СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерпретация произведений (сюжеты, персонажи) Н. В. Гоголя. На материалах повести «Нос» и «Невский проспект».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Интерпретация  произведений (сюжеты, персонажи) Н. В. Гоголя. На материалах повести «Нос» и «Невский проспект».

Класс:  8 класс

Время урока: 45 мин.

Тип урока: обзорный урок с элементами творчества

Цель урока: ознакомить учеников с интерпретациями творчества Н.В.Гоголя, тем самым создать мотивацию на дальнейшее изучение его произведений , развить творческое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Интерпретация произведений (сюжеты, персонажи) Н. В. Гоголя. На материалах повести «Нос» и «Невский проспект».»

Тема урока: Интерпретация произведений (сюжеты, персонажи) Н. В. Гоголя. На материалах повести «Нос» и «Невский проспект».

Класс: 8 класс

Время урока: 45 мин.

Тип урока: обзорный урок с элементами творчества

Цель урока: ознакомить учеников с интерпретациями творчества Н.В.Гоголя, тем самым создать мотивацию на дальнейшее изучение его произведений , развить творческое мышление.



Задачи: подготовить материал урока, создать презентацию, показать её ученикам, с сопутствующими комментариями, вопросами и заданиями.

Предполагается, что основную информацию о Петербургских повестях Гоголя ученики уже знают, были проведены уроки, где им рассказали о структуре этого сборника, хронологии, предпосылках написания, они анализировали сюжет, образы и т.д.





время

действия учителя

действия учеников


30 сек.

Приветствие. Здравствуйте, меня зовут Наталья, и сегодня я проведу у вас необычный урок.


Приветствуют, слушают


1 мин.

Вводная часть. Творчество Николая Васильевича вам уже хорошо знакомо, в первый раз вы читали его в 6 классе, если не ошибаюсь, а в этом году уже изучили сборник «Петербургские повести». Сегодня речь пойдёт о повести «Нос» и «Невский проспект»- они кажутся мне наиболее интересными, надеюсь они понравились и вам. Сегодня мы не будем говорить о книгах, хотя вы пришли на урок литературы. Поговорим о том, как деятели искусства разных лет видели Гоголя и его творчество, как его образы и сюжеты меняются во времени, вплоть до современности. Записываем тему урока. Она звучит так - «У каждого времени свой Гоголь» (1 слайд)

Ученики слушают, записывают


3 мин.


















7 минут.


Знаете ли вы, где можно встретить Гоголя в нашем городе?

Сейчас я покажу вам фотографию, она сделана с необычного ракурса.

(показываю слайд номер2)

На мой взгляд, в ЭТОМ Гоголе есть что-то от персонажей «Петербургских повестей». Теперь я бы хотела услышать ваше мнение.

Нравится ли вам эта фотография, хорошо ли она вписывается в картину современного города, какую атмосферу создаёт, какое впечатление у вас от этой фотографии?

У вас ребята, очень интересные оригинальные мысли,спасибо.


А теперь перейдём непосредственно к персонажам. Первым будет один из самых интересных и необычных героев Гоголя, да и вообще, русской литературы 19 века. Это вам уже известный, Нос!

3 слайд

Посмотрите, как изобразил его

Чирятьев Николай- автор выставки к 200-летию Н. В. Гоголя «В поисках живой души». (запишите эту информацию). На этой выставке представлено множество иллюстраций именно к «Петербургским повестям». Название выставки – «В поисках живой души», и художник показывает нам нос будто бы живым существом. Можно даже почувствовать его характер. Посмотрите внимательно, правда? Каким вам кажется нос, изображённый на иллюстрации? Каждый назовите по одному определению или ассоциации.


Знаете ли вы, что нос можно встретить и сейчас практически в центре Санкт-Петербурга? Показываю слайд номер 4

Правда, необычный Нос? Причём не в музее или на выставке, а на стене обычного дома.

Скульптор Р.Л. Габриадзе, В. Н. Аземша, также в создании принимал участие сотрудник Музея городской скульптуры В.Панфилов.

Эта гранитная доска появилась на доме № 38 по Вознесенскому в 1995г.

