Республика Узбекистан Ташкентская область город Ангрен





Подготовила:
Учитель Русского языка и литературы
Сарибаева М.Ф.
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 9 классе на тему :
« Закрепление пройденного материала по творчеству и биографии Ф. Достоевского и бессоюзного сложного предложения»
цель:
образовательная:
Русский язык: бессоюзное сложное предложение и его знаки препинания
Литература: продолжить знакомство с основными вехами в биографии писателя а также с его романом «Бедные люди»
Развивающая:
Русский : развить навыки и умения работы со знаками препинания в БСП
Литература: развить у учащихся навыки самостоятельного анализа теста а также самостоятельной работы с различными источниками по заданной теме.
Воспитательная:
Чувство ответственности за свои дела и поступки, умение сопереживать.
Тип: урок- творческая мастерская интегрированный
Метод: метод « Шесть шляп» , правда или истина, тестирование. дерево настроения
Наглядность: презентация о биографии писателя, памятки о БСП, творческие шляпы, тесты, дерево настроения
орг. момент
Приветствие.
Постановка целей урока
- Уважаемые 9-классники, сегодня ВЫ будете выступать не в роли слушателя а в роли учителя.
Как это сделать я Вам сейчас подскажу! на прошлом уроке. Вам было задано распределиться по мини- группам для того, чтобы описать ту или иную шляпу.
- кстати, кто мне напомнить о значениях данных шляп? ( ответы учащихся)

Так, вот сегодня я Вам предлагаю, поработать в роли учителей, прокуроров и адвокатов
если вы согласны , давайте приступим! Да, совсем забыла сказать самое главное, сегодня на уроке мы не только будем работать с литературой но и закрепим пройденный материал по русскому языку по теме Бессоюзное сложное предложение .
для начала нашего урока, я предлагаю Вам посмотреть Календарь знаменательных событий.
Сегодня в этот день родился замечательный поэт Борис Пастернак.
проверка домашнего задания
перед Вами несколько правил, но они не все являются правильными предлагаю вам поиграть в игру « Правда или ложь»
Вы выходите к доске и зачитываете то или иное правило и отвечаете правда или не правда . Если Вы говорите, что это ложь то с Вашей стороны потребуется рассказать и доказать правильное утверждение. ( раздаточный материал)
Между частями бессоюзного сложного предложения может ставиться запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, восклицательный знак.
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).
Условные или временные
Первая часть указывает на условие или время совершения действия (можно вставить когда, если) Тире Кукушка закуковала — пора сеять лён.
Противительные Во второй части выражается резкое противопоставление (можно вставить а, но) точку с запятой
-Хорошо ребята молодцы! Вы прошли, проверку на домашнее задание теперь я Вам предлагаю прослушать выступление Ваших коллег.
При прослушивании я попрошу Вас делать для себя заметки о новых сведеньях, которые вы получили.
Давайте, просмотрим Ваши выступления.
Заготовка:
Белая шляпа- основные даты в биографии писателя
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве[10] на улице Новая Божедомка (ныне: ул. Достоевского, д. 2)[8] в казенной квартире лекаря Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома[11] и был вторым сыном из восьми детей семейства
Отец, Михаил Андреевич (1787—1839), учился в Московском отделенииИмператорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем вМариинской больнице Московского воспитательного дома (в больнице для неимущих, известной под названием Божедомки)[13].
Мать писателя, Мария Фёдоровна Нечаева (1800—1837)[14], выросла в среде московского купечества[10]. Её отец (дед писателя), Фёдор Тимофеевич Нечаев (1769—1832), был купцом III гильдии и происходил из города Боровска Калужской губернии[15]. Михаил Андреевич женился на Марии Фёдоровне 14 января 1820 года[13].
В 1831 году Михаил Андреевич приобрёл небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии[19], а в 1833 году и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню)[20], где в 1839 году, согласно официальным документам, умер от апоплексического удара[13]; а «по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами; достоверность этой версии дискутируется в научной литературе»[8]. С 1831 года семейство начало выезжать из Москвы на лето в своё скромное имение. Фёдор Достоевский впервые приехал в Даровое в апреле 1832 года[21], где познакомился с русской крестьянской жизнью. По словам писателя, детство было самой лучшей порой в его жизни. Отец обучал старших братьев Михаила и Фёдора латыни, затем их домашнее обучение было продолжено учителемЕкатерининского и Александровского училищ Н. И. Драшусовым[22][23], который преподавал Достоевским французский язык[24], его сын А. Н. Драшусов давал братьям уроки математики, а другой сын В. Н. Драшусов обучал их словесности[22]. С 1834 по 1837 год, Михаил и Фёдор Достоевские учились в престижном московском пансионе Л. И. Чермака[22][25].
Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла[26] от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Михаила и Фёдора, в пансион К. Ф. Костомарова[27] в Петербурге для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище[28].
Учёба в училище тяготила юношу, который не испытывал никакого призвания к будущей службе. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера, Корнеля, Расина, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира,Байрона, а из русских авторов Державина, Лермонтова, Гоголя, и знал наизусть почти все произведения Пушкина. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского[30], Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова, Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя»[16].
Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году[22]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель»[34]. Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда», и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом «Бедные люди»[35]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака[36], опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон» в 1844 году без указания имени переводчика[37]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди»[8]. При посредничестве Д. В. Григоровича[38] с рукописью ознакомились Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский[22]. «Неистовый Виссарион» поначалу высоко оценил это произведение[39]. Достоевский был радушно принят в кружок Белинского[40] и стал знаменитым до публикации романа Н. А. Некрасовым в январе1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»:
13 ноября 1849 года Военно-судная комиссия приговорила Ф. М. Достоевского к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием»[73]. 19 ноября смертный приговор Достоевскому был отменён по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного» с осуждением к восьмилетнему сроку каторги[74]. В конце ноября императорНиколай I при утверждении подготовленного генерал-аудиториатом приговора петрашевцам заменил восьмилетний срок каторги Достоевскому четырёхлетним с последующей военной службой рядовым[75].
22 декабря 1849 (3 января 1850 год)а на Семёновском плацу петрашевцам был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, за чем последовала приостановка казни и помилование[76]. Приинсценировке казни о помиловании и назначении наказания в виде каторжных работ было объявлено в последний момент. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот»[76]. Вероятнее всего, политические взгляды писателя стали меняться ещё в Петропавловской крепости, в то время как его религиозные взгляды основывались на мировоззрении православия[
6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке[103].[104] Спустя неделю после венчания молодожёны отправились в Семипалатинск и на четыре дня остановились в Барнауле у П. П. Семёнова, где у Достоевского произошёл эпилептический припадок[105]. Вопреки ожиданиям Достоевского этот брак не был счастливым.
В 1864 году ушли из жизни жена и старший брат писателя.
наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие»[148], в которое входят последние романы:
В начале января 1881 года, при встрече с Д. В. Григоровичем, Достоевский поделился предчувствием, что не переживёт нынешней зимы[233]. 26 января (7 февраля) 1881 года сестра писателя Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться в пользу сестёр от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной[234]. Л. Ф. Достоевская вспоминала о бурной сцене с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом[235]. Возможно, что этот неприятный разговор стал толчком к обострению его болезни (эмфиземы).
Через 2 дня, 28 января 1881 года, на 60-м году жизни, Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Диагноз — туберкулёз лёгких, хронический бронхит, в небольших размерах эмфизема лёгких[236].
Красная шляпа- эмоции в произведениях писателя
В статье рассматриваются имена эмоций, которые встречаются в произведениях Ф. М. Достоевского раннего периода его творчества. Имена эмоций понимаются как наименования для единиц концептуального плана – эмоциональных концептов, составляющих фрагмент концептуальной картины мира, отраженной в языке. Основными теоретическими понятиями данного исследования являются понятия языковой картины мира, концепта и эмоционального концепта. Материалом исследования послужили наиболее известные тексты раннего периода творчества Ф. М. Достоевского «Бедные люди», «Белые ночи», «Неточка Не званова». В данных текстах были выделены имена эмоций: как негативных, так и положительных. Наиболее частотными именами эмоций являются: негативные – тоска, страх, положительные – радость, любовь, счастье. В данной статье не рассматриваются все частотные имена эмоций. Основное внимание уделяется эмоциональному концепту тоска, как наиболее частотному, и его словарному синониму грусть. Сопоставительный анализ с переводами данных слов на литовский язык показывает, что, будучи ключевым русским концептом и культурно-специфичным русским словом, тоска дает сильный разброс вариантов перевода (16 вариантов). Концептуальный анализ тоски позволяет установить, что данная эмоция осмысляется как некая враждебная сила, которая покоряет человека, перед которой человек бессилен. Отсутствие в текстах Ф. М. Достоевского слова печаль интерпретируется авторами данной работы как особенность, которая тесно связана с индивидуальным осмыслением данного концепта и близкого ему концепта грусть.
