СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и музыки в 6 классе "Литература и музыка. Легенда об Арионе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что роднит литературу и музыку? Литература и, прежде всего, поэзия, становится основой многих вокальных произведений. И наоборот, тема музыки легла в основу многих произведений литературы.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и музыки в 6 классе "Литература и музыка. Легенда об Арионе"»

Фрагмент интегрированного урока литературы и музыки в 6 классе

Литература и музыка. Легенда об Арионе.



- Все мы с вами любим музыку. На с. 6-7 учебника вы видите репродукции 2-х картин. Что в них общего? (Натюрморт, изображены предметы, чувствуется присутствие человека: образованного, разностороннего, интересующегося музыкой, живописью, литературой). Старинные это картины или современные?

- Скажите, ребята, в каких литературных произведениях говорится о музыке? (Былина о Садко, миф об Орфее, белор. нар. сказка «Музыкант-чародей» и т.д. Ученики и – в отдельных случаях учитель – сжато пересказывают произведения.)

- Что объединяет эти произведения? (В них идет речь о силе воздействия музыки на все живое)

- Что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов?

- Останется ли песня, если у нее отнять слова?

- Возможно ли существование песни без слов? (Да, называется вокализ).



Примером такой песни без слов может послужить «Вокализ» Сергея Васильевича Рахманинова, который он посвятил великой русской певице А.В.Неждановой.



Первоначально композитор написал этот вокализ для высокого женского голоса (сопрано) в сопровождении фортепиано. Мелодия этого произведения так красива, что хочется как бы «пропеть» ее на разных инструментах. Сейчас мы послушаем с вами инструментальную версию-переложение. (Учащиеся слушают).



- А для чего нужны слова в песне? Ведь в музыке песни и без слов можно услышать многое (интонацию, характер, настроение).

- Что важнее в песне: слова или мелодия? (Мелодия)



Слово мелодия в греческом языке обозначает песнь, пение. Это особым образом составленный ряд звуков, имеющий определённый ритм, красивое звучание, обычно приятное для слуха человека. Может иметь не только лирическое, но и торжественное, маршевое звучание. Еще в древности было известно, что с помощью музыки можно усилить радость, успокоить печаль, смягчить боль и даже излечить от болезни.



К теме воздействия мелодии, музыки на все живое обратился и первый древнегреческий историк Геродот.



Он жил в V веке до Рождества Христова. Совершая дальние путешествия, он собирал и записывал рассказы о прошлом. Геродот побывал на местах многих крупных сражений и написал историю греко-персидских войн. Большое место он уделял местным мифам и сказаниям. Римский оратор Цицерон назвал Геродота «отцом истории».

Работа над понятиями “былина”, “миф”, “сказка”, “легенда” - общие свойства и различия.

Чтение “Легенды об Арионе” и беседа по вопросам.

– Где и когда происходят события легенды?

- Какие события можно отнести к завязке, кульминации и развязке произведения?

- Почему Арион хотел спеть в «полном наряде певца»?

(Арион хотел спеть в полном наряде певца, чтобы показать корабельщикам, что он не испугался их угроз, что для него важнее не богатство, которое он нажил, а его искусство певца. Он хотел, чтобы корабельщики поняли, что они лишают жизни не просто богатого человека, а лучшего в то время музыканта. Может быть, он надеялся, что боги придут ему на помощь и не захотят гибели такого искусного музыканта).

- Почему это повествование называется легендой?

(Это повествование называется легендой, потому что оно записано Геродотом на основе устного предания, существовавшего в Коринфе и на острове Лесбос. Повествование рассказывает о реальных людях. Сказочное обогащение Ариона в Италии и на Сикелии и спасение его дельфином могут восприниматься как фантастические события).

- Какова идея мифа? (Искусство способно творить чудеса, оно обладает великой силой воздействия на человека, на животных, на природу).

Наукой доказано, что многие животные (собаки, дельфины, лошади) способны понимать человека. Но не только талантливые люди способны творить музыку. Воистину более виртуозных музыкантов, чем птицы, в животном мире не сыщешь.

(Учащиеся слушают фрагменты пения жаворонка)

Давайте послушаем романс великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок». Стихотворение «Жаворонок» было написано русским поэтом Нестором Кукольником, а музыку к этим стихам сочинил М. И. Глинка.

Попробуем исполнить мелодию «Жаворонка» как вокализ (с закрытым ртом и на гласную А).

Учащиеся поют

А теперь добавим к этой мелодии слова.

На слайде демонстрируются стихи Н.Кукольника



Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,
А кому – не знает...
Та, кому она, поймет,
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой:
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой.



Обратим внимание, насколько живой, выразительной стала мелодия. Это неудивительно: Глинка сочинял ее не как вокализ, а как песню.

Споем эту мелодию уже как песню, романс.

Учащиеся поют романс «Жаворонок»

Примерные итоги урока:

- Что же роднит литературу и музыку? (Интонация)

- Что такое вокализ? (Песня без слов)

- Литература и ,прежде всего, поэзия, становится основой многих вокальных произведений. И наоборот, тема музыки легла в основу многих произведений литературы.

-Какие мифы и легенды о музыке вы знаете? В чем отличие легенды от мифа?

- Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

- Трудно было бы музыке без литературы?

- А литературе без музыки?