Интегрированное занятие для подготовительной группы Тема: «Правила уличного движения»
Цель:
- закреплять знания детей о правилах уличного движения, дорожных знаках и их значении, наземном транспорте. Упражнять в составлении предложений с глаголом «ехать» с разными приставками, предложений с разными предлогами, составлении рассказов. Закреплять умение ориентироваться относительно предмета.
- развивать моторику пальцев рук.
- воспитывать внимание.
Словарная работа:
проезжая часть, перекрёсток, тротуар, подземный переход, бульвар, набережная, остров безопасности.
Предварительная работа.
Экскурсия к пешеходному переходу, светофору, прогулка по близлежащей улице.
Материал.
Макет или построенная из конструктора улица с перекрёстком, дорожные знаки, игрушка Лесовичок.
Ход занятия.
Педагог сообщает детям, что сегодня к ним в гости пришёл Лесовичок.
Лесовичок (далее Л.) : Здравствуйте, ребята. Засиделся я в лесу, захотел прогуляться: шишек, веточек для поделок вам принести, да еле-еле добрался, чуть жив остался! Как назад пойду, не знаю. Выручайте!
Воспитатель (далее В. ) : Спасибо за подарки! В лесу нет улиц, ты не знаешь правил уличного движения, поэтому и испугался.
Л. На улице рядом с вашим детским садом и рядом со школой какие-то треугольники висят, а в них бегущие дети нарисованы. Что это?
Дети (далее Д. ) : Это знак «Осторожно - дети».
В. :Верно.
Этот знак дорожный
«Осторожно –дети».
Тормозят пред ним машины
Везде на белом свете.
Л.:Ребята, объясните мне правила уличного движения. Тогда я до дома спокойно доберусь, а может быть, и ещё раз к вам приду.
Дети рассаживаются вокруг макета улицы с перекрёстком.
В. : Ребята, что такое улица? (Дорога, дома, деревья) .
• Как называют очень широкую и длинную улицу? (Перекрёсток) .
• Как называют улицу, на которой много деревьев, кустарников и цветов? (Бульвар) .
• Как называют улицу, которая находится на берегу реки? (Набережная) .
• Где ездят машины? (По проезжей части) .
• Где ходят люди? (По тротуару) .
• На какой улице находится наш детский сад? (Ответы детей)
• Где можно перейти улицу? (Там, где есть знак перехода) .
В. : Верно, для перехода улиц отведены определённые места, и называются пешеходными переходами. Чтобы переход хорошо был виден, его обозначают белыми широкими линиями. Знаете, как они называются? (Зебра) .
Около «зебры» стоит указатель пешехода. Это наземный переход.
А какой вы ещё знаете переход? (Подземный) .
Вот знак подземного перехода. (Показывает дорожный знак) .
Ребята, в какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем пойти по «зебре»? (Налево) . Верно, и если нет машин, то сначала дойти до середины улицы.
Как называется место для пешеходов, находящихся посередине улицы? (Островок безопасности) .
В какую сторону необходимо посмотреть после этого, чтобы идти дальше? (Направо) .
Верно, и если нет машин, то не торопясь перейти вторую часть пути.
А можно бегом перебежать? Почему? (Ответы детей) . Место, где пересекаются улицы, называется перекрёстком.
Там у полоски перехода,
На обочине дороги
Кто ведёт свой разговор?
Разноцветный … .
(Светофор)
Перекрёсток - самое оживленное место на улице. Здесь мчатся машины, спешат люди, и именно в этом месте стоит светофор, который регулирует дорожное движение.
Чтение загадок.
Красный глаз
Глядит на нас.
Что гласит его приказ?
(Стоп)
Жёлтый глаз
Глядит на нас.
Что гласит его приказ?
(Осторожно)
А зелёный глаз для нас.
Что гласит его приказ?
(Можно переходить)
В.: Часто на перекрёстке можно увидеть милиционера – регулировщика, он несёт свою службу и днём, и ночью, первым приходит на помощь пострадавшим при аварии. Регулировщик поднимает свою полосатую палочку, (жезл) и машины останавливаются.
Л. : Что мне нужно сделать, чтобы добраться до леса? (Дойти до остановки автобуса). А как я узнаю, что это остановка? (Там висит знак остановки) .
В. : Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (Пассажирский) .
• Кто водит автобус? (Водитель) .
• Кто управляет трамваем? (Вагоновожатый) .
• Кто ездит на велосипеде? (Велосипедист) .
• Кто ездит на мотоцикле? (Мотоциклист) .
• Где можно играть детям? (На детских площадках) .
Вот наша детская площадка, давайте поиграем.
Физкультминутка.
Игровое упражнение: «Зелёный, жёлтый, красный».
На зелёный сигнал - ходят по кругу,
На жёлтый - остановиться,
На красный - присесть.
В.: Давайте все вместе прокатимся в автобусе.
• Кем мы будем в автобусе? (Пассажирами) .
• А как должны себя вести пассажиры в транспорте и почему? (Ответы детей) .
• Я буду говорить, где автобус едет, а вы будете отвечать, как он движется.
• Автобус от остановки… .( отъехал) .
• К другой остановке… (подъехал) .
• Затем на небольшую гору… .(въехал) .
• И вместе с нами он мост( переехал) .
• Он быстро в тоннель…. (заехал) .
• И оттуда вскоре… (выехал) .
• Большую лужу он мудро… .(объехал) .
• И к нашему саду он тихо … .(подъехал) .
• Вышли мы из автобуса и пешком пошли в детский сад. Мы уже не пассажиры, а кто? (Пешеходы) .
Дидактическая игра:
«Машина и бабочка».
У воспитателя в руках бабочка и машина (игрушки) .
В. : Вот машина.
• Кто в машине? (В машине бабочка) .
• Кто на машине?
• А кто над машиной?
• Кто за машиной?
• А кто перед машиной?
• Кто под ней?
Л. : Ребята, составьте, пожалуйста, для меня маршрут возвращения в лес.
(Если ребята не могут самостоятельно выполнить задание, воспитатель может предложить свой вариант маршрута или дать опорные картинки для его составления)
В. : Давайте на прощание поиграем с Лесовичком. Я буду задавать вопросы. Если вы отвечаете на мой вопрос «да», говорите: «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?.
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?.
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?.
Знает кто, что красный свет -
Это значит - хода нет?
Пальчиковая игра ходьба по зебре.
Нас с тобой переведёт
Пешеходный переход.
Л.: Благодарит детей за помощь и прощается.
Итог занятия.
• О чём мы говорили на занятии?
• Что больше всего вам понравилось?