Муниципальное казенное общеобразоательное учреждение «Черкасскопореченская средняя общеобразовательная школа суджанского района курской области» |
Муниципальный семинар- практикум директоров и руководителей УО |
Интегрированный урок физики и русского языка: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Работа. Правильное употребление причастных и деепричастных оборотов в научных текстах». |
|
Литвинова Е.П. Богачева Н.М. |
30.04.2014 |
Интегрированные уроки как средство реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании |
Цели урока:
развивать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения;
продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
развивать умение анализировать учебный материал;
развивать мыслительную деятельность учащихся;
развивать умение видеть мир в его многообразии;
развивать умение находить решение проблемы;
учить переносить знания по одному предмету в другой
повторить и закрепить у учащихся понятия: «механическая работа»;
формировать умения в применении ранее известных формул для решения практических и расчетных задач;
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления на основе полученных знаний, происходящих в обыденной жизни;
закрепить полученные знания об употреблении и обособлении причастных и деепричастных оборотов
развитие познавательного интереса к русскому языку, физике;
воспитывать умения и навыки коллективной и групповой работы;
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
воспитывать познавательный интерес к русскому языку и физике;
содействовать развитию речи, мышления и познавательных умений, формирование и развитие речевого аппарата
Задачи урока:
Создание условий для осознанного закрепления понятия «работа»;
Научить находить значение механической работы;
Научить правильному употреблению причастных и деепричастных оборотов в научном тексте.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные:
Познавательные
Умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию.
Регулятивные
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммукативные
Умение формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные:
Умение охарактеризовать понятия работы, находить их значение, осознанно применять полученные ранее знания на других предметах школьного курса.
Ресурсы: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ЭОР, листы успешности - 12шт.
Литература: учебно-методический комплект для 7 класса под редакцией
А. В. Перышкина.
Методы и приемы: проблемное обучение, взаимооценка, самооценка.
Формы работы: индивидуальная, в группах, всем классом, у доски по карточкам.
Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные.
Межпредметные связи: русский язык.
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: определение уровня усвоения учебного материала.
Длительность урока: 45 минут.
Место проведения урока: кабинет информатики.
Используемые ресурсы:
1. Формула механической работы http://school-collection.edu.ru/catalog/res/85292ef2-631e-4ebf-8469-a838920777da/?
2. Когда работа не совершается? http://school-collection.edu.ru/catalog/res/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/?interface=pupil&class=49&subject=30
3. Вычисление механической работы http://school-collection.edu.ru/catalog/res/172203a3-f7bf-4670-85cd-a4c37739528a/?
4. Механическая работа http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ad6bcf58-1e60-fc0c-2b2f-ce7d1b009505/?
5.Лошадь с извозчиком http://bakhtinairina.ucoz.ru/load/prezentacii_7_klass/mekhanicheskaja_rabota/8-1-0-8
6. Тест к уроку: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b3a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EC%E5%F5%E0%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF+%F0%E0%E1%EE%F2%E0&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=49&subject%5B%5D=30
Открыта презентация к уроку (основная). Слайд № 1
Технология изучения темы.
Этап № 1. Самоопределение к деятельности.
1.Организация образовательного пространства. (1 минута).
-Обучающиеся садятся за свои столы, проверяют наличие тетрадей, учебников, дневников, ручек, линейки, карандашей.
-Учитель включает компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска в режиме ожидания.
Учитель русского языка: – Сегодня мы проводим интегрированный урок физики и русского языка, на котором мы постараемся показать, как можно пользоваться знаниями одного предмета на другом. И как оказываются очень близки эти два предмета. Чтобы работа спорилась, мы должны приступить к ней с хорошим настроением, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Постарайтесь во всем разобраться.
Народная мудрость гласит: Слайд № 2
ТО, ЧТО ЗАПОМНИЛ, - УЙДЁТ, ТО, ЧТО ПОНЯЛ, - ОСТАНЕТСЯ.
2.Мотивация к деятельности. (1 минута).
Учитель рассказывает как работать сегодня необходимо с листками успешности (У каждого на столе лежит листок успешности).
