СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2-3классе-комплекте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился во 2-3классе-комплекте. Урок проводят два учителя:Крючкова Татьяна Владимировна-учитель начальных классов, и учитель географиии-Осипова Наталья Анатольевна. Учащиеся второго класса на уроке знакомятся с осенними изменениями в лесу и выполняют аппликацию соответствующей тематики.

Ученики третьего класса знакомятся с тем, что такое "экология", что изучает эта наука, кто такой "эколог", в чём заключается его работа.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок окружающего мира и ИЗО во 2-3классе-комплекте»



Конспект

интегрированного урока окружающего мира и ИЗО

во 2-3 классе-комплекте.


Пояснительная записка.

Урок проводится во 2-3 общеобразовательном классе-комплекте; во 2 классе обучаются 3 школьницы, в 3 классе – 2 школьника.

Урок проводят два учителя: Крючкова Татьяна Владимировна (учитель1), учитель начальных классов, и Осипова Наталья Анатольевна, учитель географии (учитель2).

Учащиеся второго класса на уроке знакомятся с осенними изменениями в лесу (урок по национально-региональному компоненту) и выполняют аппликацию соответствующей тематики.

Ученики третьего класса знакомится с тем, что такое «экология», что изучает эта наука, кто такой «эколог», в чем заключается его работа; затем ученики сами пробуют себя в роли эколога: выполняют специальные задания и создают картину-миниатюру «Осенний лес» из природных материалов, в которой отражены экологические связи карельского леса. По программе ИЗО Б.М.Неменского учащиеся на первых уроках изучают раздел «Искусство в твоем доме», где есть тема «Открытка». В рамках этой темы по замыслу учителя ученики 3 класса выполняют не открытку, а настенную картину-миниатюру (аппликация) «Осенний лес», идея которой не противоречит идее всего раздела.

Конспект данного урока составлен в краткой форме.






























Тема: «В гости к осеннему лесу».

Тема: «Я – эколог!»

Дата проведения:

Дата проведения:

Цель: познакомить учащихся с характерными признаками наступления осени в карельском лесу.

Задачи:

Образовательные:

  • дать учащимся представления о характерных признаках осени в живой и неживой природе, расширить и углубить уже имеющиеся знания;

  • дать понятие об аппликации; расширить представления детей о художественных материалах.

Развивающие:

  • способствовать развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания;

  • способствовать развитию эмоциональной среды ребёнка;

  • развивать чувство цветовой гаммы.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к природе, к Родине;

  • формировать бережное отношение к природе;

  • способствовать формированию эстетического чувства.

Оборудование:

учебники, карточки с заданиями; засушенные растения, березовая кора, картон, ножницы, клей, карандаши, ручки.

Методы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа учащихся, практическая работа учащихся.

Технологии: интегрированное обучение; ИКТ, игровые, развивающее обучение.


Цель: сформировать у учащихся понятие об экологии, как науке о взаимосвязях живых организмов между собой и окружающей средой.

Задачи:

Образовательные:

  • дать учащимся понятие об экологии, экологических процессах, о месте и роли человека в них;

  • актуализировать понятие об аппликации;

  • дать понятие о картинах-миниатюрах, и их использовании при оформлении интерьера.

Развивающие:

  • способствовать развитию зрительной памяти, логического мышления, внимания;

  • способствовать развитию эмоциональной среды ребёнка;

  • развивать чувство цветовой гаммы.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к природе, к Родине;

  • формировать бережное отношение к природе;

  • способствовать формированию эстетического чувства.

Оборудование:

учебники, карточки с заданиями; засушенные растения, березовая кора, картон, ножницы, клей, карандаши, ручки.

Методы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа учащихся, практическая работа учащихся.

Технологии: интегрированное обучение; ИКТ, игровые, развивающее обучение.

Организационный момент.

Учитель1 объявляет всем о начале необычного урока, кратко сообщает учащимся его особенности, цели и задачи.

Проверка домашнего задания:

  1. Учитель1 просит устно описать, какая сегодня погода.

  2. Задания на карточках.

После выполнения учащимися задания на карточках, учитель1 сразу их проверяет и комментирует.


Проверка домашнего задания:

  1. Беседа учителя2 с учениками по вопросам учебника к теме «Общество».

  2. Проверка творческого задания (ученикам необходимо было придумать и изобразить герб своего поселка или семьи).

Учитель2 комментирует ответы учеников.