Черная шляпа – негативные качества в биографии писателя
Федор Михайлович Достоевский (ЗО. Х.1821—28.1.1881) с начала и до конца жизни проявлял во всем своем поведении и характере чрезвычайное, иногда прямо?таки адское самолюбие,: самостоятельность убеждений и поступков, — упорство в отстаивании своих убеждений, свободолюбие и чуткость ко всякому притеснению.
В детстве маленький Федя во всех своих проявлениях был, по словам родителей, «огонь»; он любил показывать ловкость и силу, устраивая игры в «диких», в Робинзона, он всегда предводительствовал. Однажды, когда он, не любя подчиняться чужому авторитету, резко отстаивал свои убеждения, отец пророчески сказал ему: «Эй, Федя, уймись; несдобровать тебе… быть тебе под красною шапкой» '.
Наклонность жить в мире фантазии обнаруживается у Достоевского очень рано. Совсем ребенком он с увлечением слушает, как отец читает матери романы Редклиф. Он любит читать путешествия, романы Вальтера Скотта, мечтает о путешествиях по Востоку и в шестнадцатилетнем возрасте пытается написать роман из венецианской жизни.
Выйдя из родительской семьи, в Инженерном училище, на службе, потом на каторге, самолюбивый Достоевский обособляется от толпы товарищей, навязанных ему обстановкою. Он ведет преимущественно уединенную жизнь и уходит в мир своей фантазии. Герой повести «Хозяйка», оторвавшийся от действительности и одиноко живущий своими фантастическими грезами, похож на Достоевского в эту пору его жизни. Он пишет в это время «Хозяйку» и, по–видимому, имея в виду себя, а также главное лицо своей повести, говорит в письме к брату Михаилу: «Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе, с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх. Нервы и фантазия займут очень много места в существе. Всякое внешнее явление с непривычки кажется колоссальным и пугает как?то. Начинаешь бояться жизни»
Женившись на Анне Григорьевне Сниткиной, Достоевский в начале брачной жизни часто проявлял в отношении к молодой жене отрицательные черты своего характера, нередко ссорился с нею, кричал на нее и даже заявлял ей в одной из ссор, что жена — «естественный враг своего мужа»
закрепление.
Предлагаю Вам проверить свои знания при помощи тестирования
Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского
Тест
1. В каком городе родился Достоевский?
А. В Москве
Б. В Петербурге
В. В Орле
Г. В Туле
2. В какой семье родился Достоевский
А. Священника
Б. Отставного офицера
В. Врача
Г. Юриста
3. Где Достоевский получил высшее образование?
А. В московском университете
Б. В петербургском университете
В. В инженерном училище Петербурга
Г. В медицинском институте
4. В какой политической организации состоял Достоевский?
А. Кружке Петрашевского
Б. «Народной воле»
В. Обществе декабристов
Г. Ни в какой
5. По своим политическим взглядам Достоевский был:
А. Революционером-демократом
Б. Почвенником
В. Либералом
Г. Славянофилом
6. Какое произведение НЕ принадлежит перу Достоевского?
А. «Бедные люди»
Б. «Братья Карамазовы»
В. «Братья-разбойники»
Г. «Бесы»
7. К какому событию приурочена знаменитая «Пушкинская речь»?
А. Открытие дома-музея Пушкина
Б. Годовщина смерти Пушкина
В. Открытие памятника Пушкину
Г. Издание полного собрания сочинений Пушкина
8. Какова сквозная тема в творчестве Достоевского?
А. Тема маленького человека
Б. Сатирическое изображение «сильных мира сего»
В. Прославление русского народа
Г. Тема революционного преобразования России
Ключ к тесту по жизни и творчеству Достоевского
1. А 2. В 3. В 4. А 5. Б 6. В 7. В 8. А
5. подведение итогов урока. прошу Вас подойти к «дереву настроения» и высказать при помощи смайлика показать Ваше настроение к уроку
6. домашнее задание.
подготовить сочинение на тему: « Герои в «Бедных людях»
Спасибо всем за урок. До свидания.