СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция основного и дополнительного образования. Пути реализации ФГОС.1 часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на методическом совещании учителей технологии и педагогов  Центра внешкольной работы. О взаимосвязи технологического образования и внеурочной деятельности в рамках реализацииФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция основного и дополнительного образования. Пути реализации ФГОС.1 часть»

  Интеграция основного и дополнительного  образования.  Пути реализации ФГОС.  1 часть. Подготовила: Анучина Е.А. Руководитель ГМО учителей технологии и педагогов ЦВР Североуральский городской округ 2015

Интеграция основного и дополнительного образования. Пути реализации ФГОС. 1 часть.

Подготовила: Анучина Е.А.

Руководитель ГМО учителей технологии и педагогов ЦВР

Североуральский городской округ

2015

Новости образования: ФГОС принят и реализуется на уровне начальной школы с 2010 года; ФГОС принят для поэтапной реализации с 2015 года для средней( основной) школы;с 2020года- для средней (полной) школы; 29 декабря 2012года принят закон «Об образовании в Российской Федерации»

Новости образования:

  • ФГОС принят и реализуется на уровне начальной школы с 2010 года;
  • ФГОС принят для поэтапной реализации с 2015 года для средней( основной) школы;с 2020года- для средней (полной) школы;
  • 29 декабря 2012года принят закон «Об образовании в Российской Федерации»
Основные понятия ФГОС: 1. Системно-деятельностный подход в образовании. 2. Урочная и внеурочная деятельность. 3. Компетенция. 4. Универсальные учебные действия. 5. Оценивание в образовании.

Основные понятия ФГОС:

  • 1. Системно-деятельностный подход в образовании.
  • 2. Урочная и внеурочная деятельность.
  • 3. Компетенция.
  • 4. Универсальные учебные действия.
  • 5. Оценивание в образовании.
1.Системно- деятельностный подход: в педагогической практике в соответствии с содержанием основного общего образования метапредметные образовательные результаты - регулятивные, познавательные и коммуникативные - должны достигаться в комплексе, в системе. научить учащихся самостоятельно учиться, т. е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию; помочь освоить ключевые компетенции  (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Например, формируем профессиональные компетенции.

1.Системно- деятельностный подход:

  • в педагогической практике в соответствии с содержанием основного общего образования метапредметные образовательные результаты - регулятивные, познавательные и коммуникативные - должны достигаться в комплексе, в системе.
  • научить учащихся самостоятельно учиться, т. е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию;
  • помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Например, формируем профессиональные компетенции.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:   формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. умения, связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работой в группе, организацией своей деятельности, грамотностью чтения (пониманием текстов), работой с числами, использованием компьютерных технологий и т. д.; создавать ситуации возможного выбора учащимися направлений или областей их будущей деятельности во взрослой жизни в соот­ветствии с их индивидуальными особенностями.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  • умения, связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работой в группе, организацией своей деятельности, грамотностью чтения (пониманием текстов), работой с числами, использованием компьютерных технологий и т. д.;
  • создавать ситуации возможного выбора учащимися направлений или областей их будущей деятельности во взрослой жизни в соот­ветствии с их индивидуальными особенностями.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся В ФГОС задана ориентация на достижение учащимися, в первую очередь, метапредметных образовательных результатов. В ближайшей перспективе в ситуации существования единого государственного экзамена кажется маловероятным организация большинством учителей-предметников полноценной самостоятельной мотивированной деятельности учащихся на своих урочных занятиях. В такой ситуации единственным выходом становится внеурочная деятельность, где появляется реальная возможность организации исследовательской, проектной деятельности учащихся , в процессе которой они будут достигать требуемых метапредметных результатов.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

  • В ФГОС задана ориентация на достижение учащимися, в первую очередь, метапредметных образовательных результатов. В ближайшей перспективе в ситуации существования единого государственного экзамена кажется маловероятным организация большинством учителей-предметников полноценной самостоятельной мотивированной деятельности учащихся на своих урочных занятиях. В такой ситуации единственным выходом становится внеурочная деятельность, где появляется реальная возможность организации исследовательской, проектной деятельности учащихся , в процессе которой они будут достигать требуемых метапредметных результатов.
2.Урочная и внеурочная  деятельность внеурочная деятельность, в отличие от дополнительного образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций. Метапредметные(результаты деятельности обучающихся)- включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

2.Урочная и внеурочная деятельность

  • внеурочная деятельность, в отличие от дополнительного образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций.
  • Метапредметные(результаты деятельности обучающихся)- включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
3. Компетенция Термин

3. Компетенция

  • Термин " competence " означает "способность, умение", а термин " competent ", который переводится как "компетентность", имеет следующие значения: полноправный, правомочный, установленный, законный. Отсюда следует, что "компетентность" обозначает характеристику человека (полно­правный, правомочный и т. д.), а "компетенция" характеризует то, чем человек обладает (способности, умения).
Общая классификация компетенций 1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности. 2. Надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации. 3. Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества.