Учитель физики: Мы будем сегодня с вами искать ответы на вопросы из нашей повседневной жизни, будем совмещать, на первый взгляд, совсем несовместимые уроки, задумываться о физическом содержании происходящего вокруг нас. Прежде чем мы начнем урок, я хотела бы, чтобы каждый из вас на него настроился.
На доске высвечивается слайд: Слайд № 3 Ученик 1 Физика! Какая ёмкость слова! Физика - для нас не просто звук! Физика – основа и опора Всех без исключения наук! | Ученик 2 Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Александр Иванович Куприн |
3.Этап постановки целей и задач урока. (3 мин)
Учитель физики:
Для того, чтобы продолжить урок мне необходима ваша помощь. Я приглашаю на помощь троих желающих из класса.
Сейчас по моей команде ребята выполнят задания, которые находятся в конвертах, сами выберите себе задание. А мы посмотрим, кто более точно справится с поставленной задачей.
(Вышедшим выдаются конверты с заданиями:
1 ученику – перенести стул из одного угла кабинета в другой;
2 ученику – взять стул, сесть на него (подготовиться к роли) подпереть рукой голову и сделать задумчивым лицо;
3 ученику – промаршировать перед классом из стороны в сторону и там остановиться).
Итак, начали!
А все остальные внимательно наблюдают за происходящим и готовятся ответить на мой вопрос.
Я хочу услышать мнения одноклассников. Чем сейчас, по-вашему, заняты эти ребята?
Учащиеся заканчивают свои действия, благодарю участников и возвращаю их за парты.
(Выслушиваю варианты ответов учащихся о том, чем занимались их одноклассники)
Как одним словом определить, чем сейчас занимались ребята?
Правильно! Работали!
А вот я утверждаю, что с точки зрения физики, как науки, один из них не работал. Кто это, объясните почему? (Выслушиваю ответы детей).
Ребята, откройте, пожалуйста, тетради по физике. Запишите сегодняшнее число И как, наверное, вы уже догадались, мы продолжаем изучение темы прошлого урока.
Слайд № 4-5
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/85292ef2-631e-4ebf-8469-a838920777da/?
Какие два условия необходимы для совершения механической работы?
От каких величин зависит механическая работа?
Как найти механическую работу
Сегодня мы говорим о физической величине, изученной на последнем уроке. А что мы можем сказать о любой физической величине, чем её охарактеризовать?
-
Открываю заготовки на доске в порядке их проговаривания учащимися
Приложение 2
определение
- обозначение
- единицы измерения
- от чего зависит
- формула
Ребята, кто из вас скажет, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ответ ученика: И сегодня на уроке мы должны закрепить знания об этой физической величине (должны проговорить дети).
Учитель: Это и есть основная задача нашего с вами урока. При этом, решая наши задачи, мы постараемся грамотно выражать свои мысли и правильно их формулировать.
4. Актуализация знаний учащихся (8 мин)
Учитель русского языка: На уроке сегодня не раз прозвучало слово «работа». Как вы понимаете значение этого слова? Ответ учеников:
В обыденной жизни словом работа мы называем всякий полезный труд рабочего, учёного, инженера, учащегося.
Перед вами толковые словари В. И. Даля. В нем статья что означает слово «работа».
Слайд № 6 Работа – «труд, занятие, дело, упражненье, деланье.
Египетская работа – тяжкая и долгая.
Чёрная работа – работа, где нужно знанье и уменье.
Срочная работа – работа, которую нужно окончить в срок.
Работа мастера боится. Есть работа, есть и хлеб».
(ЗАЧИТЫВАЮТ СО СЛАЙДА ДЕТИ).
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как употребляются причастные и деепричастные обороты в научном тексте. Нам напомнит Алина, что мы уже знаем об этих оборотах.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ(4 МИН.) Слайд №7-10

Для закрепления только что сказанного давайте выполним следующее задание:


Слайд № 11
А теперь поделимся на 2 группы. Первая группа «Физики» и «Лирики». «Физики» описывают рисунок в научном стиле с точки зрения физической ситуации. «Лирики» описывают рисунок в художественном стиле.

Рассмотрите внимательно рисунок.
Ребята опишите физическую ситуацию, изображенную на рисунке, используя причастные и деепричастные обороты.
