СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок (литература+история)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по теме "Начало Великой Отечественной войны. Брестская крепость. Героизм защитников Брестской крепости в произведении Бориса Васильева "В списках не значился"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (литература+история)»


Гаврикова Л. П., учитель русского языка и литературы;

Лунина Т. А., учитель истории;

МБОУ «СШ №9» города Смоленска





















Интегрированный урок по теме «Начало Великой Отечественной войны. Герои Брестской крепости»

(9 класс)



























Цель: 1.Познакомить уч-ся с трагическими событиями начала Великой Отечественной войны.

2. Раскрыть причины неудач Красной Армии в начале войны

3. Продолжить формирование умений работы с картой, историческими документами.

4. Охарактеризовать мужество и героизм советских солдат, проявленные в первые дни В. О. войны, на примере защитников Брестской крепости.

5.Познакомиться с биографией и творчеством Б. Васильева.

6.Показать отражение в литературе мужества советских солдат, проявленное в первые дни войны, на примере повести Б. Васильева « В списках не значился».

7.Воспитывать чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды с кадрами военной кинохроники, аудиозапись, карты военных действий, портрет Б. Васильева, слайды к повести «В списках не значился».

Тип урока: интегрированный урок истории и литературы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний:

Звучит песня «Вставай, страна огромная…».

Учитель истории:

-Ребята, как вы думаете, о каком историческом событии мы будем говорить на нашем уроке?

- Что вам известно о В.О. войне?

Учитель литературы:

-Каких поэтов и писателей, произведения которых посвящены теме В.О. войны, вы знаете? Какие стихотворения помните? ( Учащиеся читают стихи).

Учитель истории:

-Какими действиями начиналась II Мировая война? (1.09.39 года гитлеровская Германия напала на Польшу).

-Как относились граждане СССР к слухам о предстоящей войне

-Когда началась В. О. война?

3.Объяснение нового материала:

Рассказ учителя истории о приближении войны.

-Как вы думаете, явились ли планы Гитлера по захвату СССР тайной

для

Советского руководства?

( И.В. Сталин игнорировал предупреждения разведчиков).

- Готова ли была Красная Армия к наступательной войне?

( ¾ танков требовало списания; 90% танков являлись легкими; отсутствовала система противовоздушной обороны; 50% танков были выпущены до 1935 года). (слайд 1)

Учитель литературы: Одним из писателей, отразившим первые дни войны в своих произведениях, был Б. Васильев. ( Презентации учащихся о жизни и творчестве Б. Васильева (задание получено заранее)). ( Слайд 3)

-Как же описаны последние дни мирной жизни в повести «В списках не значился»?

( Главный герой Николай Плужников-выпускник военного училища- рассуждает так: «Разговор шел о том, что война неизбежна. Николай был уверен, что это будет быстрая война, т.к. пролетариат всех стран поддерживает Советский Союз. Коля верил в могущество Красной Армии»).

Главный герой совершает свой первый серьезный поступок. Какой?

(Отказ от службы в училище с последующим карьерным ростом. «Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках.»)

-Зачем он отправляется в Брестскую крепость? (Это место его службы)

- Он еще не предчувствует беды, мечтает увидеть в Бресте белых-белых аистов.

-Какие разговоры о войне ходят в Бресте?

( «… немцы готовят войну», но « ТАСС официально заявлял совершенно иное»).

Учитель истории: Лето кипело. Ярко светило солнце. Люди занимались привычными делами.( Слайд 4).

Учитель литературы: Такою все дышало тишиной-

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель истории: Вот эту тишину нарушил гул моторов. (Слайд 2 «Начало войны». Голос Левитана»). Вот так вероломно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась В. О. война, которая длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел- Молотов (прослушивание записи обращения, слайд 5).

Учитель литературы: Как же начинается война на страницах повести?

( 22 июня 1941 года в 4часа 15 минут утра Главный герой увидел бомбы, разрушения и смерть, и в крепости пахло не сиренью, а гарью и кровью. (Зачитать: «Кругом горело все…..»

« Война! »- закричал старшина Степан Матвеевич……..», «Наружную дверь смело взрывной волной, и Коля видел оранжевые сполохи пожаров…», « Горело все, что могло гореть…»). (Слайд 6).

Учитель истории: Рассказ о разработке Гитлером и его окружением плана « Барбаросса»( «блицкриг»).И первый бой с фашистами приняла на себя Брестская крепость.

Учитель литературы: Как вспоминает войну 19-летний лейтенант Плужников?

( « Первый день войны был неимоверно страшным. Атаки следовали одна за другой». «И бойцы, вповалку спавшие у входа, тоже не знали и не могли знать, сколько дней отпущено каждому из них.»)

