СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок биологии и русского языка

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок биологии и руского языка по теме " Корни и корневые системы" в 7 классе специальной коррекционной школы   V вида.

Тема: Корни и корневые системы.

Цель: Обобщение  и повторение знаний по  теме: «Корни и корневые системы», «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением».

Задачи:

  1. Закрепить знания о разновидностях корней и корневых систем; расширить представление о жизнедеятельности растений;

повторить правило проверки безударной гласной в корне.

  1. Развивать аналитико-синтетическую деятельность.
  2. Формировать интерес к познавательной деятельности на уроках биологии и русского языка.

 

 Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант- управляющий поисковой работой.

Педагогические технологии:  - личностно – ориентированного обучения;  - объяснительно – иллюстративного обучения;  - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);  -ИКТ - технология (презентация).

Ожидаемый результат: 

- знать разновидности корней и корневых систем растений,  значение корня для  жизни растений; - знать, что такое корень слова;  - уметь применять правило проверки безударной гласной в корне слова;      

-повышение активности учащихся на уроках;  - улучшение результатов обучения;  - использование учащимися приобретённых знаний в практической и дальнейшей учебной деятельности.

 

 

 

 

 

Структура урока

 

  1. Орг. Момент.

Психологический настрой учащихся.   Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

-Добрый день, ребята, уважаемые взрослые.

-Сегодня рады приветствовать вас мы, путешественницы во времени лучшие преподаватели лучшей школы волшебства Хогвартс: Мадам Стебель (учитель биологии) и  Мадам Мак Гонагл. (преподаватель словофигурации).

- Да, да это именно мы сегодня будем сопровождать вас, уважаемые ученики.

 Как ещё вчера работали с нашим лучшим учеником Гарри Потером.

- Давайте улыбнемся друг другу. Мы дарим вам улыбку и доброту своих сердец.  

-Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

-Вас ожидают  интересные задания, новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и эти волшебные тетради. (обращает внимание детей к рабочим тетрадям).

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II. Сообщение темы урока.

1.  - А знаете ли вы, что на земле огромное разнообразие растений и органы, из которых они состоят, отличаются друг от друга. Сегодня мы будем обобщать знания о том органе растения, который вы узнаете из загадки:

-Царства тёмного жильцы ползут в разные концы.

Неустанно влагу пьют,

Всем растениям жизнь дают.                            (корни)

- Что такое корень растения?

 (Корень – это орган растения, развивающийся в почве).

2. - Позвольте, Мадам Стебель, а я, как учитель  языка знаю другое определение слова Корень. И, я думаю, что ученики сейчас без труда выберут верное утверждение ,с  которым работают  на уроках письма .

(В рабочей тетради дети зачитывают два определения слова корень, нужное подчёркивают

  • Корень –часть речи
  • Корень –часть слова.).

- Раз уж вы так точно ответили, значит, скажете, как называют гласную корня, на которую не падает ударение? (безударная)

- Предупреждаю, что знание правила правописания безударной гласной в корне слова пригодится нам сегодня, когда будете вести разговор о корнях различных растений.

 

III. Обобщение и систематизация знаний

1.  - А корни у растений, действительно, бывают различными. У некоторых сначала появляется главный корень, он растёт прямо вниз, как стержень. Затем на нём появляются боковые корни – они тоньше и короче главного.

У некоторых растений в нижней части побега тоже появляются корешки, которые называют придаточными. (В тетради подписывают названия корней)

СЛАЙД 3

 И боковые, и придаточные корни много раз ветвятся и разрастаются. Иногда общая длина всех  корней одного растения достигает  до 100 метров. 

Все корни одного растения составляют… корневую систему. СЛАЙД 4

- Если в корневой системе можно отличить главный корень, её называют..? (стержневая).  – В каких растениях есть стержневая система? Назовите эти растения.

-Если от стебля отрастает много придаточных корней и получается целый пучок или мочка, то,  как называется такая коревая система?          (мочковатая).  – Назовите примеры растений с мочковатой корневой системой.      Запишем эти названия в рабочей тетради.

2. -  Позвольте, Мадам Стебель,  может,  вы, наконец, доверите  это МНЕ?

Ученик  …… , запишите на доске название этой корневой системы.(один ребёнок работает у доски, другие в рабочей тетради)

   Стержневая     -   стерженёк   стержень

- Можно ли эти слова назвать родственными?  Подчеркните одинаковую часть в словах. Как называется общая часть в родственных словах? Обозначьте корень в каждом слове.  Поставьте  ударение в  каждом слове. В каком слове гласная корня осталась без ударения? Подчеркните эту гласную. В каком из этих двух родственных однокоренных  слов гласная корня стоит под ударением? (стержень). Можно ли назвать это слово проверочным к слову  стержневая? Почему? (Потому что здесь эта гласная произносится отчётливо, т.к стоит под ударением).

- Гениально, садитесь, мистер …… А сейчас ... я продаю пятёрку тому, кто расскажет, как же можно проверить безударную гласную в корне слова. (Один ученик рассказывает правило проверки и сразу же оценивается).

