Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Дружба
городской округ город Выкса



Интегрированный урок
по химии и географии
Металлургический комплекс.
Черная металлургия.
9 класс
Учитель химии Л.Н. Мордовина
Учитель географии О.М. Корокозова
февраль 2015г.
Тип урока: интегрированный урок
Формы организации учебной деятельности: работа в опорных листах, индивидуальные задания
Оборудование: компьютер, документ-камера, коллекция «Горные породы и минералы», компасы, презентация «Металлургический комплекс. Черная металлургия», учебник по географии, карточки – инструкции для выполнения лабораторной работы, опорный лист – конспект, атласы по географии
Образовательные цели:
изучить химико-технологические и экономические особенности производства чугуна и стали;
обобщить и систематизировать знания о металлургическом комплексе РФ, его составе и факторах размещения
Задачи урока:
Познакомить с металлургией как отраслью промышленности, её видами.
Познакомить с производством металлов на примере получения чугуна и стали.
Выявить особенности размещения отраслей чёрной металлургии.
Раскрыть влияние загрязняющих факторов металлургического производства на окружающую среду.
Определить роль металлургического комплекса в хозяйстве страны на примере
ОАО ВМЗ.
Формирование УУД:
Личностные:
развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать химические реакции, протекающие при получении чугуна и стали;
называть виды сырья для получения чугуна и стали, основные аппараты для получения чугуна и стали;
знать факторы размещения предприятий чёрной металлургии;
определять роль чёрной металлургии в хозяйстве страны;
выявлять экологические проблемы металлургической промышленности;
определять по картам атласа базы и центры металлургии.
Личностные:
Метапредметные:
развивать умение работать с различными источниками информации.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ
«Металлургический комплекс. Черная металлургия».


Учитель химии:
Мы сегодня проводим интегрированный урок по химии и географии. Слово «интеграция» обозначает объединение. На этом уроке мы попытаемся объединить знания по географии и химии по вопросу «металлургия». За урок вы получите 2-е оценки по химии и географии.
Цели и задачи урока:
изучить химико-технологические и экономические особенности производства чугуна и стали;
обобщить и систематизировать знания о металлургическом комплексе РФ, его составе и факторах размещения
Познакомить с металлургией как отраслью промышленности, её видами.
Познакомить с производством металлов на примере получения чугуна и стали.
Выявить особенности размещения отраслей чёрной металлургии.
Раскрыть влияние загрязняющих факторов металлургического производства на окружающую среду.
Для достижения целей урока у вас на столах имеется: лист-опорный конспект, атласы и учебники по географии, коллекция «Железные руды», компас, инструкции по проведению лабораторных работ по химии и географии, тесты.
Мы будем пользоваться документ-камерой, мультимедийной системой, компьютером, выслушаем сообщения учащихся с использованием презентаций.
Запишем тему урока в опорный конспект.
Учитель географии:
Вся история человечества неразрывно связана с использованием металла и не случайно важнейшие этапы в развитии человеческого общества получили на звание: медный, бронзовый, железный век.
Среди металлов самый главный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент,
Родится в огненной стихии,
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии-
Он нужен всей стране родной.
О каком металле идет речь? (железо)
Учитель химии: (читает стихотворение)
Железо - не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно - основа культуры
и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда.
И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым,
настоящим и будущими судьбами человечества».
А.Е. Ферсман

Учитель географии:
Откройте стр. 97 учебника, вспомните состав металлургического комплекса и запишите в опорный лист.
Земная кора на 5 % состоит и из железа. Его используют для производства машин, промышленных корпусов и зданий, плотин, мостов, электродвигателей, труб для газо-нефтепроводов (слайд с изделиями).

Ученик делает сообщение о железе.
Учитель географии:
Давайте вспомним что необходимо для производства стали (железная руда, каменный уголь, кокс). По картам атласа назовите районы где добывают ж/руду и каменный уголь: 1вариант – стр. 10-11; 2 вариант стр. 13 (слайд 4).

Учитель химии:
Для производства стали и чугуна используют разные железные руды. Давайте вспомним в какой руде железа больше? Выполняем лабораторную работу №1(см. приложение). Проверку осуществляем через документ-камеру.
Учитель географии:
Найдите на карте крупнейшие металлургические базы России.

Объясните, почему здесь размещены предприятия металлургии? Назовите крупнейшие промышленные центры. Работа с таблицей (проверка через документ –камеру, см. приложение).
Учитель химии:
Процесс производства черных металлов включает в себя: добычу и подготовку руд, плавку металла, производство вспомогательных материалов (огнеупоров, сплавов). Какие есть виды металлургических производств? В чем их особенности? Об этом нам расскажут ребята, которые готовили опережающие задания:
Ребята, вы обратили внимание, что производство стали и чугуна связанно с образованием соединений (сернистых газов),которые загрязняют окружающую среду. Металлургия - крупнейший загрязнитель окружающей среды. На ее долю приходится больше всего промышленных выбросов в атмосферу и сточные воды. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу 10 млн. тонн вредных веществ. Поэтому одним из важнейших факторов размещения металлургических предприятий является экологический. Как в нашем районе решается эта проблема?
Учитель географии:
Демонстрируется слайд о необходимости производства труб, роль ВМЗ. 
В качестве закрепления изученного материала учащимся предлагается я выполнить тестовые задания по вариантам.
Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание (кроссворд в опорном листе).