Государственное учреждение образования
«Средняя школа №3 г.Микашевичи»
Историческое прошлое нашего края
(интегрированный учебное занятие истории Беларуси и русского языка в 6 классе в рамках декады педмастерства «Развитие проектно-исследовательской компетенции учащихся средствами предмета»)
Подготовили
Л.Д.Вивденко
учитель
русского языка и литературы,
Л.И.Мойсеюк
учитель истории и обществоведения
2015 г.
Цели:
Обобщить полученные знания о жизни древних людей на территории Беларуси и Лунинетчины.
Продолжить работу над орфографической зоркостью.
Вспомнить верования и мифы и их значение для людей.
Развивать умения определять разряды прилагательных.
Отрабатывать навык работы с картой.
Развивать устную и письменную речь.
Воспитывать культуру общения и умение работать в группах
Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Эпиграф: «История — наставница жизни» (Цицерон)
Ход учебного занятия
I.Оргмомент (слайд 1)
Определение групп, выбор капитана.
Учитель русского языка.
-Сегодня вам предстоит работать в группах. Давайте вспомним, какие правила нам в этом помогут.
Правила работы в группе:
1.Выслушивать друг друга не перебивая.
2.Говорить по очереди.
3.Мысли каждого являются важными.
4.Избегать указаний, давления.
5.Правила оценивания работы в группе.
II. Работа по теме урока
Учитель истории. -Перед вами на доске записаны 2 высказывания. Ответьте на вопрос: согласны ли вы с ними?
«История — наставница жизни» (Цицерон), «В истории черпаем мы мудрость» (Ф. Бэкон). (Ответы учащихся.) То есть вы считаете, что, не зная истории, трудно понимать современность? Сегодня мы мысленно перенесёмся в те далёкие времена, когда люди не знали машин и компьютеров, холодильников и самолётов и многого другого, но они радовались и огорчались жизни, гордились своими достижениями и открытиями.
Учитель русского языка
Страниц... из истории народа,
Вас выч...ркнуть и позабыть (не)льзя,
Вы, как с...дые старцы, глядя в оба,
Через в...ка пр...ходите сюда!
— Прочитав и услышав эти слова, вы поймёте, что мы будем говорить не только об истории вообще, а об истории родного края. Обратите внимание на пропущенные буквы, но самое интересное в этой строфе одно слово, оно представляет часть речи, над которой мы сегодня будем работать по русскому языку. Найдите это слово.
Ответы учащихся: седой — качественное прилагательное.
Из всего сказанного можно сформулировать и проговорить цели урока.
Слайд 2
На слайде проецируются цели:
1. Обобщить полученные знания о жизни древних людей на территории Беларуси и Лунинетчины.
2. Продолжить работу над орфографической зоркостью.
3. Вспомнить верования и мифы и их значение для людей.
4. Развивать умения определять разряды прилагательных.
5. Отрабатывать навык работы с картой.
6. Развивать устную и письменную речь.
7. Воспитывать чувство патриотизма.
-Что такое патриотизм?
Учитель истории зачитывает понятие.
Учитель русского языка. -Возвратимся к стихотворению. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните их правописание.
Ученики объясняют, почему они вставили те или иные буквы, исправляют ошибки.
— Назовите разряд прилагательного. Какие разряды вы ещё знаете? Дайте им определение. (Ответы учащихся.) Мы завершили орфографическую разминку и теоретический опрос, надеюсь, что ошибок в течение урока вы не допустите. А если они и будут у вас, то не страшно, ведь на ошибках учатся. Орфографическая разминка завершена.
Учитель истории. -Начинаем историческую разминку. Вспомните, когда на территории Беларуси появились первые люди. Когда началось её заселение? Откуда пришли люди на территорию Лунинетчины, Полесья? Назовите первые стоянки древних людей на нашей земле. (Ответы учащихся.)
— Правильно. Мы находим многочисленные следы пребывания древних людей на территории Лунинетчины, Полесья. Это стоянки, селища и городища. Вспомним, что это за археологические памятники и чем они отличаются друг от друга.
Слайд 3, слайд 4
На слайдах изображены стоянки, селища, городища, шахты. Школьники должны определить археологические памятники и объяснить, чем они отличаются друг от друга.
— Три типа памятников из рассмотренных вами есть и на территории Лунинетчины. Назовите их. (Ответы учащихся.)
— А теперь выполните небольшое практическое задание. В вашей рабочей тетради есть контурная карта и карта атласа. Нанесите на контурную карту древнюю стоянку, селище и городище, найденные археологами на территории Полесья.
Учитель спрашивает у школьников, какие археологические памятники они выбрали, чтобы нанести на карту. (Ответы.)