Русский язык: Важно ступая, лошадь везет телегу. Управляющий ею мужик сидит, поджав ноги. По дороге лошадь сорвала траву и жуёт её.
Физика: Мужик, перемещаясь, движется из одного населенного пункта в другой. На рисунке показано направление перемещения и направление скорости движения. Так как скорость и перемещение направлены в одну сторону и по одной прямой можно сказать, что работа, совершаемая мускулатурой животного, есть величина положительная).
(После выполнения задания):
- Почему у вас получилось разное описание рисунка?
Во-первых, трудно совместить научный и художественный стиль; во-вторых, вы ещё не знаете, что существует описание научное, мы знакомились только с художественным описанием.
Учитель физики: (открывает заготовки на ИД)
. А сейчас давайте рассмотрим работу с точки зрения физики более детально на примерах:
Часто слово "механическая" просто не пишется.
Иногда можно встретить выражение " тело совершило работу", что в принципе означает "сила, действующая на тело, совершила работу".
http://class-fizika.narod.ru/7_rabota.htm Вкладка № 1

А что это значит?
В физике "механической работой" называют работу какой-нибудь силы ( силы тяжести, упругости, трения и т.д.) над телом, в результате действия которой тело перемещается.
Часто слово "механическая" просто не пишется.
Иногда можно встретить выражение " тело совершило ЧТО?- работу", что в принципе означает "сила, действующая на тело, совершила работу"(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Я думаю - я работаю. Рис. 1 | Я иду - я тоже работаю. Рис. 2 |
Где же здесь механическая работа? А может быть в данном случае она равна нулю

(Cилы, действующие на человека совершают над ним механическую работу, а в результате действия этих сил человек перемещается.)
Слайд № 12 - 17
Проводим фронтальный опрос. (чтобы ответы могли высвечиваться на доске)
Учитель: Что такое сила?
Ученик: Сила – мера взаимодействия тел.
Учитель: От чего зависит результат действия силы на тело?
Ученик: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления, точки приложения.
Учитель: Какие типы сил Вам известны?
Ученик: F упр; F тяж, Fтр.
Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силе упругости? (Слайд 4).
Ученик: Сила упругости:
Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силе тяжести? (Слайд 5).
Ученик: Сила тяжести:
Учитель: Расскажите, что Вы знаете о силе трения? (Слайд 6)
Ученик: Сила трения:
5.Физкультминутка. (1 мин) Разминка
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Этап № 2. Учебно-познавательная деятельность.
1.Создание проблемной ситуации. (2 мин)
Учитель: Ребята, мы вспомнили с вами понятия разных сил, рассматривали действия на тело каждой силы в отдельности. Убедились в том, что действие силы на тело приводит к изменению его энергии. Повторили, что в физике принято действие силы, приводящее к изменению энергии тела, характеризуется физической величиной, называемой механической работой и определяется по формуле A= F*S.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/59b11a0d-7bf6-482d-b767-89649b68782f/?interface=pupil&class=49&subject=30
Вкладка № 2
2.Усвоение способов действий при практическом применении знаний на практике. (2 мин)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b3a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Вкладка № 3
Тест «Механическая работа»
Этап № 3. Диагностика качества усвоения темы.
1.Промежуточное закрепление повторяемого материала. (4 мин)
- Скажите мне, пожалуйста, а все ли помнят тему сегодняшнего урока? (Запись темы на доске).
- Кто может охарактеризовать физическую величину «Работа»?
Вы вспомнили обособление причастных и деепричастных оборотов. Найденова Настя предлагает вам Магический квадрат проверки ваших знаний.
Презентация детей

2.Применение знаний на практике. (15 мин)
Учитель: Сейчас я уступаю место учителя своему помощнику, с которым предлагаю вам продемонстрировать свои умения по решению задач.
«ВЕСЕЛЫЕ» задачи
Задачи на доске
1 ученик:
Карлсон желая в одиночку полакомиться вареньем перелетел из окна кухни в окно спальни Малыша проделав путь 5,5 м. Определите работу Карлсона и работу силы тяжести, если банка весит 20Н. (A= F*S= 20Н*5,5м=110 Дж- работа Карлсона, А работа Fтяж.=0, т.к. Fтяж ┴ S).
