СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированная игра для 7-х классов " Юный исследователь".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Без поиска, нет успеха»

Учитель физики: Капутская Е.И. Учитель биологии: Шестакова И.К.

                               МАОУ «Ангарский лицей №2 имени М.К. Янгеля».

 

Тема: «Применение  технологии интегрированного обучения во внеклассном  мероприятии по физике и биологии».

Потребность в  обращении  к интегрированному подходу  вызвана рядом объективных причин:

  • Образование  новых  синтезированных наук.
  • Объективная  сложность данных научных дисциплин.
  • Специфика предметов физики и биологии. 
  • Многозначность научных терминов.

Всё это может привести к снижению интереса, мобильности, способности к саморазвитию,  самообразованию и личной успешности. Это легко снимается при  интегрированном подходе, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.

Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе.

Выделено три ключевые компетенции: информационная, коммуникативная и самообразовательная. Таким образом,  компетентностный подход заключается в формировании трёх названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребёнка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.

Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.

Итак, интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

§     Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

§     Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

§     Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков.

§     Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

§     В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

§     Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

§     Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, экологии, природоведении, естествознании. В наши дни Интернет, радио, телевидение, популярная литература активно знакомят с новыми достижениями науки и техники. Эту информацию необходимо использовать, обобщать, применять на уроках и внеклассных занятиях и мероприятиях. Целый ряд физических  и биологических сведений получают учащиеся на уроках биологии,  природоведения, естествознания, экологии и физики, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла.

     Явления природы взаимосвязаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики и биологии  играет составление и решение познавательных  задач. Эти задачи должны удовлетворять определенным требованиям: они должны быть связаны с изучаемой темой и способствовать более прочному и глубокому усвоению физических и биологических  закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в биологи. Очень полезна работа с дополнительной и справочной литературой, на основе которой школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.

Привлечение фрагментов с элементами биологии, экологии призвано формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета. Решение предлагаемых задач поможет пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их знания и кругозор, лучше понять физику.

Формы интеграции, связанные с биологией, экологией, физикой могут быть разнообразными.

Это могут быть интегрированные уроки, уроки решения задач, внеклассные мероприятия, проектная деятельность, экскурсии.

Одним из  таких примеров является проведение муниципальной игры  «Юный исследователь».

Общие положения

  • Игра «Юный исследователь»  проводится муниципальным методическим объединением учителей физики и биологии.
  • Игра проводится в соответствии с планом муниципального методического объединения учителей физики и биологии на 2015-2016 учебный год.
  • Настоящее положение определяет порядок организации и проведения игры и требования, предъявляемые к его участникам.

Интеграция предметов: физика — биология.

Цель: формирование познавательного интереса к дисциплинам  физике и биологии.

Задачи:

  • Воспитание интереса у учащихся к учебным предметам «Физика и биология». 
  • Активизация исследовательских компетенций учащихся
  • Развитие творческой и познавательной активности учащихся.
  • Углубление и систематизация знаний в  метопредметной области   физики и биологии.
  • Создание условий для самореализации учащихся.

Участники игры

    1.  В игре «Юный исследователь» принимают участие учащиеся 7 классов общеобразовательных учреждений г. Ангарска

   2.    Количество участников от одного общеобразовательного учреждения 4 человека (+ сопровождающий).

Порядок проведения игры

Игра проводится в три тура:

  1. Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут
  2. Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут

- познавательные задачи

- лабораторный практикум

  1. Второй тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут

-  лабораторный практикум

-  контрольные вопросы

(Между турами динамическая пауза) 

Участникам игры запрещается: пользоваться посторонней помощью, книгами, конспектами, интернетом и иными источниками информации, а также техническими средствами приема и передачи информации, включая средства мобильной связи.

9.Подведение итогов:

·                    Подведение итогов и награждение проводится на закрытии мероприятия.

·                    Всем участникам вручаются сертификаты, подтверждающие участие в муниципальной игре «Юный исследователь».

·                    Участникам, занявшим 1,2,3 места, по сумме набранных баллов, присуждаются дипломы I, II, III степени.

·                    Учителям, подготовившим победителей и призеров игры, вручаются благодарности.

            Данное мероприятие было разработано преподавателем  физики Капутской  Е.И. и преподавателем биологии Шестаковой И. К.

Главной целью нашего интегрированного мероприятия: закрепить знания учащихся привить им навыки правильных действий в лабораторных исследованиях; научить быстро, оценивать проблемную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления; повысить интерес к урокам физики и биологии.

          Интеграция знаний с помощью эксперимента  приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знании, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое интегрированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.

Работу в направлении формирования и развития процесса интеграции мы не считаем  законченной. Необходимо дальнейшее осуществление подбора, разработки и апробации инструментария, а так же возможности ее совершенствования в применении как на уроке, так и вне его.

Литература:

  1. Е.Н.Демьянков «Познавательные вопросы  по биологии  и природоведению.- Орёл: 1993.
  2. И.А. Месникова, Л.Г. Гренкова « Лабораторный практикум. Биология. 5-6 классы. Тетрадь для обучающихся.: ООО «Планета». 2015.
  3. «Видеоуроки». В помощь учителю и ученику. 6-7 класс.ООО КОМПЭДУ. 2014.
  4. Фавурок. Биология. 5-11 классы. 2015.
  5.   Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. 1989.
  6. Смирнов М.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы – М.; Аркти, 2003.
  7. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988, с. 316, 324–326.
  8. Дик Ю.И., Турышева И.К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
  9. Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1966.