Изучение нового материала.

Выполнение аппликации из природных материалов «Осенний лес».

1.Учитель1 предлагает ученикам послушать отрывки стихотворений известных поэтов, в которых красочно описывается осенний лес (см.Приложение 1).

2. Затем учащиеся с учителем1 обсуждают, каким видят лес поэты.

3. Учитель1 предлагает учащимся кратко описать, как выглядит в сентябре наш – карельский - лес.

4. После этого учитель1 сообщает ученикам о том, что сегодня на уроке они будут выполнять аппликацию из природных материалов, которая должна показать красоту осеннего карельского леса.

5. Учитель1 демонстрирует готовые аппликации, обсуждает с учащимися, какие и как природные материалы в них использованы.

6. Учащиеся под руководством учителя1 подбирают необходимые для аппликации материалы и выполняют работу.

7. Учащиеся вместе с учителем1 подводят итоги своей работы.


Учитель1 благодарит учеников за работу, проводит физминутку(см.Приложение 4). К ребятам подходит новый учитель.


Изучение темы «В гости к осеннему лесу».

1. Учитель2 спрашивает учеников о том, что они изобразили на своих аппликациях.

2. Учитель2 беседует с учащимися о том, какие изменения происходят осенью с растениями леса:

  • как и почему происходит изменение окраски листьев, листопад;

  • почему хвойные деревья остаются зелеными.

3. Учитель2 беседует с учащимися о том, какие изменения происходят осенью с лесными животными:

  • Когда и почему исчезают насекомые, пауки, лягушки, змеи, ящерицы;

  • Как готовятся осенью к зиме разные лесные звери и птицы Карелии;

  • Какие птицы называются перелетными, почему они улетают, какие лесные птицы Карелии относятся к перелетным.

4. Учитель2 беседует с учащимися о том, какими дарами осени радует нас карельский лес:

  • Ягоды (клюква, брусника; чем они полезны, что из них готовят хозяйки);

  • Грибы (съедобные грибы, которые растут в лесу осенью; малоизвестные съедобные грибами Карелии (показ презентации); грибы – ценный, но очень коварный продукт питания; отравление грибами).


Изучение темы «Я – эколог!»

1. Учитель2 рассказывает ученикам историю с комарами и кошками (материал учебника), затем обсуждает ее с учениками, используя рисунки учебника. В ходе обсуждения ученики приходит к выводу, что в природе все взаимосвязано. Эти связи изучает наука «Экология».

2. Учитель2 рассказывает о том, что означает слово «экология», обсуждает с учениками, что значит «Экология – наука о доме».

3. Учитель2 рассказывает ученикам о том, кто такой эколог, чем он занимается, когда и как в России и в мире празднуется День эколога.

4. Учитель2 предлагает ученикам стать на время экологом и немного поработать:

4.1. Проблема «Бесполезное существо».

4.1.1.Ученики самостоятельно читают рассказ Юрия Дмитриева «Мой некрасивый друг» (см.Приложение 2).

4.1.2. Затем ученики должны высказать свое отношение к прочитанному, обосновать свою позицию с точки зрения эколога.

4.1.3. Учитель2 рассказывает ученикам о роли жаб в природе.

4.1.4. Ученики, направляемые учителем, должны прийти к выводу, что в природе нет уродливых и бесполезных существ.

4.2. Экологическая задача «Лес – единый организм»

4.2.1. Учитель2 предлагает ученикам обсудить, какие экологические связи возникают между живыми организмами в карельском лесу, как живые организмы связаны с окружающей неживой природой.

4.2.2. Учитель2 подводит учеников к выводу о том, что лес – единый живой организм.


Учитель2 благодарит учеников за работу, проводит физминутку(см.Приложение 5) и переходит к другому классу.


Выполнение настенной картины-миниатюры «Осенний лес».

1. Учитель1 предлагает ученикам выполнить картину-миниатюру из природных материалов, на которой необходимо изобразить осенний карельский лес как единый живой организм.

2.Учитель1 демонстрирует созданные им варианты картин из природных материалов, на которых показаны деревья, трава, грибы, заяц, филин, солнце, облака, почва.

3.Ученики должны определить, какие живые организмы и объекты неживой природы они изобразят (из предложенных учителем и свои варианты).

4.Ученики подбирают необходимые материалы и выполняют работу (при этом учитель1 выполняет роль консультанта).




Закрепление изученного.