- Всё верно! Признаюсь вам, ребята:

Безударный гласный звук причиняет много мук!                                        Чтобы не было сомненья, ставьте звук под ударенье. СЛАЙД 5 (правило)

- А теперь, опираясь на озвученное вами же правило, самостоятельно вставьте в корень слова мочковатая безударную гласную.

Какую букву вы вставили? Почему?

- Какое из  двух слов будет проверяемым, а какое проверочным? Почему?

- Проверяемое, проверочное, как у вас всё сложно… Мадам Мак Гонагл, позвольте мы немного отдохнём.

   Физпауза.

Мы немного отдохнём…

Встанем. Глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Мы по Хогватсу гуляем,       (на месте с ноги на ногу переступают)

Волшебство там  наблюдаем.     (смотрят то вправо, то влево)

В верх на небо посмотрели –  (на носочки, руки к лицу)

Звёзды нас теплом согрели.

Чудеса творятся в свете:

Стали карликами дети.      (присели)

А внизу – ты погляди –

Всё, что видишь – собери.

Картофель – справа, морковь –слева,           (движения руками к середине)

Кладём всё в корзину смело.

Возвращаемся. И вот… ( исходное положение)

- Что в корзине?  (учитель берёт корзину, в которой корнеплоды картофеля, моркови и показывает ученикам)

…. КОРНЕПЛОД!

3. – Молодцы! А что произошло с корнями, почему получился корнеплод? Да, произошло видоизменение.  СЛАЙД 5  Конечно же, растения, в корнях которых откладываются большие запасы питательных веществ, разрастаются в толщину, приобретая необычный облик  называются КОРНЕПЛОДАМИ. (перечисляют)

- А как же называют растения, у которых питательные вещества накапливаются не в главном корне, а в придаточных?  КОРНЕКЛУБНИ.  СЛАЙД 6 (называют)

4.  - Корнеплоды, корнеклубни… Нет, мне не послышалось,  эти слова действительно состоят из двух корней. Да, да! Я это уже отметила и в ваших тетрадях. (Дети обращают внимание в рабочие тетради.                                Там запись:  КОРН…ПЛОДЫ                 КОРН…КЛУБНИ) Как же называют такие слова, которые состоят из двух корней, ответьте мне, ученик, …….. .

- Совершенно верно, это СЛОЖНЫЕ СЛОВА. Корни –то я выделила, а гласную, которая их соединяет не обозначила. Это сделаете вы. Обозначьте, ребята. Какая же гласная соединила эти два корня в составе одного слова? (Е) Как называют эту гласную? (СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ).

- А сейчас самое сложное задание сегодняшнего урока: подчеркните тот  корень в одном из этих двух слов, из лексического значения которого мы можем узнать,  какой из двух видов корней можно употреблять в пищу в сыром виде. (учащиеся подчёркивают корень ПЛОД).

5.  - С такими-то знаниями, Мадам Мак Гонагл, ребята сейчас в два счёта смогут выяснить, какую роль выполняют корни в жизни растений и в жизни слов.

 (в рабочей тетради коллективно  верные утверждения отмечают знаком +, неверные -):

Значение корня в жизни растений:

  1. Корень укрепляет  растение в почве.
  2. На корнях образуются цветки.
  3. Корень всасывает из почвы воду и минеральные вещества.
  4. Корень служит размножению растений.
  5. Корень украшает растение.

________________________   ________________________

Значение корня в жизни слов:

  1. Корень изменяемая часть слова.
  2. Корень главная часть слова.
  3. В корне заключено основное значение слова

     - Вы, ученики, даже не догадываетесь, что сейчас, ответив правильно, доказали гипотезу, что именно

В КОРНЕ ЗАКЛЮЧЕНЫ ОСНОВЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ  и

ОСНОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

  IV. Рефлексия. 

 - А сейчас  мы хотим услышать от вас ту информацию, которую вы усвоили за время нашего, жаль только,  кратковременного сотрудничества.

СЛАЙДЫ  6,7. (ученики выходят к экрану, зачитывают предложения, дополняя их.)

V. Итог урока: вручение подарков, оценивание учащихся.

-  Сегодня на уроке вы своими ответами ещё раз утвердили народную истину, которую я так  люблю повторять:  корень учения горек, а плоды его сладки!

- И   за сотрудничество мы дарим вам  наш первый подарок (берёт в руки красиво упакованный корнеклубень георгина)

- Мадам Стебель! (возмущённо восклицает Мак Гонагл) Вы дарите им корень мандрагорума?!! Но ведь это невозможно… По закону Хогвартса….

- Будьте спокойны, это всего лишь очаровательный георгин, который будет радовать ребят своим цветением и напоминать о нас с вами, Мак Гонагл. (вручает самому активному ученику)

- Тогда и я поколдую. Этот мешок с корнеклубнями  картофеля я  превращаю….(прикасается к мешку звуковой волшебной палочкой) в сладкую картошку (вручают её каждому).

  • за прекрасное знание строения корней;
  • за отличное знание корневых систем;
  • за активное участие в уроке;
  • за знание правила проверки безударной гласной к корне слова и умении применять его на практике.

- До свидания! Было приятно поработать с такими смышлеными учениками.

- Эти волшебные тетрадки мы тоже дарим вам. И кто знает, может нам доведётся встретиться с вами ещё раз.