Интегрированный урок по биологии и химии
8 класс

Учитель биологии и химии:
Руднева Ольга Григорьевна
МОУ «Нестеровская СОШ»
«Кровь людская – не водица» 1 слайд
«Кровь, это сок совсем особый» Гёте
Тип урока: урок-исследование 2 слайд
Цель:
Обобщить и углубить знания учащихся по теме “Кровь”
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями;
Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма.
Воспитательные:
Продолжать нравственное, физическое, гигиеническое воспитание, доказывая опасность СПИДа.
Развивающие задачи:
Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: умение пользоваться справочной литературой, самоконтроль (сравнивнение, анализи, умение делать выводы; работа со словарем); умение формулировать цели и задачи предстоящей работы (формирование и удержание учебной задачи), умение пользоваться современными инструментами ИКТ.
ПРЕДМЕТНЫЕ: получение знаний о строении человека (кровеносной системы, сердца), умение пользоваться навыками контроля самочувствия для сохранения здоровья.
ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие любознательности; потребности самостоятельного познания окружающего мира; развитие познавательной активности и инициативности, формирование навыков рефлексии.
УУД: 3 слайд
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Уметь наблюдать и оформлять свои наблюдения; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать результаты своей деятельности, стремиться к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в процессе сотрудничества, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, формировать установку на здоровый образ жизни.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: осуществлять анализ и синтез объектов, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения в сотрудничестве, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий.
Оборудования: 3 микроскопа, микропрепараты, карточки с заданиями, презентация урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Добрый день. Садитесь, пожалуйста. Тема сегодняшнего урока «Кровь людская – не водица» запись темы урока в тетрадях )
Учитель биологии 4 слайд
Гёте говорил: «Кровь, это сок совсем особый » Вы понимаете, что речь пойдёт о крови. Какова же будет цель нашего урока?
(Ответы учащихся)
5 слайд
Учитель подводит итог: цель урока обобщить имеющиеся знания о крови как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма ; расширить представления о, белках входящих в состав крови и их свойствах
2.Актуализация опорных знаний учащихся. В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
Ученик: жидкая внутренняя среда.
Учитель:- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске.

6 слайд
Кровь – это удивительная жидкость. С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. В связи с этим, кровь наделили магическими способностями. Древние люди верили, что если выпить кровь своих врагов, то сила врагов перейдёт к ним.
В Древней Греции пытались спасти умирающих, давая им пить тёплую кровь животных. Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление.
Многие обряды и ритуалы сопровождались кровопролитием, дабы ублажить Богов.
Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками.
С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови. Кровь – кто она, такая известная и такая загадочная?
Так чем же мы с вами на этом уроке будем заниматься? Скажите , а для чего это нам нужно знать? 7слайд
Учитель подводит итог: цель урока обобщить имеющиеся знания о крови как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма ; расширить представления о, белках входящих в состав крови и их свойствах. Вы готовы к познанию? Тогда – вперёд!
Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?
Ученик : (Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь)
Учитель: А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?
Ученик: (Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)
Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети – ДА!/ 8слайд -9-10 А кто мне скажет состав крови, т.Е. из чего состоит кровь
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
КРОВЬ