Спишите имена скульпторов, те, кому интересно, запишите адрес, чтобы потом сходить и посмотреть на такой вот необычный Нос своими глазами.





Ученики отвечают, идёт обсуждение, по заданию учителя записывают в тетрадь свои мысли, и фразы своих одноклассников по поводу заданной темы, которые посчитают интересными.











Смотрят, слушают, записывают информацию,

отвечают по цепочке, высказывают своё мнение, записывают свои определения и понравившиеся определения

одноклассников.


















Предполагаю, что не знают. Удивляются!

Смотрят, записывают


11 мин.


(слайд номер 5)Слышали ли вы когда-нибудь о том, что по мотивам классических произведений снимают мультфильмы? Если да то, о каких слышали? Может быть, смотрели что-нибудь?

А сейчас посмотрим мультфильм «Нос» (Михаил Лисовой, 1997 год).

Сделайте таблицу: в первой графе будут персонажи, а во второй – то, какими они показаны в мультфильме. Можете записывать их фразы, что-то зарисовывать - как вам будет удобнее.


Отвечают

Чертят, делают таблицу, смотрят мультфильм и делают записи в тетрадях.


5мин.


Понравился ли вам мультфильм?

Какой персонаж вам симпатичен больше других, кто не нравится и почему? Я хотела бы узнать ваше мнение, кто хочет поделиться?

Надеюсь, вам понравились иллюстрации, фотографии и мультфильм и вы посмотрели на Нос другими глазами или просто открыли для себя что-то новое и полезное.


Желающие отвечают (1-2 человека). Обсуждение, дискуссия


6 мин.


А теперь я хотела бы спросить у вас, давно вы были на Невском проспекте?

Показываю слайд номер 6.

Сейчас мы открываем следующую тему –« Невский проспект», одно из самых таинственных и полных мистики повестей Гоголя. Во многом это связано с тем, что действие завязывается как раз на Невском проспекте.

Посмотрите, каким был Невский проспект в 19 веке, то есть во времена, когда творил Гоголь и сейчас.

Разделите страничку пополам и подберите по 5 определений или ассоциация для изображения Невского проспекта в 19 веке и сейчас (задание выполняется за 3 минуты), сдайте свои листочки мне.


Желающие ответить –отвечают. Ученики выполняют задание и сдают работы учителю.


4 мин.


Атмосфера мистики, тёмной романтики чувствуется и в следующих иллюстрациях – причём, как мы видим, иллюстрации начала 20 века и иллюстрации нашего времени многим похожи (запишите имена иллюстраторов). Игра света и тени, глубокие тёмные тона… как вы думаете, почему?


Ученики отвечают, обсуждают с учителем, записывают необходимые факты.


2 мин.











5 мин.


Последняя иллюстрация называется «Отчаяние» - это авторское название. На рисунке изображён главный герой «Невского проспекта» - он потерян, он несчастен, он одинок, сидит в тёмной комнате, озаряемой светом догорающей свечи, и его собственная жизнь – как эта истлевшая свеча. Иллюстрация показывает человека на грани жизни и смерти.

Урок начался с обсуждения загадочной фигуры самого Гоголя на фоне церкви, где то ли храм является отражением Гоголя, то ли наоборот, но несомненно одно – памятник наполнен духом мистики, как и «Невский проспект», как и многие персонажи Гоголя, в том числе Нос.

Мы видим, что творчеству Гоголя всегда было место – и в 19, и в 20, и в 21 веке и множество интерпретаторов-художники, мультипликаторы, скульпторы и другие, с удовольствием брались за творчество этого выдающегося писателя. На этом я заканчиваю наш урок.

Если вам интересна эта иллюстрация, дома напишите небольшое эссе на тему изображения отчаяния на этой иллюстрации. Есть и другой вариант домашнего задания. Пофантазируйте и нарисуйте Нос Майора Ковалёва, как вы сами его представляете и немного о нём расскажите – какой у него характер, манеры, поведение?

Есть ли у вас какие-нибудь вопросы? Я с удовольствием отвечу.

Заключение. Спасибо, мне с вами было очень приятно.

Звонок!


Слушают, делают записи.










Записывают домашнее задание, задают вопросы.