СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок  (русский язык, история) для незрячих детей . Место проведения - школьный этнографический музей.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы"»

Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы

Цели: Сформировать представление об устаревших словах как еще одной группе необщеупотребительных слов; понять, по каким признакам мы можем отличить устаревшие слова: историзмы от архаизмов.

Личностные: развивать интерес к изучению языка как отражение исторического быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

Регулятивные: в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь, участвовать в диалоге по теме урока.

Предметные: дать понятие об устаревших словах (историзмах, архаизмах), опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы.

Совершенствовать знания учащихся об образе жизни и предметах крестьянского быта середины XIX века. Автоматизировать в речи учащихся названия бытовых предметов

Место проведения: школьный этнографический музей.

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуации.

- Сегодняшний урок начну со стихотворения нашего земляка С.Есенина «В хате»

- Я неслучайно прочитала это стихотворение, мы работали с отрывком, когда изучали диалектизмы. Но помимо диалектизмов нам встретились незнакомые слова. Назовите их.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема нашего урока? (устаревшие слова)

- Вспомните определение «устаревшие слова».

- Как вы понимаете слово «устаревшее»?

- Почему слова устаревают?

- Какие устаревшие слова мы встретили с вами в стихотворении (дежка, махотка, печурка, хомут, соха, сени). Что они обозначают?

2. Объяснение нового материала.

- А кто мне покажет в этой избе печурку, заслонку, ухват.

- Скажите, а сейчас эти предметы используются в нашей повседневной жизни?

- Вот такие слова, которые называют предметы, вышедшие или уходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, называются историзмы.

- Назовите, какие историзмы вы знаете (лапти, кафтан, кушак, серп).

- Давайте еще раз повторим, что же такое историзмы?

3. Открытие новых знаний.

Интерактивная беседа (утюг, ухват, печь, веретено, рубель, ткацкий станок, самопряха)

Часть урока проводится в школьном музее (реконструкция крестьянской избы середины XIX века). В ходе беседы, учащиеся показывают, называют предметы крестьянского быта. Также вместе с учителем рассказывают об основных функциях предметов быта и проводят с ними основные действия. Например: ставят в печь чугун, используя ухват, объясняют принцип действия угольного утюга, «гладят полотенце с помощью рубеля, берут на плечо коромысло и деревянные ведра.

4. Разминка.

Встаньте прямо, вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу, а потом шуйцу, покажите мне персты, укажите ими очи, вежды, уста, чело, ланиты. Ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу. (с комментированием)

5. Новый материал.

-Ребята, какие слова вы сейчас услышали? Назовите их.

- Очи, уста, ланиты, десница, шуйца, выя, рамена. Это архаизмы.

- Скажите, эти предметы (вежды, длань, очи) сейчас существуют? А слова, их называющие? Значит, предметы есть, а слов нет, на смену им пришли новые.

- Давайте с вами сформулируем, что же такое архаизмы? (Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесненные новыми синонимами).

- Кто знает, кто такие лицедеи? (актеры), позорище (театр), виктория (победа), что значит ведать ? (знать).

- А что такое ветрило? (показать ботик Петра 1)

6. Закрепление.

Задание. Соберите пары слов: к данным устаревшим словам современные (карточки)

 глагол – слово, око – глаз, трапеза – обед, изречь – сказать,  брадобрей – парикмахер,

водомёт – фонтан, ратник – воин, тщетно – напрасно, уповать – надеяться.

2) - Что объединяет историзмы и архаизмы? (исчезли из активной лексики)

Чем отличаются друг от друга? (архаизмы имеют синонимы)

7. Практическая часть. Застолье.

Перед учащимися была проставлена задача: накрыть стол для чаепития в традициях крестьянской семьи указанного временного периода. На накрытый вышитой скатертью стол были принесены следующие предметы – самовар, «сахарная голова», щипчики для сахара, граненые стаканы и блюдца к ним, бублики. В процессе работы шла беседа по теме урока.

К столу пригласили гостей и участников урока.

8. Рефлексия.

- Если сегодняшнее занятие вам понравилось, вы узнали много нового и информация вам полезна, то привяжите на плетень ленточку красного цвета.

- Если же вам было сегодня неинтересно, знания вам не пригодятся, то возьмите ленточку зеленого цвета.