Для закрепления изученного материала, учитель2 предлагает учащимся выполнить следующие задания (раздаются карточки см. Приложение3):

    1. «Убери лишнее».

    2. «Объяснялки».

    3. «Найди слова».


Закрепление изученного.

С целью закрепления изученного материала ученикам предлагаются учебные игры на карточках (см.Приложение 3):

1. «Найди слова».

2. «Убери лишнее».



Подведение итогов урока.

Учитель1 сообщает ученицам 2 класса, что сегодня ученики 3 класса были экологами, и просит учеников рассказать всем, чем они занимались на уроке, понравилось или нет быть экологами и почему. Затем учитель1 предлагает ученицам 2 класса рассказать ученикам 3 класса, что они сегодня делали на уроке, что нового узнали, что понравилось, что не понравилось, почему. После выступления учениц, оба учителя оценивают их работу на уроке и выставляют каждому по две оценки (по «Окружающему миру» и по ИЗО).

Рекомендации по выполнению домашнего задания.

Учитель1 просит учеников записать в дневники домашние задания (они записаны на внутренней части доски), кратко комментирует их. Затем благодарит учеников за работу.



Приложения.


Приложение1.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

( И. Бунин)


Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

(С.Есенин)


Приложение 2.

МОЙ НЕКРАСИВЫЙ ДРУГ

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, и тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой. Она не пыталась удрать, чувствовала, что ничего плохого я ей не сделаю. Но так или иначе, она сидела на тропинке и смотрела на меня. Однажды кто-то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы. И вот сейчас, я понял, что это неправда. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтоб я мог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой . В саду , у большого трухлявого пня, я снова встретился с жабой. Конечно, это была другая жаба, но мне почему-то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. И мне очень захотелось, чтобы она осталась жить в нашем саду.

Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу.

Я стал приходить не с пустыми руками, а с «подарочками» Сначала жаба не реагировала на мои подношения. Но однажды…… Нет, я не отвлекся, я смотрел на червя не спуская глаз. И все-таки не заметил, как он исчез.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу.

Но однажды я опоздал на свидание и на обычном месте не нашел жабу. Я обошел пенек - ее нигде не было. Пошарил в траве –нет. И вдруг увидал темный бесформенный комочек, уже облепленный мухами.

Кто это сделал?

Зачем?

Кто-то взял и убил мою жабу только потому, что она некрасивая?!

Некрасивая… А я видел перед собой ее удивительные, золотые, с темными точечками глаза, большой беззубый рот, нежную кожицу на брюшке, и мне казалось, что была она очень красива.

Но почему, почему этого не видят другие?

Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

Юрий Дмитриев




Приложение 3.

Карточка для 2 класса.

Давай поиграем!

Игра «Убери лишнее».

Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

  1. Зяблик, овсянка, утка, воробей, лебедь.

  2. Береза, лиственница, ель, осина.

  3. Лиса, заяц, лось, медведь.


Игра «Объяснялки».

Что означают выражения: «свинцовое небо», «тяжелые тучи», «лес-кормилец», «осеннее солнце».


Игра «Найди слова».

Найди и зачеркни «осенние» слова.

АПРРРОЛИСТОПАДРОИПГШОДОЖДЬРГШЛИ

РОТИАКЛЮКВАИТОНАСГРУЗДЬТОШОПААР
ПЕРОПАВУЗАМОРОЗОКЛАОЕБРУСНИКАБЛО.


Карточка для 3 класса.

Давай поиграем!

Игра «Убери лишнее».

Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

  1. Заяц, лиса, ель, груздь, попугай.

  2. Окунь, водоросль, утка, кувшинка, осина.

  3. Воздух, солнце, дождь, почва, растение.


Игра «Найди слова».

Найди и зачеркни «экологические» слова.

ПРОЛИТАПРИРОДАИРЕНОЛШВОЗДУХДОГЛ
ТОПНМЭКОЛОГИАКЭТОГРЛРАСТЕНИЕЖЛЖ
ЬТАЭКРОНИМРЬЛЭКОЛОГИЯИРЖИВОТНОЕ.


Игра «Закончи предложение».

Наука о связях живых организмов между собой и окружающей средой называется _____________.

Человек, занимающийся этой наукой, называется _____________.

Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называется _______________________.


Приложение 4.

Текст для физминутки.

«Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! (посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели».


Приложение 5.

Текст для физминутки.

«Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен».