СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Интегрированный курс «Физика в профессии автомеханик»
(внеурочная работа)
Авторы: Примаков М.Ф.
Прохоренкова О.А.
Основные цели курса:
создание условий для формирования и развития
- интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;
- интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
- умения более осознанно применять на практике физические законы, правильно (оптимально и безопасно для жизни) действовать в реальном мире;
- умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- способности ориентироваться в мире профессий: физика, автослесаря, инженера по охране труда, медицинского работника.
В задачи курса входят:
- усиление практической, политехнической направленности физики;
- развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания;
-развитие познавательного интереса к изучению физики;
- развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
- систематизация, обобщение и углубление полученных знаний и умения применять полученные знания на практике;
- формирование у учащихся знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников;
- формирование художественного вкуса и конструкторских способностей учащихся;
- воспитание уважения к труду автомеханика, автослесаря.
В процессе изучения курса предусматривается следующие виды работы:
- самостоятельная работа учащихся над теоретическим материалом темы курса;
- защита творческих работ, публичное представление полученных в ходе самостоятельной работы результатов, их аргументированное обоснование;
- работа в малых группах.
Программа предполагает практико-ориентированное обучение с применением технологии сотрудничества.
По итогам изучения курса учащиеся представляют: доклад, исследование, компьютерные презентации, итоговое тестирование.
Таким образом, в процессе изучения курса обучающиеся:
- смогут успешно реализоваться в учебной деятельности;
- приобретут основы технических знаний по различным аспектам наук, что повысит их интерес к получаемой ими профессии и сориентирует их на продолжение образования на следующей ступени обучения;
- научатся ставить простейшие исследовательские задачи и решать их доступными средствами, а также представлять полученные результаты;
- приобретут опыт дискуссии, проектирования и реализации учебно-исследовательской работы в коллективе;
- приобретут навыки в решении задач, связанных с МДК по профессии.
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Примерный тематический план и содержание интегрированного курса «Физика в профессии автомеханик»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Тема 1 | Механика |
1, 2 | Движение по улицам больших городов. Движение по автомагистрали. Скорость движения и дистанции. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Обгон и встречный разъезд. Изменение скорости на поворотах. Движение накатом. Практическая работа №1 «Равномерность разгона. Расчет тормозного пути автомобиля». |
3, 4 | Лабораторная работа №1 « Определение ускорения равномерного движения тела по наклонной плоскости». |
Тема 2 | Динамика |
5, 6 | 1. Польза и вред инерции на производстве. Классификация машин по грузоподъемности. 2. Расположение центра тяжести автомобиля, в зависимости от расположения груза. Учет силы трения покоя, качения, скольжения в эксплуатации автомобиля. Амортизаторы. |
Тема 3 | Элементы механики твердого тела. Статика. |
7 | Задачи статики. Абсолютно твердое тело. Перенос точки приложения силы, действующей на твердое тело. Равновесие тела под действием трех сил. Общие условия равновесия. |
8, 9 | Связи. Силы реакции связей. Тело, закрепленное на оси. Равновесие тела, закрепленного на оси. Момент силы. Измерение момента силы. Пара сил. Практическая работа № 2 «Сложение параллельных сил». Центр тяжести. Определение центра тяжести. |
10 | Лабораторная работа №2 «Экспериментальное определение центра тяжести плоской фигуры». |
11 | Различные случаи равновесия тела под действием силы тяжести. Условия устойчивого равновесия под действием силы тяжести. |
12 | Простые машины. Коэффициент полезного действия. Клин и винт. Практическая работа №3 «Определение КПД простых механизмов» |
Тема 4 | Законы сохранения. |
13, 14 | Механическая работа и мощность. Двигатель - источник механической энергии. Упругий и неупругий удар. Преобразование энергии в механизмах. |
15 | Меры безопасности при движении автомобиля при спуске. Буксировка механических транспортных средств. |
Тема 5 | Основы молекулярной физики. |
16, 17
| Характеристика газообразного состояния вещества. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его давление. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Характеристики гидравлических, пневматических, рычажных тормозных систем. Насосы высокого давления. Масляный насос. Манометры различных типов. Радиатор. |
18, 19 | Легковоспламеняющиеся и взрывоопасные синтетические материалы. Диффузия газов. Меры безопасности при хранении и использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных синтетических материалов. Диффузия для повышения срока службы автомобиля. Броуновское движение. Различные виды пыли в воздухе. Практическая работа №4 «Наблюдение диффузии» |
20 | Механизм вдоха и выдоха, процесс газообмена в легких и тканях. Физические и химические факторы воздушной среды: состав воздуха, влажность воздуха, температура, скорость движения воздуха, барометрическое давление, наличие пыли. Их воздействие на организм человека и меры безопасности. Индивидуальные средства защиты. Практическая работа №5 «Изготовление психрометра и измерение влажности воздуха» |
Тема 6 | Свойства жидкостей. | 21 | Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления | 22, 23 | Движение жидкостей (газов) по трубам переменного сечения. Закон Бернулли. Ламинарный и турбулентный поток жидкости (газа). Движение крови по сосудам. Первая медицинская помощь при порезах. | 24, 25 | Лабораторная работа № 4 «Определение коэффициента поверхностного натяжения воды» или «Изучение капиллярных явлений». | Тема 7 | Свойства твердых тел |
26, 27 | Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллы и анизотропия кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы. Кристаллическое и аморфное состояния вещества. Плавление, кристаллизация или отвердевание. |
28 | Типы кристаллических решеток, дефекты и примеси в кристаллах. Полимеры и их применение. |
29, 30 | Деформация твердых тел. Виды деформации. Механическое напряжение. Закон Гука. Практическая работа № 6 «Исследование удлинения резинового шнура с увеличением нагрузки». |
31 | Лабораторная работа № 5 «Измерение модуля упругости (модуля Юнга) резины» |
32 | Практическая работа № 7 решение задач по разделу «Свойства твердых тел». |
33, 34 | Диаграмма растяжения. Предел прочности. Упругость, пластичность и хрупкость. |
| Домашняя лабораторная работа «Наращивание кристаллов соли или медного купороса». |
Тема 8 | Термодинамика |
35, 36 | Первый закон термодинамики |
37, 38 | Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Практическая работа № 8 «Расчет КПД тепловой машины» |
39 | Экологические проблемы использования тепловых двигателей. Статистика эффективности, безопасности, экологичности дорожного движения в России. Факторы, влияющие на безопасность на дорогах. |
Тема 9 | Физика цвета и света |
40 | Физическая природа света Развитие представлений о природе света. Шкала электромагнитных волн. |
41 | Получение цветов. Дисперсия света. Дисперсия показателя преломления различных материалов. Дополнительные цвета. |
42 | Лабораторная работа № 6. «Цвета спектра, смешивание цветов и красок». |
43 | Источники света. Свет и цвета тел. |
44 | Цветовое зрение. Строение и работа глаза. Зависимость цвета от интенсивности света. |
45, 46 | Приборы освещения — фары, подфарники. Светофоры. Правила пользования внешними световыми приборами. Ослепление. Цвета в дорожной разметке. Световые сигналы. |
47, 48 | Итоговая зачетная работа |