Министерство образования и науки самарской области
ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Самарский энегетический колледж»
Методическа разработка
Интегрированный урок (электротехника + информационные технологии в профессиональной деятельности)
По теме: "Назначение, конструкция и принцип действия электротехнических устройств"
Разработали:
Недоноскова Ирина Юрьевна, преподаватель электротехники
Спичек Елена Анатольевна, преподаватель информационных технологий в профессиональной деятельности
Самара, 2016 г.
Интегрированные уроки занимают особое место в профессиональном образовании, так как перспективная цель таких уроков – показать студентам глубокую взаимосвязь разных наук. Дать целостное представление об окружающем мире.
На уроке прослеживается связь между такими предметами, как «Электротехника» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и одновременно осуществляется связь с профессией «техник-электрик».
Цели урока:
Обучающие: формировать навыки применения теоретических знаний и практических умений, полученных на уроках электротехники и информационных технологий в профессиональной деятельности; совершенствовать навыки работы в группе; обеспечить совершенствование навыков использования PowerPoint для демонстрации назначения, конструкции и принципа действия электротехнических устройств; установить межпредметные связи, связь с профессией.
Развивающие:развивать умение анализировать; выделять главноеи существенное в получаемом материале; развивать познавательный интерес; развивать техническое мышление обучающихся.
Воспитательные: совершенствовать навыки коллективной работы; соблюдать правила ТБ; формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности; формировать культуру речи; формировать доброжелательное отношение к студентам группы.
Методические: применять современные методы обучения при подготовке конкурентно-способных рабочих в условиях реализации новых стандартов профессионального образования.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Вид урока: конкурс.
Метод обучения: репродуктивный и частично-поисковый.
Форма проведения: задания выполняются индивидуально или парами.
Компетенции:
Ценностно-смысловые: способность осознавать цели, умение брать ответственность на себя.
Учебно-познавательные: готовность устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обрабатывать полученную информацию, проявлять гибкость ума.
Информационные: способность производить отбор, обработку информации.
Коммуникативные: способность взаимодействовать с другими людьми.
Социально-трудовые: готовность использовать специализированное ПО.
Личностного совершенствования: развивать самоконтроль.
Оборудование и программное обеспечение:
Литература и электронные ресурсы:
Петленко Б.И., Иньков Ю.М. «Электротехника и электроника». Учебник для среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003. –320 стр.
Михеева Е.В. Практикум по информатике: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Елена Викторовна Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
Результаты деятельности.
Предметные. Умение излагать основные сведения обэлектротехническихустройствах.ИспользованиеPowerPointдля демонстрации при создании доклада по темам.
Межпредметные. Развитие креативности.
Личностные.Формирование ценностных ориентиров, навыков продуктивной деятельности, навыков публичного выступления, функциональной грамотности, культуры речи;взаимодействие с людьми, владение различными ролями в коллективе, ответственность за качество выполняемой работы, настойчивость в преодолении трудностей.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вводно-мотивационный этап.
3. Актуализация знаний, умений по дисциплине «Электротехника».
4. Актуализация знаний, умений по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
5. Выполнение задания. Создание презентаций.
6. Слова-ассоциации.
7. Итог урока.
Итоговое слово преподавателей.
Подведение итогов конкурса.
Получение обратной связи.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые учащиеся и коллеги. Сегодня мы проводим бинарный урок, в ходе которого будет рассмотрено: назначение, конструкция и принцип действия электротехнических устройств. (Слайд 1)

В его ходе потребуется освоить такие способы деятельности, как аналитическая: поиск и оформление материала доклада и практическая: создание презентации по теме с помощью программы PowerPoint. (Слайд 2)

Староста, пожалуйста, назовите отсутствующих. (Ответ старосты.)
Спасибо.
Вводно-мотивационный этап.
«Свобода творчества — свобода делать ошибки.» (Слайд 3)
Петр Капица,советский инженер, физик, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике (1978).

Приём «квадро» (Слайд 4)
На слайде высвечивается утверждение: «Информатика не нужна будущему электрику». Каждая команда, после минутного обсуждения демонстрирует с помощью карточки мнение всей группы. Представитель команды аргументирует это мнение.
1-согласен
2 - согласен, но…
3 - не согласен, но…
4- не согласен

Девиз урока: (Слайд 5)
Да, информатика
Нужна электрику,
А что бы это доказать,
Мы будем слайды создавать,
И на вопросы отвечать,
И связь с профессией искать.

