Цель: познакомить учащихся с характерными признаками наступления осени в карельском лесу. Задачи: Образовательные: дать учащимся представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе, расширить и углубить уже имеющиеся знания; дать понятие об аппликации; расширить представления детей о художественных материалах. Развивающие: способствовать развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания; способствовать развитию эмоциональной среды ребёнка; развивать чувство цветовой гаммы. Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, к Родине; формировать бережное отношение к природе; способствовать формированию эстетического чувства. Оборудование: учебники, карточки с заданиями; засушенные растения, березовая кора, картон, ножницы, клей, карандаши, ручки. Методы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа учащихся, практическая работа учащихся. Технологии: интегрированное обучение; ИКТ, игровые, развивающее обучение. | Цель: сформировать у учащихся понятие об экологии, как науке о взаимосвязях живых организмов между собой и окружающей средой. Задачи: Образовательные: дать учащимся понятие об экологии, экологических процессах, о месте и роли человека в них; актуализировать понятие об аппликации; дать понятие о картинах-миниатюрах, и их использовании при оформлении интерьера. Развивающие: способствовать развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания; способствовать развитию эмоциональной среды ребёнка; развивать чувство цветовой гаммы. Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, к Родине; формировать бережное отношение к природе; способствовать формированию эстетического чувства. Оборудование: учебники, карточки с заданиями; засушенные растения, березовая кора, картон, ножницы, клей, карандаши, ручки. Методы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа учащихся, практическая работа учащихся. Технологии: интегрированное обучение; ИКТ, игровые, развивающее обучение. |
Выполнение аппликации из природных материалов «Осенний лес». 1.Учитель1 предлагает ученикам послушать отрывки стихотворений известных поэтов, в которых красочно описывается осенний лес (см.Приложение 1). 2. Затем учащиеся с учителем1 обсуждают, каким видят лес поэты. 3. Учитель1 предлагает учащимся кратко описать, как выглядит в сентябре наш – карельский - лес. 4. После этого учитель1 сообщает ученикам о том, что сегодня на уроке они будут выполнять аппликацию из природных материалов, которая должна показать красоту осеннего карельского леса. 5. Учитель1 демонстрирует готовые аппликации, обсуждает с учащимися, какие и как природные материалы в них использованы. 6. Учащиеся под руководством учителя1 подбирают необходимые для аппликации материалы и выполняют работу. 7. Учащиеся вместе с учителем1 подводят итоги своей работы. Учитель1 благодарит учеников за работу, проводит физминутку(см.Приложение 4). К ребятам подходит новый учитель. Изучение темы «В гости к осеннему лесу». 1. Учитель2 спрашивает учеников о том, что они изобразили на своих аппликациях. 2. Учитель2 беседует с учащимися о том, какие изменения происходят осенью с растениями леса: как и почему происходит изменение окраски листьев, листопад; почему хвойные деревья остаются зелеными. 3. Учитель2 беседует с учащимися о том, какие изменения происходят осенью с лесными животными: Когда и почему исчезают насекомые, пауки, лягушки, змеи, ящерицы; Как готовятся осенью к зиме разные лесные звери и птицы Карелии; Какие птицы называются перелетными, почему они улетают, какие лесные птицы Карелии относятся к перелетным. 4. Учитель2 беседует с учащимися о том, какими дарами осени радует нас карельский лес: Ягоды (клюква, брусника; чем они полезны, что из них готовят хозяйки); Грибы (съедобные грибы, которые растут в лесу осенью; малоизвестные съедобные грибами Карелии (показ презентации); грибы – ценный, но очень коварный продукт питания; отравление грибами). | Изучение темы «Я – эколог!» 1. Учитель2 рассказывает ученикам историю с комарами и кошками (материал учебника), затем обсуждает ее с учениками, используя рисунки учебника. В ходе обсуждения ученики приходит к выводу, что в природе все взаимосвязано. Эти связи изучает наука «Экология». 2. Учитель2 рассказывает о том, что означает слово «экология», обсуждает с учениками, что значит «Экология – наука о доме». 3. Учитель2 рассказывает ученикам о том, кто такой эколог, чем он занимается, когда и как в России и в мире празднуется День эколога. 4. Учитель2 предлагает ученикам стать на время экологом и немного поработать: 4.1. Проблема «Бесполезное существо». 4.1.1.Ученики самостоятельно читают рассказ Юрия Дмитриева «Мой некрасивый друг» (см.Приложение 2). 4.1.2. Затем ученики должны высказать свое отношение к прочитанному, обосновать свою позицию с точки зрения эколога. 4.1.3. Учитель2 рассказывает ученикам о роли жаб в природе. 4.1.4. Ученики, направляемые учителем, должны прийти к выводу, что в природе нет уродливых и бесполезных существ. 4.2. Экологическая задача «Лес – единый организм» 4.2.1. Учитель2 предлагает ученикам обсудить, какие экологические связи возникают между живыми организмами в карельском лесу, как живые организмы связаны с окружающей неживой природой. 4.2.2. Учитель2 подводит учеников к выводу о том, что лес – единый живой организм. Учитель2 благодарит учеников за работу, проводит физминутку(см.Приложение 5) и переходит к другому классу. Выполнение настенной картины-миниатюры «Осенний лес». 1. Учитель1 предлагает ученикам выполнить картину-миниатюру из природных материалов, на которой необходимо изобразить осенний карельский лес как единый живой организм. 2.Учитель1 демонстрирует созданные им варианты картин из природных материалов, на которых показаны деревья, трава, грибы, заяц, филин, солнце, облака, почва. 3.Ученики должны определить, какие живые организмы и объекты неживой природы они изобразят (из предложенных учителем и свои варианты). 4.Ученики подбирают необходимые материалы и выполняют работу (при этом учитель1 выполняет роль консультанта). |