Общая классификация компетенций

  • 1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности.
  • 2. Надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации.
  • 3. Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества.
4. Универсальные учебные действия Метапредметные образовательные результаты представляют собой различные универсальные учебные действия учащегося (т. е. такие, которые могут использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики и гарантируют успешную социализацию молодого человека в обществе), обеспечивающие его способность к самостоятельному освоению новых компетенций, включая и умения организовать сам процесс своего обучения вместе с постоянной самооценкой его результатов.  Регулятивные - способы организации своей деятельности, в т. ч. и учебной.   Познавательные - способы и методы научного познания в рамках естественнонаучного и гуманитарного исследования вместе с различного рода интеллектуальными операциями.  Коммуникативные - разного рода умения (компетенции), связанные с различными формами общения людей друг с другом.

4. Универсальные учебные действия

  • Метапредметные образовательные результаты представляют собой различные универсальные учебные действия учащегося (т. е. такие, которые

могут использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики и гарантируют успешную социализацию молодого человека в обществе), обеспечивающие его способность к самостоятельному освоению новых компетенций, включая и умения организовать сам процесс своего обучения вместе с постоянной самооценкой его результатов.

  • Регулятивные - способы организации своей деятельности, в т. ч. и учебной.
  • Познавательные - способы и методы научного познания в рамках естественнонаучного и гуманитарного исследования вместе с различного рода интеллектуальными операциями.
  • Коммуникативные - разного рода умения (компетенции), связанные с различными формами общения людей друг с другом.
5. Оценивание Согласно новым стандартам, оценивание является одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов, а не средством дисциплинарного руководства. Меняется само назначение оценки и оценивания. Оценка начинает использоваться не для контроля результатов и подведения итогов, а для стимулирования улучшения качества достижений учащегося. Оценка и оценивание как средство управления образовательным процессом в целом  индивидуальной деятельностью обучения каждого учащегося, предполагает налаживание связей между следующими основными процессами: оценка - программа улучшения -реализация - оценка. получило название

5. Оценивание

  • Согласно новым стандартам, оценивание является одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов, а не средством дисциплинарного руководства. Меняется само назначение оценки и оценивания.
  • Оценка начинает использоваться не для контроля результатов и подведения итогов, а для стимулирования улучшения качества достижений учащегося.
  • Оценка и оценивание как средство управления
  • образовательным процессом в целом
  • индивидуальной деятельностью обучения каждого учащегося,
  • предполагает налаживание связей между следующими основными процессами: оценка - программа улучшения -реализация - оценка.
  • получило название "петли качества" учебного процесса.
Цели оценивания при компетентностном  и деятельностном подходах: стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты (например, использование накопительной системы баллов); помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать; констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач; поддерживать высокую самооценку учащихся; мотивировать учащихся на достижение успеха; побуждать учащихся к приложению усилий; приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.

Цели оценивания при компетентностном и деятельностном подходах:

  • стимулировать ответственность учащихся

за свои образовательные результаты (например, использование накопительной системы баллов);

  • помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать;
  • констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся;
  • фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
  • оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;
  • поддерживать высокую самооценку учащихся;
  • мотивировать учащихся на достижение успеха;
  • побуждать учащихся к приложению усилий;
  • приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.
Основные положения ФГОС в предметной области технология средняя( основная) школа. Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане: Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически , т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.  Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников . Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Основные положения ФГОС в предметной области технология средняя( основная) школа.

  • Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане:
  • Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность— профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически , т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников . Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
  • Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
Данная примерная программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников. Поэтому в ней выделены инвариантная обязательная часть в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 ч (25% всего учебного времени), который призван расширить или углубить примерную программу.
  • Данная примерная программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников. Поэтому в ней выделены инвариантная обязательная часть в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 ч (25% всего учебного времени), который призван расширить или углубить примерную программу.
Основные положения ФГОС в предметной области технология по средней(полной) школе. Предметы (курсы) по выбору участников образовательного процесса (в том числе, например, «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн», «хореография» или предмет из вышеназванных предметных областей, или курс по предложению образовательного учреждения).  Изучение предметов (курсов) по выбору образовательного процесса должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования  развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Основные положения ФГОС в предметной области технология по средней(полной) школе.

  • Предметы (курсы) по выбору участников образовательного процесса (в том числе, например, «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн», «хореография» или предмет из вышеназванных предметных областей, или курс по предложению образовательного учреждения).
  • Изучение предметов (курсов) по выбору образовательного процесса должно обеспечить:
  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
  • общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования
  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;
  • углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.