-Какие ошибки он делает?

(Он молод, мечты его наивны, войну воспринимает как игру. Думает не о том, как будет воевать, а о том, как будет рассказывать о войне. Он не осознает, с каким врагом он вступил в схватку. Поддается панике, оставляет бойцов в костеле.)

-Можем ли мы его осуждать за ошибки?

-Как оценивает его действия лейтенант с орденом на груди?

( Дает возможность искупить вину).

С какого момента Плужников становится настоящим бойцом и командиром? ( Когда начинает оценивать свои действия, отвечает за свой поступки. Не перекладывает вину на обстоятельства, а осуждает себя за трусость)

-Была ли у него возможность спастись?

( Была. Он не значился в списках. Он сам занес себя в список, взял на себя ответственность в самой опасной ситуации)

- Кто был примером мужества для Н. Плужникова

(Политрук с перебитыми ногами, фельдшер, Старшина Степан Матвеевич, старшина Семишный).

- Но враги коварны. Как пытаются они сломить упорство защитников крепости?

(« Это были существа в человеческом облике, не имевшие права называться людьми»

« Крепость истекала кровью, но еще жила….»

«Развалины, подорванные саперами, взметенные прицельной бомбежкой и добела выжженные огнеметами, оживали вновь. Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из-под земли и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей»). (Слайд 7)

Учитель истории:

-Работа с историческими документами. (параграф 28, стр. 207 – 208)

Учитель литературы: Коля заболевает и теряет счет дням. Когда он выздоравливает и выбирается наружу, в крепости уже лежит снег. Коля снова начинает охотиться за немецкими патрулями. « Он был жив и по-прежнему ощущал себя хозяином притихшей под снегом Брестской крепости».

12 апреля немцы находят Плужникова. Коля чувствует, что выполнил свой долг, и выходит к врагам. Он болен. Почти ослеп, но держится прямо. Он проходит сквозь строй немецких солдат, и те по команде офицера подносят руки к фуражкам.

- Зачитайте фрагмент из текста о последних шагах в бессмертие Н.Плужникова – отважного сына непокоренной Родины.( Слайд 8).

Учитель истории: На крайнем западе СССР( а сейчас территории республики Беларусь) стоит Брестская крепость. Здесь громко не говорят. Можно спуститься в подвалы 333-го полка и прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам, постоять под сводами бывшего костела. В музее можно увидеть личные вещи защитников, услышать рассказ, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам. Вы увидите единственное знамя, которое пока нашли. Но знамена ищут, т.к. крепость не сдалась, немцы не захватили здесь

ни одного боевого стяга. Сейчас Брестская крепость – это мемориальный комплекс, памятник , созданный народом, который увековечил подвиг защитников Родины. (Слайд 9)

Этот подвиг увековечен и в книгах: « Брестская крепость», «Крепость на границе», «В поисках героев Брестской крепости»( С. Смирнов),альбоме « Стояли насмерть», а т. ж. на полотнах художников. (Слайд 10).

Учитель литературы: Совсем молодыми уходили в бессмертие юноши и девушки такие, как Николай Плужников Бориса Васильева, Лиза Чайкина, Зоя Космодемьянская и другие. ( Слайд 11).

Учитель истории: Г.К. Жуков сказал о них: «Молодежь принесла главную жертву в войне. Сколько прекрасных молодых людей мы потеряли.»

- Как вы думаете, что помогло мужественно сражаться героям крепости?

Учитель литературы:

- Как можно оценить поступок Плужникова?

- Совершил ли он, на ваш взгляд, подвиг? В чем он заключался?

-Какие черты характера привлекают вас в этом герое?

- Мог ли он поступить по- другому?

-Можно ли Плужникова назвать героем?

Учитель истории: Победа нам стоила 28-ми миллионов человеческих жизней. Огромная цена! И помнить о ней - долг каждого из нас.

Людей, опаленных войной, но оставшихся в живых, наш долг окружить постоянной заботой и вниманием.

Итог урока:

-Сможете ли вы ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока? (Почему Красная Армия потерпела поражение в начале войны ?)

(Работа с карточками: ответ на проблемный вопрос).

Рефлексия:

Оцените в баллах вашу успешность на нашем занятии:

«5» - получил прочные знания, усвоил материал;

«4» - усвоил материал, но есть над чем работать;

«3» - усвоил материал частично, есть вопросы, требующие дополнительной работы.



Домашнее задание: История: параграф 28

Литература: ответ на проблемный вопрос «Что я понимаю под словом подвиг?»