СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок: русский язык - окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: В гости к зиме. Обобщение знаний о мягком знаке.

Цели урока:   способствовать систематизации и обогащению знаниями обучающихся о зимних изменениях   в природе, раскрытию связи между живой и неживой природой, о  правописании мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными, создать условия для развития умения осуществлять перенос слов с мягким знаком в середине.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок: русский язык - окружающий мир»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 6»

















Интегрированный урок: русский язык - окружающий мир

(2 класс)













Подготовила учитель начальных классов

Долгих Елена Анатольевна











г. Старый Оскол

2013 г.

Тема урока: В гости к зиме. Обобщение знаний о мягком знаке.

Цели урока: способствовать систематизации и обогащению знаниями обучающихся о зимних изменениях в природе, раскрытию связи между живой и неживой природой, о правописании мягкого знака на конце и в середине слова
перед другими согласными, создать условия для развития умения осуществлять перенос слов с мягким знаком в середине.

Планируемые результаты (предметные): обучающиеся осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; овладевают умением проверять написанное; осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой.


Личностные результаты: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умениями избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – умеют строить рассуждения.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: карта «Зимней страны»; репродукции картин русских художников;

изображения силуэтов деревьев зимой; кроссворд «Кормушка»; серия картинок

«Зимующие птицы»; оборудование для игры «Чьи следы?»; схема «Кто как зимует»; раздаточный материал «Снежинки-загадки»; аудиозапись музыки П.И.Чайковского

« Времена года»; выставка книг « Поэты и писатели о зиме».

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Эмоциональный настрой)

За окном снежинки кружатся, летят…

Может быть, снежинки в гости к нам хотят?

Что же за сюрпризы нас сегодня ждут?

Тайны и загадки нас к себе влекут.

Полон мир открытий, приглядись слегка…

Кружатся снежинки, за окном – зима.

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи

- Ребята, сегодня к нам в класс было доставлено письмо (зачитывается письмо):

« Дорогие второклассники! Я, повелительница вьюг и метелей, приглашаю вас в гости!

Зимушка-зима»

- Что вы ответите на приглашение?

- Но чтобы попасть в ледяной терем Зимушки-зимы, нам придётся пройти длинный путь по Зимней стране. Согласны вы совершить такое путешествие?

- Тогда нам потребуется карта Зимней страны. Вот она. ( На доске появляется карта, на которой изображены пункты остановок с интересными названиями и конвертами с заданиями).

- Сформулируйте учебную задачу урока

III. Чистописание

- А на чём мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной.

( Лыжи.)

- Произнесите отгадку хором. Какой звук вы слышите в начале слова?

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Какой буквой он обозначается на письме?

- Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Л л.

( Анализ и показ образца написания.)

- Напишите эти буквы по образцу в тетрадях.

- На следующей строке напишите отгадку. Какое правило русского языка встретилось в этом слове?

- Подберите ещё несколько слов на это правило и запишите их в тетрадях.

- Итак, становитесь, дети на лыжи и отправимся в путь.

Там, где лес из сосен рыжих,

Там, где снега кутерьма,

Побежим на быстрых лыжах.

Здравствуй, зимняя страна!

IV. Работа по теме урока. Воображаемое путешествие по «Зимней стране».

1. Первая остановка « В гостях у Непогодушки».

- Первая наша остановка – «В гостях у Непогодушки».

Чтобы Непогодушка указала нам дорогу, необходимо выполнить её задания:

  • «Отгадай слово.»

год завершает, зиму начинает.

году начало, зиме середина.

к весне поворот.

- Подумайте, о каких зимних месяцах идёт речь?

- Какой звук слышится в конце названий зимних месяцев?

- Какую напишем букву в конце этих слов?

- Напишите названия зимних месяцев, подчеркните мягкий знак.

  • Выборочное списывание.

- А какие явления неживой природы мы можем наблюдать зимой?

( После ответов детей на доске появляются слова: сильный мороз; снегопад; метель; гололедица; иней; оттепель; изморозь;

- Выпишите слова с мягким знаком на конце, запомните, как они пишутся. Составьте с любым из этих слов предложение, запишите его.

  • Народные приметы.

- Дым столбом… ( к морозу).

Воробьи расчирикались… (к оттепели).

Воробьи и галки садятся на вершины деревьев… (к морозу).

На ветках изморозь… (к хорошей ясной погоде).

Круги вокруг солнца…(к морозу).

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо выполнили все задания Непогодушки, и за это она указывает вам следующую остановку в Зимней стране. Прочитайте её название.

2. Вторая остановка « Зимний лес».

- Да, мы с вами очутились в зимнем лесу.

  • Зимние портреты деревьев.

В спящем зимнем лесу на первый взгляд деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек.

( Демонстрируются картинки берёзы, осины, сосны, ели, лиственницы, яблони, ивы, дуба).

Как вы думаете, какие деревья здесь изображены?

- В названии какого дерева вы напишите мягкий знак? ( Ель).

Напишите его в тетрадях.

  • « С кем дружит ель».

Работа по учебнику А.А.Плешакова « Мир вокруг нас».

  • Беседа « Пожалей ёлочку».

- Перед новогодними праздниками люди приносят в дом ёлочку. Спору нет, украшенная ёлка в доме – радость. Но всё-таки подумайте, пройдёт немного времени, и она станет ненужной. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может прожить несколько сотен лет?

Какой же выход может найти человек?

( Ставить в домах искусственные ёлки).

( Обучающийся читает стихотворение И.Токмаковой « Живи, ёлочка».)

Мне ёлку купили!

Мне ёлку купили!

В лесу на опушке её не рубили.

А сделали ёлку на добром заводе

Хорошие дяди, весёлые тёти.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На ёлку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень –

И она зазвенит еле слышно.

А ёлка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто – ветру, метели,

Такой же красивой

Неспиленной ели.

V. Физкультминутка.

Мы много ходили,

Немного устали.

Быстро все сразу

У тропки встали.

Руки поднимем,

Потом разведём

И глубоко

Всей грудью вздохнём.

- А теперь продолжим наш путь. Прочитайте название нашей третьей остановки.

VI. Продолжение воображаемого путешествия.

  1. Третья остановка « Птичья столовая».

    • Словарная работа.

В зимний день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

( Кормушка.)

- Правильно, это кормушка. Сегодня здесь собралось много птиц. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки и заполните кроссворд



с

и

н

и

ц

а


о

р

о

н

а


с

о

р

о

к

а


в

о

р

о

б

е

й

с

н

е

г

и

р

ь




1.Спинкою зеленовата.

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

( Синица.)

  1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?

( Ворона.)

  1. Непоседа пёстрая.

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая.

Самая болтливая.

( Сорока.)

  1. Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает.

( Воробей.)

  1. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут. ( Снегирь.)

- Вот сколько птиц собралось у кормушки. Пока они лакомятся в своей птичьей столовой, повторим с вами

Правила подкормки птиц:

  1. Во время подкормки птиц не сорить в лесу, парке, саду; не оставляйте там газеты, бумагу, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробки.

  2. Кормушки для птиц надо вывешивать в одном и том же месте.

  3. Кормушки должны быть скромными, лучше не раскрашенными.

  4. Корма в кормушке должно быть немного и только нужного птицам: семена подсолнечника, крошки хлеба и кусочки несолёного сала.

  5. Кормите птиц регулярно. В морозы и метели гибнет большая часть птиц.


Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

( Учащиеся читают стихотворения о птицах).

Воробей.

Чуть живой: не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней,

И дрожит он над зёрнышком, бедный.

И летит к чердаку своему,

А гляди, не становится вредный

Оттого, что так трудно ему.

Снегирёк.

На лапке у ели сидит снегирёк.

Чудесный, весёлый лесной огонёк.

Да он не один, ты поверх гляди!

Второй вон и третий на ёлке сидит.

Порхает на ветках их целая стая,

И вот загорелась гирлянда живая!

Снегири и воробей.

В стайку алых снегирей

Сел озябший воробей.

Сел не просто посидеть,

А бочок об них погреть.

Синичка.

Зимою синичка

Совсем загрустила:

Прижалась к окошку,

Притихла, застыла.

А Саша насыпал

В кормушку зерна

И песенка вновь

Полилась у окна.

- Но не всех птиц мы можем встретить зимой. Почему?

- Назовите птиц, которых мы не увидим зимой у кормушки.

- А теперь, снова продолжим наш путь.

2. Четвёртая остановка « Снежная избушка».

  • Игра « Чьи следы?»

-Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто не пройдёт по ним всяк распишется : « Был здесь такой». Звери всё больше лапами пишут: кто всей пятернёй, кто четырьмя пальцами. А кто копытом. Случается и хвостом расписаться, и носом, и брюхом.

Днём идёт снег. Кончится – страницы снежной азбуки чистые.

Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы…

( Демонстрируются изображения следов животных, обучающиеся отгадывают кому они принадлежат).

  • Беседа « Кто как зимует».

- Расскажите как приготовились к зиме эти животные.

  • Упражнение « Подумай!»

- В каких словах пишется мягкий знак? Выпишите эти слова. Мягкий знак подчеркните.

Медвед(?), заяц(?), лос(?), волк(?), кабан(?), олен(?), ёжик(?).

3. « В тереме Зимы».

- Вот мы и добрались до ледяного терема Зимушки-зимы. Нас встречает хозяйка.

( Ученица в костюме Зимы).

Снежной я страны царица

Белокоса, белолица.

Как махну я рукавом,

Всё покрою серебром.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю.

Белю поля, дома,

Зовут меня…

( Зима).

- Ребята, давайте поприветствуем королеву Зимней страны.

( Ученик читает стихотворение)

Величава зима –

Называть её хочется

Не по имени просто,

А по отчеству.

Ой, Зима, ты – Морозовна,

Ой, Зима, ты – Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер с веток берёзовых

Сыплет хлопья на головы…

Ой, Зима, ты – Морозовна,

Ой, Зима, ты – Метельевна!

VII. Работа с выставкой книг «Поэты и писатели о зиме».

VIII. Работа в парах «Подарки Зимушки-Зимы».

( Зима под музыку раздаёт из «Волшебной шкатулки» призы-снежинки, на которых записаны загадки. Дети отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадях, разделяя слова черточкой для переноса).

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

За белой дверцей стужа, лёд.

Там Дед Мороз, друзья живёт.

Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки!

Кто несёт меня?

Пять братьев вместе родятся,

А росту разного.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

На дворе – в снежки игра.

И меня зовут друзья.

Ждут меня уже давно.

Я бегу, надев…

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Поделитесь своими впечатлениями.

- Что понравилось? Что запомнилось? Что вам хотелось бы повторить, а что сделать по-другому? Чему вы смогли научиться во время этого путешествия?

– Закончите предложения:

• Я сегодня узнал…

• Я научился…

• Мне было…

• Я рад…

- Какое у вас настроение, поднимите и покажите «Смайлики». Всем спасибо за хорошую работу на уроке.