СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по биологии и химии "Кровь людская -не водица"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по теме"Кровь".Урок развития интелектуальных способностей, логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект откр.урока2014»

Интегрированный урок по биологии и химии

8 класс



Учитель биологии и химии:

Руднева Ольга Григорьевна

МОУ «Нестеровская СОШ»




















«Кровь людская – не водица» 1 слайд

«Кровь, это сок совсем особый» Гёте

Тип урока: урок-исследование 2 слайд

Цель:

Обобщить и углубить знания учащихся по теме “Кровь”

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями;

Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма.

Воспитательные:

Продолжать нравственное, физическое, гигиеническое воспитание, доказывая опасность СПИДа.

Развивающие задачи:

Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: умение пользоваться справочной литературой, самоконтроль (сравнивнение, анализи, умение делать выводы; работа со словарем); умение формулировать цели и задачи предстоящей работы (формирование и удержание учебной задачи), умение пользоваться современными инструментами ИКТ.

ПРЕДМЕТНЫЕ: получение знаний о строении человека (кровеносной системы, сердца), умение пользоваться навыками контроля самочувствия для сохранения здоровья.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие любознательности; потребности самостоятельного познания окружающего мира; развитие познавательной активности и инициативности, формирование навыков рефлексии.

УУД: 3 слайд

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Уметь наблюдать и оформлять свои наблюдения; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать результаты своей деятельности, стремиться к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в процессе сотрудничества, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, формировать установку на здоровый образ жизни.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: осуществлять анализ и синтез объектов, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения в сотрудничестве, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий.

Оборудования: 3 микроскопа, микропрепараты, карточки с заданиями, презентация урока.




Ход урока

1. Организационный момент. Добрый день. Садитесь, пожалуйста. Тема сегодняшнего урока «Кровь людская – не водица» запись темы урока в тетрадях )

Учитель биологии 4 слайд

Гёте говорил: «Кровь, это сок совсем особый » Вы понимаете, что речь пойдёт о крови. Какова же будет цель нашего урока?

(Ответы учащихся)

5 слайд

Учитель подводит итог: цель урока обобщить имеющиеся знания о крови как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма ; расширить представления о, белках входящих в состав крови и их свойствах

2.Актуализация опорных знаний учащихся. В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?

Ученик: жидкая внутренняя среда.

Учитель:- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске.

6 слайд

Кровь – это удивительная жидкость. С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. В связи с этим, кровь наделили магическими способностями. Древние люди верили, что если выпить кровь своих врагов, то сила врагов перейдёт к ним.

В Древней Греции пытались спасти умирающих, давая им пить тёплую кровь животных. Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление.

Многие обряды и ритуалы сопровождались кровопролитием, дабы ублажить Богов.

Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови. Кровь – кто она, такая известная и такая загадочная?

Так чем же мы с вами на этом уроке будем заниматься? Скажите , а для чего это нам нужно знать? 7слайд


Учитель подводит итог: цель урока обобщить имеющиеся знания о крови как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма ; расширить представления о, белках входящих в состав крови и их свойствах. Вы готовы к познанию? Тогда – вперёд!


Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?

Ученик : (Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь)

Учитель: А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?

Ученик: (Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)

Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети – ДА!/ 8слайд -9-10 А кто мне скажет состав крови, т.Е. из чего состоит кровь

Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .

СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»

КРОВЬ





ПЛАЗМА

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Расскажите мне о форменных элементах:


11слайд ЭРИТРОЦИТЫ : У муж. – 4,5-5 млн, у жен.4-4,5млн.

Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!! Форма эритроцита - Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки

12слайд ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро От 5 до 10 тыс. Обладают Амебоидныме движением

13слайд ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки150-400 тыс.Не содержат ядро


14слайд- 15 Вывод (учитель ): Эритроциты содержат белок гемоглобин, который и участвует в переносе кислорода. Ещё один белок, имеющий очень важное значение в крови - это фибриноген. Участвует в процессах свёртывания крови. ЗАПИСЬ

Учитель . Докажем, что белок является важной составной частью живых организмов. Проведём реакцию, которая позволит нам уверенно судить белок перед нами или нет.

Инструктивная карта опыта № 1. 16 слайд

Опыт выполняется под наблюдением учителя.

