Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»
Интегрированный урок: русский язык - окружающий мир
(2 класс)
Подготовила учитель начальных классов
Долгих Елена Анатольевна
г. Старый Оскол
2013 г.
Тема урока: В гости к зиме. Обобщение знаний о мягком знаке.
Цели урока: способствовать систематизации и обогащению знаниями обучающихся о зимних изменениях в природе, раскрытию связи между живой и неживой природой, о правописании мягкого знака на конце и в середине слова
перед другими согласными, создать условия для развития умения осуществлять перенос слов с мягким знаком в середине.
Планируемые результаты (предметные): обучающиеся осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; овладевают умением проверять написанное; осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой.
Личностные результаты: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – умеют строить рассуждения.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: карта «Зимней страны»; репродукции картин русских художников;
изображения силуэтов деревьев зимой; кроссворд «Кормушка»; серия картинок
«Зимующие птицы»; оборудование для игры «Чьи следы?»; схема «Кто как зимует»; раздаточный материал «Снежинки-загадки»; аудиозапись музыки П.И.Чайковского
« Времена года»; выставка книг « Поэты и писатели о зиме».
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Эмоциональный настрой)
За окном снежинки кружатся, летят…
Может быть, снежинки в гости к нам хотят?
Что же за сюрпризы нас сегодня ждут?
Тайны и загадки нас к себе влекут.
Полон мир открытий, приглядись слегка…
Кружатся снежинки, за окном – зима.
II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи
- Ребята, сегодня к нам в класс было доставлено письмо (зачитывается письмо):
« Дорогие второклассники! Я, повелительница вьюг и метелей, приглашаю вас в гости!
Зимушка-зима»
- Что вы ответите на приглашение?
- Но чтобы попасть в ледяной терем Зимушки-зимы, нам придётся пройти длинный путь по Зимней стране. Согласны вы совершить такое путешествие?
- Тогда нам потребуется карта Зимней страны. Вот она. ( На доске появляется карта, на которой изображены пункты остановок с интересными названиями и конвертами с заданиями).
- Сформулируйте учебную задачу урока
III. Чистописание
- А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной.
( Лыжи.)
- Произнесите отгадку хором. Какой звук вы слышите в начале слова?
- Что вы можете сказать об этом звуке?
- Какой буквой он обозначается на письме?
- Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Л л.
( Анализ и показ образца написания.)
- Напишите эти буквы по образцу в тетрадях.
- На следующей строке напишите отгадку. Какое правило русского языка встретилось в этом слове?
- Подберите ещё несколько слов на это правило и запишите их в тетрадях.
- Итак, становитесь, дети на лыжи и отправимся в путь.
Там, где лес из сосен рыжих,
Там, где снега кутерьма,
Побежим на быстрых лыжах.
Здравствуй, зимняя страна!
IV. Работа по теме урока. Воображаемое путешествие по «Зимней стране».
1. Первая остановка « В гостях у Непогодушки».
- Первая наша остановка – «В гостях у Непогодушки».
Чтобы Непогодушка указала нам дорогу, необходимо выполнить её задания:
… год завершает, зиму начинает.
…году начало, зиме середина.
…к весне поворот.
- Подумайте, о каких зимних месяцах идёт речь?
- Какой звук слышится в конце названий зимних месяцев?
- Какую напишем букву в конце этих слов?
- Напишите названия зимних месяцев, подчеркните мягкий знак.
- А какие явления неживой природы мы можем наблюдать зимой?
( После ответов детей на доске появляются слова: сильный мороз; снегопад; метель; гололедица; иней; оттепель; изморозь;
- Выпишите слова с мягким знаком на конце, запомните, как они пишутся. Составьте с любым из этих слов предложение, запишите его.
- Дым столбом… ( к морозу).
Воробьи расчирикались… (к оттепели).
Воробьи и галки садятся на вершины деревьев… (к морозу).
На ветках изморозь… (к хорошей ясной погоде).
Круги вокруг солнца…(к морозу).
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо выполнили все задания Непогодушки, и за это она указывает вам следующую остановку в Зимней стране. Прочитайте её название.
2. Вторая остановка « Зимний лес».
- Да, мы с вами очутились в зимнем лесу.
В спящем зимнем лесу на первый взгляд деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек.
( Демонстрируются картинки берёзы, осины, сосны, ели, лиственницы, яблони, ивы, дуба).
Как вы думаете, какие деревья здесь изображены?
- В названии какого дерева вы напишите мягкий знак? ( Ель).
Напишите его в тетрадях.
Работа по учебнику А.А.Плешакова « Мир вокруг нас».
- Перед новогодними праздниками люди приносят в дом ёлочку. Спору нет, украшенная ёлка в доме – радость. Но всё-таки подумайте, пройдёт немного времени, и она станет ненужной. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может прожить несколько сотен лет?