ПЛАЗМА
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ




Расскажите мне о форменных элементах:
11слайд ЭРИТРОЦИТЫ : У муж. – 4,5-5 млн, у жен.4-4,5млн.
Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!! Форма эритроцита - Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки
12слайд ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро От 5 до 10 тыс. Обладают Амебоидныме движением
13слайд ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки150-400 тыс.Не содержат ядро
14слайд- 15 Вывод (учитель ): Эритроциты содержат белок гемоглобин, который и участвует в переносе кислорода. Ещё один белок, имеющий очень важное значение в крови - это фибриноген. Участвует в процессах свёртывания крови. ЗАПИСЬ
Учитель . Докажем, что белок является важной составной частью живых организмов. Проведём реакцию, которая позволит нам уверенно судить белок перед нами или нет.
Инструктивная карта опыта № 1. 16 слайд
Опыт выполняется под наблюдением учителя.
Биуретовая реакция.
Налейте в пробирку мясной бульон (рыбный, белок куриного яйца) и добавьте несколько капель щёлочи (гидроксида натрия).
В эти же пробирки добавьте раствор медного купороса ( сульфата меди). Что наблюдаете?
Осуществите те же самые действия с газированной водой.
Вывод: изменение окраски на фиолетовую при добавлении данных веществ к бульонам и белку яйца, говорит о том, что в этих веществах присутствует белок. Все живые существа состоят из белковых молекул. Именно благодаря им на Земле существует жизнь.
Ребята , на уроке химии мы говорили о структуре белков. Какую структуру могут иметь белки? Тогда давайте смоделируем структуру .
17 слайд
Игра «Моделирование» Задание. Используя, проволоку и набор бусин разных цветов смоделируйте первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры, указанных молекул белка.
1,2 ряд моделируют третичную структуру молекулы гемоглобина
3 ряд моделируют вторичную структуру молекулы фибриногена
Примечание: четвертичную структуру гемоглобина, формируют учащиеся 1 и 2 ряда вместе.
А сейчас разойдитесь по своим местам. Что произошло с вашими белковыми молекулами? Верно – это момент начала процесса денатурации, т.е. разрушения структуры белка. ( запишем) 18 слайд
Вывод: Кровь подходит ко всем органам и системам органов нашего организма. А это значит, что в кровь могут попасть как полезные нашему организму вещества, так и вредные. Порой попадание этих вредных веществ в организм вызывает опасные отравления. В результате этих отравлений может происходить разрушение структуры белка.
Давайте проверим как происходит разрушение структуры белка
Инструктивная карта опыта №219 слайд
Опыт выполняется под наблюдением учителя.
1.Налейте в пробирку 2 – 3мл молока и капните одну, две капли уксуса. Что наблюдаете?
2. Налейте в пробирку белок куриного яйца (альбумин) и добавьте к нему несколько капель щёлочи и ацетата свинца. Что наблюдаете?
Вывод : выпадение хлопьев, говорит о том ,что происходит разрушение структуры белка под действием кислоты; добавление солей тяжёлых металлов и щелочи к белку, указывает на то , что белки могут помимо атомов углерода, водорода, кислорода, азота, содержать атомы серы:
Заключительное тестирование (7 мин.)
1.В каком из сосудов скорость крови минимальна?
А) вена
Б) артерия
В) аорта
Г) капилляры
2. Где начинается малый круг кровообращения?
А) в правом желудочке
Б) в левом желудочке
В) в правом предсердии
Г) в артериях
3. Перенос кислорода кровью возможен благодаря наличию:
А) Лейкоцитов
Б) гемоглабина в эритроцитах
В ) фибриногена в плазме
Г) тромбоцитов
4. Белок, участвующий в свёртывании крови называется:
А) фибриноген
Б) фибрин
В) тромбоцит
5.Система органов кровообращения состоит из:
А) Сердце и околосердечная сумка
Б) Сердце и кровеносные сосуды
В) Артерий, вен, капилляров
Г) Сердца и лёгких
20 слайд ОТВЕТЫ: 1-г 2-в 3-б 4-а 5-б
Игра «С точностью до»
Учитель называет цифры – ученики отвечают, что показывают эти цифры.
90% - (количество воды в крови)
300г – (масса сердца)
60- 80 раз в мин. – (количество сердечных сокращений)
120 дней – (продолжительность жизни эритроцитов)
0,8 с – деятельность сердечного цикла
5 млн. – количество эритроцитов
120/80 – ( нормальное артериальное давление)
Выставляют оценки. Учитель просит поднять рук тех, кто написал на 5, на 4, на3. Таким образом, сразу создаётся картина проделанной работы. Объективность оценивания учитель проверяет позже.
9 Домашнее задание. Составить кроссворд по теме кровеносная и лимфатическая системы.
7