Биуретовая реакция.

  1. Налейте в пробирку мясной бульон (рыбный, белок куриного яйца) и добавьте несколько капель щёлочи (гидроксида натрия).

  2. В эти же пробирки добавьте раствор медного купороса ( сульфата меди). Что наблюдаете?

  3. Осуществите те же самые действия с газированной водой.

Вывод: изменение окраски на фиолетовую при добавлении данных веществ к бульонам и белку яйца, говорит о том, что в этих веществах присутствует белок. Все живые существа состоят из белковых молекул. Именно благодаря им на Земле существует жизнь.

Ребята , на уроке химии мы говорили о структуре белков. Какую структуру могут иметь белки? Тогда давайте смоделируем структуру .

17 слайд

Игра «Моделирование» Задание. Используя, проволоку и набор бусин разных цветов смоделируйте первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры, указанных молекул белка.

1,2 ряд моделируют третичную структуру молекулы гемоглобина

3 ряд моделируют вторичную структуру молекулы фибриногена

Примечание: четвертичную структуру гемоглобина, формируют учащиеся 1 и 2 ряда вместе.

А сейчас разойдитесь по своим местам. Что произошло с вашими белковыми молекулами? Верно – это момент начала процесса денатурации, т.е. разрушения структуры белка. ( запишем) 18 слайд


Вывод: Кровь подходит ко всем органам и системам органов нашего организма. А это значит, что в кровь могут попасть как полезные нашему организму вещества, так и вредные. Порой попадание этих вредных веществ в организм вызывает опасные отравления. В результате этих отравлений может происходить разрушение структуры белка.

Давайте проверим как происходит разрушение структуры белка

Инструктивная карта опыта №219 слайд

Опыт выполняется под наблюдением учителя.

1.Налейте в пробирку 2 – 3мл молока и капните одну, две капли уксуса. Что наблюдаете?

2. Налейте в пробирку белок куриного яйца (альбумин) и добавьте к нему несколько капель щёлочи и ацетата свинца. Что наблюдаете?

Вывод : выпадение хлопьев, говорит о том ,что происходит разрушение структуры белка под действием кислоты; добавление солей тяжёлых металлов и щелочи к белку, указывает на то , что белки могут помимо атомов углерода, водорода, кислорода, азота, содержать атомы серы:


Заключительное тестирование (7 мин.)

1.В каком из сосудов скорость крови минимальна?

А) вена

Б) артерия

В) аорта

Г) капилляры

2. Где начинается малый круг кровообращения?

А) в правом желудочке

Б) в левом желудочке

В) в правом предсердии

Г) в артериях

3. Перенос кислорода кровью возможен благодаря наличию:

А) Лейкоцитов

Б) гемоглабина в эритроцитах

В ) фибриногена в плазме

Г) тромбоцитов

4. Белок, участвующий в свёртывании крови называется:

А) фибриноген

Б) фибрин

В) тромбоцит

5.Система органов кровообращения состоит из:

А) Сердце и околосердечная сумка

Б) Сердце и кровеносные сосуды

В) Артерий, вен, капилляров

Г) Сердца и лёгких


20 слайд ОТВЕТЫ: 1-г 2-в 3-б 4-а 5-б


Игра «С точностью до»

Учитель называет цифры – ученики отвечают, что показывают эти цифры.

90% - (количество воды в крови)

300г – (масса сердца)

60- 80 раз в мин. – (количество сердечных сокращений)

120 дней – (продолжительность жизни эритроцитов)

0,8 с – деятельность сердечного цикла

5 млн. – количество эритроцитов

120/80 – ( нормальное артериальное давление)



Выставляют оценки. Учитель просит поднять рук тех, кто написал на 5, на 4, на3. Таким образом, сразу создаётся картина проделанной работы. Объективность оценивания учитель проверяет позже.

9 Домашнее задание. Составить кроссворд по теме кровеносная и лимфатическая системы.







7



Просмотр содержимого презентации
«Интегрированный урок по биологии и химии»

Интегрированный урок по биологии и химии.  «Кровь людская- не водица»   Выполнила: Учитель биологии и химии: Руднева Ольга Григорьевна

Интегрированный урок по биологии и химии.