Сообщение темы и целей урока. (Слайды 6-10)

Сегодня на уроке мы будем закреплять полученные знания по теме: "Назначение, конструкция и принцип действия электротехнических устройств", выполняя практические задания. Проследим связь между предметами и профессией.

«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле». (Слайд 11)
Аристотель

Актуализация знаний, умений по дисциплине «Электротехника».
Дисциплина "Электротехника и электроника" - ваш первый шаг в овладении будущей профессией "техник-электрик". Каждый из вас должен уметь излагать технически грамотным языком сведения о любых устройствах, использующихся в электроэнергетике: например, источники питания, трансформаторы, усилители и т.д. Сегодня вы покажете эти умения в соответствии с заданной темой.
Актуализация знаний, умений по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Итак, каждой группе было выдано задание для создания презентации. Вы уже начали над ней работать. Сегодня ваша задача завершить ее создание и сделать доклад. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с компьютером. (Слайды 12-21)



Выполнение задания. Создание презентаций.
После 30 минут работы на ПК проводим здоровьесберегающую паузу: (Слайд 22)
Выпрямили спинки, сели ровно;
Дышим ритмично, свободно, глубоко;
Расслабили плечи и руки;
Сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела;
Часто поморгайте и посмотрите вдаль;
Окиньте взглядом комнату, устремите взгляд на разные предметы, посмотрите в даль (в окно);
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль, затем налево вверх – направо вниз и посмотрите вдаль.

Отметьте свое настроение на середине урока.
Одного философа спросили: «Что самое главное в жизни: богатство или слава?» Мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровье – один из важнейших источников счастья и радости». Чего и вам желаю!
Студентам необходимо записать презентацию на флешки и сбросить на центральный ПК для дальнейшей демонстрации.
После окончания паузы жюри заслушивают доклады студентов по выбранным темам с демонстрацией презентаций.
В это время жюри оценивает презентации по 5-ти балльной системе по следующим критериям:
ФИО студентов | Информа-тивность | Красочность | Соответствие теме | Анимация | Оригиналь-ность | ИТОГО |
| | | | | | |
| | | | | | |
"Просто знать - ещё не всё, знания нужно использовать".(Слайд 23)
Гёте

Слова-ассоциации (Слайд 24)
Каждой команде предложено придумать слова, на каждую букву слова «информатика», ассоциирующиеся с профессией «электрик».

Например:
И – источник, интерес, индикатор, интуиция, инструкция, изоляция
Н – напряжение, насос, ноль
Ф – фаза
О– омметр, отвёртка, ом
Р – реостат, резистор, ремонт, розетка
М – медь, монтаж
А – ампер, амперметр, арматура
Т – трансформатор, транзистор
И
К – кабель, клещи, кусачки, ключ гаечный
А
В это время жюри подводит итоги.
ФИО студентов | Информа-тивность | Красочность | Соответствие теме | Анимация | Оригиналь-ность | ИТОГО |
| | | | | | |
| | | | | | |
Итог урока:
Итоговое слово преподавателей (Слайд 25)
Вы электрики, а это значит –
Должны уметь решать различные задачи.
Если Вы пошли в электрики,
Должны Вы чётко понимать,
Что без информатики и электротехники
Профессионалами Вам не стать.

Подведение итогов конкурса:
Жюри объявляет итоги конкурса.
Притча.
Приходит профессор к студентам на урок. Приносит стакан полный камушков, и спрашивает ребят: «Как вы думаете, полный ли этот стакан?» Большинство ребят говорят, что он полный. Тогда профессор насыпает в стакан песок, песок заполняет пустоты в стакане. «Как вы думаете, полный ли этот стакан сейчас?» – спрашивает профессор. Уже меньше было поднято рук, большинство засомневались. «Он и сейчас не полный»– говорит профессор, берёт кувшин и наливает воду. «Как вы думаете, полный ли этот стакан сейчас?» Совсем мало ребят подняли руки. «Он и на этот раз не полный» – говорит профессор, берёт и растворяет в воде соль. Что же хотел сказать профессор своим студентам, а я хочу сказать вам: «Те знания, которые вы получите за время обучения в нашем техникуме – это те камушки, которые находятся в стакане, это фундамент знаний. Мы бы хотели, чтобы вы пополняли свои знания в дальнейшем, росли профессионально».
Получение обратной связи: (Слайд 26)
Ребятам предлагается оценить степень удовлетворённости собой, коллективом и общей деятельностью, разместив на магнитной доске смайлы с соответствующими эмоциями.