Учитель русского языка:
Расставьте знаки препинания, объясните графически.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ДОСКЕ.
Кай в царстве Снежной Королевы любил кататься на санках. По льду похожему на зеркало он проехал по инерции 1,5 км, пока ему не надоело. Какая работа была при этом совершена Каем, если его вес вместе с санками равен 450 Н. ( A= F*S= 0).
Расставьте и объясните графически знаки препинания.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ДОСКЕ.
2 ученик:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/172203a3-f7bf-4670-85cd-a4c37739528a/?
Разбор и решение задач на доске
Ученики руководят процессом решения задач,
обучающиеся записывают решения в рабочие тетради.
Учитель физики: Кто сказал, что трудно совместить физику и русский язык. Сегодня на уроке мы применяли знания по одному предмету на другом, развивали умение видеть целостную картину мира, а так же развивали свою речь. В самом конце урока вы самостоятельно оцените свою работу и работу своих одноклассников.
Этап № 4. Рефлексивная деятельность. (3 мин)
1. Самоанализ (закрепление материала, подведение итогов учебной деятельности, запись домашнего задания).
Учитель русского языка: Итак. Ребята, вы увидели, что знания, полученные на уроках русского языка, необходимы во всех сферах деятельности. Сегодня мы употребляли причастные и деепричастные обороты в научных текстах на уроках физики.
Как вы думаете, зачем нужны причастия и деепричастия в научных текстах.
Учащиеся отвечают………….
(Причастия обозначают признак предмета по действию, деепричастие добавочное действие. С помощью этих частей текст становится понятнее и доступнее).
И на других уроках, я надеюсь, вы соблюдаете правила орфографии и пунктуации.
Учитель физики:
Сегодня на уроке мы с вами осознанно закрепили понятие ещё одной физической величины - «работа» и научились находить значение механической работы, одновременно повторяя как можно охарактеризовать любую физическую величину используя при этом интерактивную доску и электронные образовательные ресурсы.
Слайд № 18
2.Самооценка: (листок самооценки) (2 мин)
Пожалуйста, поднимите свои карточки, посмотрите на слайд.
! – урок понравился, все понятно
? – до конца не во всем разобрался, остались вопросы
- - не доволен уроком, много вопросов
Учитель: Ребята, проведите пожалуйста самооценку своей и оценку нашей с вами работы на уроке. Заполните оценочный лист, консультируясь друг с другом и сдайте его учителю.
Слайд № 19
3. Запись домашнего задания: (в дневниках) (2 мин.)
Учитель физики:
-§53- читать;
-вопросы к §53- отвечать
- в рабочих тетрадях решить задачу № 4 упр.28, задание 17 № 2 на стр. 132 уч.
- подготовить высказывания, пословицы, поговорки о работе, труде.
.
Учитель русского языка:
Читая параграф по физике, выпишите предложения с причастными и деепричастными оборотами, объясните графически постановку запятой.
4. Самопроверки знаний.
Тест:
Какую работу изучают в физике?
А. труд рабочего;
Б. труд инженера;
В. механическую работу
Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
А. ... на тело действует сила.
Б. ... тело движется.
В. ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.
В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
А. Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
Б. Автопогрузчик поднимает груз
В.Кирпич лежит на земле
Как обозначается механическая работа?
А. F
Б. S.
В. A.
Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
А. силу умножить на путь.
Б. сложить силу и путь
В. путь поделить на силу.
В каких единицах измеряется механическая работа?
А) Н
Б) Па.
В) Дж
В каком случае сила совершает положительную работу?
А) Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела.
Б) Если направление действия силы противоположно направлению движения тела
В) Работа всегда имеет положительное значение.
Может ли сила совершать отрицательную работу?
А) Не может.
Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.
В) Может, если тело не двигается
Может ли механическая работа равняться нулю?
А) Не может
Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения.
В) Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения
Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н
А)16 Н.
Б)48 Н
В) 4 Н
Проверка (Слайд 21, по щелчку появляются правильные ответы)
1. В | 2. В | 3. Б | 4. В | 5.А | 6.В | 7. А | 8. Б | 9В | 10 |
Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:
0 ошибок – 5
1-2 ошибки - 4
3-4 ошибки – 3
5 -6 ошибок - 2
17