоятельность и ответственность детей в сети Интернет.
5. Ознакомьте детей и их родителями с вариативностью Интернет-платформ, для того, чтобы они могли их использовать не только в стенах школы, но и дома, это позволит значительно облегчить процесс обучения, в особенности детям, которые часто болеют, находятся на соревнованиях и т. д.
6. Не старайтесь внедрить как можно больше заданий на интернет-платформах во время урока, необходимо помнить про нормы СанПин.
Заключение.
Таким образом, изучив необходимую литературу по нашему вопросу и проведя исследования на базе двух образовательных учреждений, мы пришли к следующим выводам:
1. Применение дистанционных форм обучения настраивает педагога на самообразование и самовоспитание. Среди мотивов, определяющих выбор учителем дистанционного обучения на основе телекоммуникаций, одно из первых мест занимает желание не главенствовать, а следовать за учеником, сопровождать его в образовательном процессе. Учитель – наставник. Ученик – исследователь, первооткрыватель проектировщик познания, соавтор учебного маршрута.
2. Образовательная активность каждого педагога является показателем его творческой самореализации, инициирует работу в сети.
3. Сетевое взаимодействие помогает формировать культуру общения всех участников образовательного процесса.
4. Педагоги наблюдают положительную динамику образовательного процесса при использовании интернет-платформ.
5. Школьники, как в районной, так и в городской школе активно принимают участие в образовательных интернет-проектах.
6. Учащиеся единогласно говорят о том, что необходимо использовать компьютер на всех уроках, так как это повышает возможность запоминания учебного материала, повышает интерес, а также дает возможность проверить себя, оценить свои возможности,
В то же время нам удалось выявить ряд проблем, затрудняющих использование повсеместного дистанционного обучения в системе образования:
1. Дистанционное обучение характеризуется использованием целого ряда специфических методов, приемов, средств и форм обучения. Прежде всего, к ним относятся информационные технологии, технологии общения. Поэтому главным принципом использования дистанционного обучения в системе повышения квалификации является владение педагогами навыками работы с компьютером, планшетом или телефоном, новыми информационными и телекоммуникационными технологиями.
2. Использование дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров имеет свою специфику, поскольку участвуют лица с педагогическим образованием. Педагогические работники должны не только повышать собственную профессиональную квалификацию в дистанционной форме, но быть готовыми применять данную форму обучения в собственной педагогической практике.
3. При организации повышения квалификации учителей в дистанционной форме необходимо понимать и учитывать специфику учебной дисциплины. А значит необходимо разработать систему дистанционного обучения для педагогов конкретной предметной области.
4. Родители считают, что использование ИКТ необходимо и полезно, но только в очном режиме, они против дистанционного обучения, так как уверены, что в таком режиме основная ответственность за обучение детей ложиться на их плечи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Головачева О. В., Перевалова С. Н. Информационно-образовательная среда школы – новые возможности педагога // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). Краснодар : Новация, 2017. С. 55–57. URL https://moluch.ru/conf/ ped/archive/211/11839
Гуслова И. В., Иванова А. В. Эффективность использования ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: https://historich.ru/ metodicheskie- rekomendacii-po-provedeniyu-psihologo-pedagogich-v2/index.html
Зенина И. А. Критерии эффективности использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: http://www.myshared.ru.
ФГОС НОО [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ 0
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Список рекомендаций для педагогов по эффективному использованию интернет-платформ для развития информационно-образовательной среды школы.
1. Определите четкий перечень работ, которые будут делать ученики.
2. Используйте традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как и Интернет-материалы.
3.Посмотрите некоторые уроки, изучите имеющийся опыт, подключите к работе учителей-экспертов (мастер-классы, открытые уроки).
4.Развивайте учебную самостоятельность и ответственность детей в сети Интернет.
5.Ознакомьте детей и их родителей с вариативностью Интернет-платформ, для того, чтобы они могли их использовать не только в стенах школы, но и дома, это позволит значительно облегчить процесс обучения, в особенности детям, которые часто болеют, находятся на соревнованиях и т. д.
6.Не старайтесь внедрить как можно больше заданий на интернет-платформах во время урока, необходимо помнить про нормы СанПин.
14