Какой же выход может найти человек?
( Ставить в домах искусственные ёлки).
( Обучающийся читает стихотворение И.Токмаковой « Живи, ёлочка».)
Мне ёлку купили!
Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, весёлые тёти.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели.
V. Физкультминутка.
Мы много ходили,
Немного устали.
Быстро все сразу
У тропки встали.
Руки поднимем,
Потом разведём
И глубоко
Всей грудью вздохнём.
- А теперь продолжим наш путь. Прочитайте название нашей третьей остановки.
VI. Продолжение воображаемого путешествия.
Третья остановка « Птичья столовая».
В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
( Кормушка.)
- Правильно, это кормушка. Сегодня здесь собралось много птиц. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки и заполните кроссворд
с | и | н | и | ц | а | |
.в | о | р | о | н | а |
| с | о | р | о | к | а | |
в | о | р | о | б | е | й |
с | н | е | г | и | р | ь | |
1.Спинкою зеленовата.
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
( Синица.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?
( Ворона.)
Непоседа пёстрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая.
Самая болтливая.
( Сорока.)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает.
( Воробей.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. ( Снегирь.)
- Вот сколько птиц собралось у кормушки. Пока они лакомятся в своей птичьей столовой, повторим с вами
Правила подкормки птиц:
Во время подкормки птиц не сорить в лесу, парке, саду; не оставляйте там газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробки.
Кормушки для птиц надо вывешивать в одном и том же месте.
Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными.
Корма в кормушке должно быть немного и только нужного птицам: семена подсолнечника, крошки хлеба и кусочки несолёного сала.
Кормите птиц регулярно. В морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
( Учащиеся читают стихотворения о птицах).
Воробей.
Чуть живой: не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зёрнышком, бедный.
И летит к чердаку своему,
А гляди, не становится вредный
Оттого, что так трудно ему.
Снегирёк.
На лапке у ели сидит снегирёк.
Чудесный, весёлый лесной огонёк.
Да он не один, ты поверх гляди!
Второй вон и третий на ёлке сидит.
Порхает на ветках их целая стая,
И вот загорелась гирлянда живая!
Снегири и воробей.
В стайку алых снегирей
Сел озябший воробей.
Сел не просто посидеть,
А бочок об них погреть.
Синичка.
Зимою синичка
Совсем загрустила:
Прижалась к окошку,
Притихла, застыла.
А Саша насыпал
В кормушку зерна
И песенка вновь
Полилась у окна.
- Но не всех птиц мы можем встретить зимой. Почему?
- Назовите птиц, которых мы не увидим зимой у кормушки.
- А теперь, снова продолжим наш путь.
2. Четвёртая остановка « Снежная избушка».
-Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто не пройдёт по ним всяк распишется : « Был здесь такой». Звери всё больше лапами пишут: кто всей пятернёй, кто четырьмя пальцами. А кто копытом. Случается и хвостом расписаться, и носом, и брюхом.
Днём идёт снег. Кончится – страницы снежной азбуки чистые.
Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы…
( Демонстрируются изображения следов животных, обучающиеся отгадывают кому они принадлежат).
- Расскажите как приготовились к зиме эти животные.
- В каких словах пишется мягкий знак? Выпишите эти слова. Мягкий знак подчеркните.
Медвед(?), заяц(?), лос(?), волк(?), кабан(?), олен(?), ёжик(?).
3. « В тереме Зимы».
- Вот мы и добрались до ледяного терема Зимушки-зимы. Нас встречает хозяйка.
( Ученица в костюме Зимы).
Снежной я страны царица
Белокоса, белолица.
Как махну я рукавом,
Всё покрою серебром.
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю.
Белю поля, дома,
Зовут меня…
( Зима).
- Ребята, давайте поприветствуем королеву Зимней страны.
( Ученик читает стихотворение)
Величава зима –
Называть её хочется
Не по имени просто,
А по отчеству.
Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер с веток берёзовых
Сыплет хлопья на головы…
Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!
VII. Работа с выставкой книг «Поэты и писатели о зиме».
VIII. Работа в парах «Подарки Зимушки-Зимы».
( Зима под музыку раздаёт из «Волшебной шкатулки» призы-снежинки, на которых записаны загадки. Дети отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадях, разделяя слова черточкой для переноса).
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
За белой дверцей стужа, лёд.
Там Дед Мороз, друзья живёт.
Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня?
Пять братьев вместе родятся,
А росту разного.
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
На дворе – в снежки игра.
И меня зовут друзья.
Ждут меня уже давно.
Я бегу, надев…
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Поделитесь своими впечатлениями.
- Что понравилось? Что запомнилось? Что вам хотелось бы повторить, а что сделать по-другому? Чему вы смогли научиться во время этого путешествия?
– Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
• Я рад…
- Какое у вас настроение, поднимите и покажите «Смайлики». Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