III.Физкульминутка
Учитель русского языка. -Вы вспомнили жилища древних людей, показали на карте, где они расселялись. А сейчас мы предлагаем вам задание на эрудицию. На карточка записаны словосочетания. Подчеркните те из них, которые вы могли бы использовать, описывая жизнь древнего человека. Обозначьте разряды прилагательных. (Ответы учащихся)
Слайд 5
Древняя стоянка, родовая община, новый компьютер, звериная шкура, рыцарские доспехи, уважение к предкам, деревянный чёлн, современный автомобиль, любовь к Родине, Лунинецкая земля, мобильный телефон, археологические раскопки, языческие мифы.
Учитель истории. -Что такое мифы? (Ответы учащихся.) Мы с вами говорили, что первобытные люди были язычниками, то есть верили во множество богов, духов, обожествляли силы природы. Давайте вспомним, в кого же верили древние люди.
Слайд 6
(Слайды богов и духов.) Сначала учащиеся должны узнать мифическое существо, затем смотрят на слайде ответ и краткое описание.
— Вы увидели, как выглядели древние боги и духи, а для того, чтобы лучше запомнить мифологию древних людей давайте прослушаем миф о Белуне в исполнении Пашечко Дениса.
Слайд 7
Чтение мифа учащимся.
Учитель русского языка .
— Смогли ли мы окунуться в историю? (Ответы учащихся.) А следующее задание позволит вам побывать на небольшой поляне среди дремучего леса. Здесь, на капищах, в окружении деревянных фигур, древние люди обращались к богам и духам с просьбами об удачной охоте или хорошем урожае, о дожде в засуху, о прекращении мора, о добре и счастье.
Слайд 8
-Часто такие просьбы произносились в виде закличек. Запишите слово «закличка» в тетрадь и разберите его по составу, подберите к нему как можно больше однокоренных слов. Как вы понимаете это слово? Как оно появилось в русском языке?
Работа с этимологическим словарём.
-Вы работаете в группах. А задание звучит так: сочинить закличку. Обращаться можно с любой просьбой, но помните, что в вашей закличке должно быть как можно больше прилагательных, которые вы подчеркнёте и у которых определите разряд.
Команды читают заклички.
Слайд 8
-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами пример заклички к Весне. В какой форме употреблены имена прилагательные (в полной или краткой). Вспомните, как в древнерусском языке образовалась полная форма имён прилагательных?
(Ответ: в древнерусском языке полные имена прилагательные образовались путём прибавления к краткой форме имени прилагательного особого указательного местоимения, например, в ж.р.-молода+я, в ср.р.-тёпло+е, в м.р.-богатъ+и)
Учитель истории. -Сегодня мы многое узнали и вспомнили о жизни древних людей из мифов, научились сочинять заклички, вспомнили об образовании полных имён прилагательных, проследили путь первобытного человека по карте, посмотрели на жилища древних глазами археологов. А где ещё можно узнать о прошлом наших предков?
СЛАЙД___
Экскурсия в музей, описание экспонатов, мест, где они были найдены, как их использовали первобытные люди.
— Экскурсия завершена, но некоторые вопросы остались. К какому типу исторических источников относятся находки, которые нам показали? Почему древнюю историю Беларуси, в том числе и Лунинетчины, изучают именно по вещественным источникам?
— Жизнь древних людей была сложная, с нашей точки зрения, по многим причинам. Сегодня мы услышали о том, как они жили, где расселялись, кому поклонялись, и, несмотря на любые трудности, растили детей, любили свою землю. Рассматривая иллюстрации, мы вспомним, чем занимались древние люди.
Слад
Учитель русского языка. -Вы работаете в группах. Ваша задача: Озаглавить каринку.составить небольшой текст из 4—5 предложений с использованием прилагательных, обозначить их разряд..
Учащиеся зачитывают получившиеся тексты, называют разряды прилагательных.
IV. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Учитель истории. -Говорят, чтобы понимать настоящее, нужно хорошо знать прошлое. Так ли это? Удалось ли нам сегодня на уроке приоткрыть тайну жизни древних людей?
Учитель русского языка. -Смогли ли мы отработать материал по русскому языку?
Какими чувствами вы прониклись к своему краю, узнав о его прошлом? Достигнуты ли цели, которые вы ставили перед собой?
VI .Рефлексия
-Вы работали в командах. Что вы можете сказать о работе своей команды? Какие пожелания можете высказать всем или отдельным членам команды?
Ответы учащихся
— Вы знаете, что письменности ещё не было, но древние люди тем не менее как- то общались между собой. Предлагаем на импровизированном кусочке камня нарисовать рисунок, который бы отражал ваше отношение к уроку.

— если урок понравился;
— если не понравился;

— если остались вопросы.
Ученики выполняют задание и комментируют свои действия.
V.Домашнее задание
по истории :
по русскому языку : Повторить параграф 42-45
_________________