ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЖЕСТОВ, ПОЗЫ И ТЕЛОДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Жесты — движения руки, имеющие целью передать знание (сделать сообщение), выразить чувства, отношение, осуществить волеизъявление. Жест образуется движением руки, кисти руки, местоположением руки, направлением ладони, движением и положением пальцев.
Группы жестов (Д. Ньюренбергом и Г. Калеро):
Жесты открытости: раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью); пожимание плечами, сопровождающееся жестом раскрытых рук (обозначение открытой натуры);
Жесты защиты (оборонительности) — это жесты, которыми человек реагирует на возможные угрозы, на конфликтные ситуации: руки, скрещенные на груди; руки, сжатые в кулаки.
Жесты оценки — это жесты, относящиеся к задумчивости и мечтательности: «рука у щеки» (люди, опирающиеся щекой на руку, обычно глубоко погружены в раздумья); жесты критической оценки: подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта (позиция «подождем — посмотрим»); наклоненная голова (жест внимательного слушания); почесывание подбородка (жест «хорошо, давайте подумаем» используется, когда человек занят процессом принятия решения);
Жесты подозрения и скрытности: рука прикрывает рот (собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу); взгляд в сторону (показатель скрытности); ноги (или все тело) обращены к выходу — явный знак того, что человек хочет закончить встречу, беседу или то, что происходит; потрагивание или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) — знак сомнения (другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за или перед ухом, потирание глаза).
Жесты доминантности — подчиненности: когда человек крепко пожимает собеседнику руку и поворачивает ее так, что его ладонь лежит поверх чужой, он пытается выразить физическое превосходство.
Жесты готовности: руки на бедрах — первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих очереди); человек сидит на краю стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются на колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти).
Жесты перестраховки: неуверенность — ребенок сосет палец, подросток грызет ногти, взрослый часто заменяет палец ручкой или карандашом; переплетенные пальцы рук; при этом большие пальцы нервно потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как на него сесть при собрании других людей; для женщины — медленное и изящное поднимание руки к шее.
Жесты фрустрации: короткое дыхание, часто соединенное с различными неясными звуками типа стона, мычания; тесно сцепленные, напряженные руки; руки тесно сжимают одна другую; защитное поглаживание шеи ладонью (во многих ситуациях, когда человек занимает защитную позицию) — женщины обычно сочетают этот жест с поправлением прически.
Жесты доверия: пальцы соединяются наподобие купола храма (жест «купол») — это означает доверительность, но часто некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник — подчиненный, при этом чем выше ранг руководителя, тем выше он держит руки).
Жесты авторитарности: руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — типичная авторитарная поза.
Жесты нервозности: покашливание; прочищение горла (те, кто часто прочищает горло, чувствуют себя неуверенно и беспокойно); локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук — расположены прямо перед ртом; позванивание монетами в кармане; подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет перебить разговор, но сдерживается.
Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую, сидящий в кресле человек со скрещенными лодыжками и вцепившись в подлокотники руками.
Жесты скуки: постукивание по полу ногой; щелканье колпачком ручки; голова в руке, т. е. голова лежит в ладони; машинальное рисование на бумаге; пустой взгляд («я смотрю на вас, но не слушаю»).
Мимика:
Мимика - имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь:
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).
Мимика бывает разная:
Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.
Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.
Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).
Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.
Также мимические движения подразделяются на:
1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;
2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;
3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;
4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;
5) мимику удовольствия-неудовольствия;
6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.
Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию.
Поза:
Поза — определенное положение частей тела человека: головы, туловища, рук, ног, а также движения, которые изменяют это положение или влияют на него. Анализировать позу трудно, так как перечисление отдельных элементов мало что дает для ее понимания. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.
Существуют лишь общие правила «чтения» позы, которые распространяются на большинство людей. При этом однозначность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. В самом общем плане позы можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит. В связи с этим смысловую интерпретацию получают некоторые элементы поз:
стойка широко расставив ноги означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию чувства неполноценности;
широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;
посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания;
ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека;
руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности.
Более точная интерпретация возможна при описании поз в целом. Так, большинством людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, рука на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» интерпретируется как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру.
Поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл — растерянность, удивление, недоумение, непонимание.
Одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы — на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на несоответствие статусов участников коммуникации. Количество времени, проведенное партнерами в согласованных позах, отражает степень их включенности в общение, доброжелательное отношение друг к другу. Причем зеркально согласованные позы участников общения являются более надежным показателем того, что партнеры понимают друг друга, чем идентичные позы.
Важными компонентами коммуникации являются также открытость и закрытость позы:
открытая поза определяется поворотом корпуса и головы к собеседнику, раскрытостью ладоней, нескрещенным положением ног, расслабленностью мышц, прямым взглядом в лицо; эта поза собеседника способна облегчить контакт, «оживить» общение, продемонстрировать симпатию к партнеру;
закрытая поза характеризуется «отбрасыванием» корпуса назад, скрещенным положением рук и ног, напряженностью мышц.
Походка:
Походка в меньшей степени, чем другие элементы экспрессии, поддается регуляции, поэтому на ее основе можно судить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека.
Походка выполняет ряд функций: регулирует пространство общения, информирует о текущем состоянии человека, о чертах его личности. Принято выделять ряд общих характеристик походки: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность, а также такие «особенные» признаки походки, как положение носков ног, движение рук, плеч, положение головы.
Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, однако ряд исследователей приводит их психологическую трактовку:
ритмичная походка свойственна человеку воодушевленному, она может свидетельствовать о хорошем настроении или о том, что в голову пришло интересное решение;
размашистая походка при среднем и малом росте — свидетельство целеустремленности, активности, экстравертированности;
короткие и мелкие шажки часто присущи осторожному, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках;
прерывистая, спотыкающаяся походка — показатель неуверенности, скованности, робости;
волочащаяся походка может говорить и о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности;
медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками бывает у человека, занятого решением какой-либо проблемы;
сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целеустремленности, решительности человека;
привычка постоянно держать руки в карманах при ходьбе говорит о критичности, скрытности человека, о стремлении подавлять других.
Акустические средства передачи невербальной информации: Невербальные аспекты речи передают сообщения:
а) о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;
б) о самом говорящем – его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях. Голосовые характеристики – важнейший фактор формирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем своим голосом, либо становимся его жертвами.
Достаточно успешно могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции – страх, гнев, радость, печаль, удивление, а также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.
Так, для эмоции гнева характерны общее увеличение силы и высоты голоса, увеличение резкости речевых звуков. Эмоция печали, напротив, характеризуется медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Глухость или звонкость голоса выдает возраст говорящего. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, с одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глухой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным. Ритмичная речь характеризует приподнятость настроения.
Регулятивную функцию в разговоре выполняют паузы, которые подчеркивают важные моменты в речи, дают аудитории возможность обдумать сказанное, иногда помогают обнаружить обман.
В соответствии с этим систему невербальных коммуникативных средств в литературе принято подразделять на отдельные подструктуры:
визуальная, или оптическая — сюда входит физиогномика, причем не только особенности лица и черепа, но и особенности телосложения, и способы преобразования внешности (одежда, косметика, очки, украшения, борода, усы, татуировки и т. п.); кожные и физиологические реакции (потоотделение, покраснение, расширение зрачка и др.); а также кинесика — движения (экспрессия) рук, ног, головы, туловища, мимика и пантомимика, выражение глаз, направление взгляда и визуальный контакт, походка, поза и т. п.;
акустическая, или звуковая — просодика (темп, тембр, высота звука, громкость, ритм, интонация, речевые паузы и их локализация в тексте) и экстралингвистика (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов и т. п.);
тактильно-кинестезическая и терморецепторная — такесика (статические и динамические прикосновения — рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание и т. п.) и физические воздействия (подталкивание, удары, ведение за руку, контактный танец и др.), а также температурные ощущения и воздействия;
ольфакторная и хеморецепторная — система запахов (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи тела), а также особые запахи, вызываемые специфическими для мужчин и женщин веществами — феромонами, которые влияют на подсознание человека;
проксемическая или дистантная — пространственная и временная организация общения (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и т. д.).