Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы
Цели: Сформировать представление об устаревших словах как еще одной группе необщеупотребительных слов; понять, по каким признакам мы можем отличить устаревшие слова: историзмы от архаизмов.
Личностные: развивать интерес к изучению языка как отражение исторического быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.
Регулятивные: в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь, участвовать в диалоге по теме урока.
Предметные: дать понятие об устаревших словах (историзмах, архаизмах), опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы.
Совершенствовать знания учащихся об образе жизни и предметах крестьянского быта середины XIX века. Автоматизировать в речи учащихся названия бытовых предметов
Место проведения: школьный этнографический музей.
Ход урока:
1. Создание проблемной ситуации.
- Сегодняшний урок начну со стихотворения нашего земляка С.Есенина «В хате»
- Я неслучайно прочитала это стихотворение, мы работали с отрывком, когда изучали диалектизмы. Но помимо диалектизмов нам встретились незнакомые слова. Назовите их.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока? (устаревшие слова)
- Вспомните определение «устаревшие слова».
- Как вы понимаете слово «устаревшее»?
- Почему слова устаревают?
- Какие устаревшие слова мы встретили с вами в стихотворении (дежка, махотка, печурка, хомут, соха, сени). Что они обозначают?
2. Объяснение нового материала.
- А кто мне покажет в этой избе печурку, заслонку, ухват.
- Скажите, а сейчас эти предметы используются в нашей повседневной жизни?
- Вот такие слова, которые называют предметы, вышедшие или уходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, называются историзмы.
- Назовите, какие историзмы вы знаете (лапти, кафтан, кушак, серп).
- Давайте еще раз повторим, что же такое историзмы?
3. Открытие новых знаний.
Интерактивная беседа (утюг, ухват, печь, веретено, рубель, ткацкий станок, самопряха)
Часть урока проводится в школьном музее (реконструкция крестьянской избы середины XIX века). В ходе беседы, учащиеся показывают, называют предметы крестьянского быта. Также вместе с учителем рассказывают об основных функциях предметов быта и проводят с ними основные действия. Например: ставят в печь чугун, используя ухват, объясняют принцип действия угольного утюга, «гладят полотенце с помощью рубеля, берут на плечо коромысло и деревянные ведра.
4. Разминка.
Встаньте прямо, вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу, а потом шуйцу, покажите мне персты, укажите ими очи, вежды, уста, чело, ланиты. Ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу. (с комментированием)
5. Новый материал.
-Ребята, какие слова вы сейчас услышали? Назовите их.
- Очи, уста, ланиты, десница, шуйца, выя, рамена. Это архаизмы.
- Скажите, эти предметы (вежды, длань, очи) сейчас существуют? А слова, их называющие? Значит, предметы есть, а слов нет, на смену им пришли новые.
- Давайте с вами сформулируем, что же такое архаизмы? (Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесненные новыми синонимами).
- Кто знает, кто такие лицедеи? (актеры), позорище (театр), виктория (победа), что значит ведать ? (знать).
- А что такое ветрило? (показать ботик Петра 1)
6. Закрепление.
Задание. Соберите пары слов: к данным устаревшим словам современные (карточки)
глагол – слово, око – глаз, трапеза – обед, изречь – сказать, брадобрей – парикмахер,
водомёт – фонтан, ратник – воин, тщетно – напрасно, уповать – надеяться.
2) - Что объединяет историзмы и архаизмы? (исчезли из активной лексики)
Чем отличаются друг от друга? (архаизмы имеют синонимы)
7. Практическая часть. Застолье.
Перед учащимися была проставлена задача: накрыть стол для чаепития в традициях крестьянской семьи указанного временного периода. На накрытый вышитой скатертью стол были принесены следующие предметы – самовар, «сахарная голова», щипчики для сахара, граненые стаканы и блюдца к ним, бублики. В процессе работы шла беседа по теме урока.
К столу пригласили гостей и участников урока.
8. Рефлексия.
- Если сегодняшнее занятие вам понравилось, вы узнали много нового и информация вам полезна, то привяжите на плетень ленточку красного цвета.
- Если же вам было сегодня неинтересно, знания вам не пригодятся, то возьмите ленточку зеленого цвета.