«Кровь людская- не водица»

Выполнила: Учитель биологии и химии:

Руднева Ольга Григорьевна

Тип урока : урок-исследование Задачи: Образовательные:  Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями; Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма. Воспитательные: Продолжать нравственное, физическое, гигиеническое воспитание, доказывая опасность СПИДа. Развивающие задачи:
  • Тип урока : урок-исследование

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями;

Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма.

Воспитательные:

Продолжать нравственное, физическое, гигиеническое воспитание, доказывая опасность СПИДа.

Развивающие задачи:

Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроке.

УУД:

УУД:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ УУД : Уметь наблюдать и оформлять свои наблюдения; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; оценивать результаты своей деятельности, стремиться к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья.
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в процессе сотрудничества, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, формировать установку на здоровый образ жизни.
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: осуществлять анализ и синтез объектов, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщать.
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения в сотрудничестве, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий.
«Кровь, это сок совсем особый »
  • «Кровь, это сок совсем особый »
Цель:

Цель:

  • обобщить имеющиеся знания о крови как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма ; расширить представления о белках ,входящих в состав крови и их свойствах.
цель урока

цель урока

  • обобщить имеющиеся знания о крови как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма ; расширить представления о, белках входящих в состав крови и их свойствах.
СОСТАВ крови  жидкая часть – плазма крови клетки  1 эритроциты,  2 лейкоциты,  3 тромбоциты

СОСТАВ крови

  • жидкая часть –

плазма крови

  • клетки

1 эритроциты,

2 лейкоциты,

3 тромбоциты

Состав крови  Плазма Лейкоциты Эритроциты

Состав крови

Плазма

Лейкоциты

Эритроциты

Тромбоциты -

Тромбоциты

-

ГЕМОГЛОБИН-  участвует в переносе кислорода Формула - С 3 0 32 Н 48160872 N 780 Fe 4   ФИБРИНОГЕН-
  • ГЕМОГЛОБИН- участвует в переносе кислорода

Формула - С 3 0 32 Н 48160872 N 780 Fe 4

  • ФИБРИНОГЕН-

участвует в процессах свёртывания крови.

Схема строения гемоглобина ГЕМОГЛОБИН ПРИДАЕТ ЭРИТРОЦИТАМ КРАСНЫЙ ЦВЕТ, участвует в переносе кислорода  ГЕМ

Схема строения гемоглобина

ГЕМОГЛОБИН ПРИДАЕТ ЭРИТРОЦИТАМ КРАСНЫЙ ЦВЕТ, участвует в переносе кислорода

ГЕМ

Инструктивная карта опыта № 1 .

Инструктивная карта опыта № 1 .

  • Налейте в пробирку мясной бульон (рыбный, белок куриного яйца) и добавьте несколько капель щёлочи (гидроксида натрия).
  • В эти же пробирки добавьте раствор медного купороса ( сульфата меди). Что наблюдаете?
  • Осуществите те же самые действия с газированной водой.
Игра «Моделирование»

Игра «Моделирование»

  • Используя, проволоку и набор бусин смоделируйте первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры, указанных молекул белка.
  • 1 группа : моделируют третичную структуру молекулы гемоглобина
  • 2 группа : моделируют вторичную структуру молекулы фибриногена
  • 3 группа :четвертичную структуру гемоглобина
денатурация

денатурация

  • разрушения структуры белка
Инструктивная карта опыта № 2

Инструктивная карта опыта № 2

  • 1.Налейте в пробирку 2 – 3мл молока и капните одну, две капли уксуса. Что наблюдаете?
  • 2. Налейте в пробирку белок куриного яйца (альбумин) и добавьте к нему несколько капель щёлочи и ацетата свинца. Что наблюдаете?
1- Г 2- В 3- Б 4- А 5- Б
  • 1- Г
  • 2- В
  • 3- Б
  • 4- А
  • 5- Б
Что показыывают эти цифры.

Что показыывают эти цифры.

  • 90%
  • 300г
  • 60- 80 раз в мин.
  • 120 дней
  • 0,8 с
  • 5 млн.
  • 120/80
Составить кроссворд по теме кровь, кровеносная и лимфатическая системы.
  • Составить кроссворд по теме кровь, кровеносная и лимфатическая системы.