Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1
г. Кунгур
Третьякова М. В.
Интегрированный урок в 4 классе
Русский язык + технология. УМК «Школа России».
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Вырезание снежинки.
Цель: создание условий для повышения уровня знаний учащихся по предметам за счет использования сведений из разных образовательных областей.
Задачи урока:
Предметные:
По русскому языку:
Обобщать знания об имени прилагательном как части речи;
Упражнять в определении рода, числа, падежа имени прилагательного;
Повторить синтаксический разбор предложений.
По технологии:
На данном уроке формируются:
Познавательные УУД:
- извлечение необходимой информации из текстов
- анализ, синтез, аналогия
- выполнение действий по алгоритму
-осознание и произвольное построение речевого высказывания
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результатов с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (организация пошаговой проверки)
- коррекция
- оценка
Коммуникативные УУД:
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
- использование критериев для обоснования своего суждения
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
- учёт разных мнений, координирование разных позиций
- достижение договорённостей и согласование общего решения
ЛичностныеУУД:
- самоопределение
Объект труда: снежинка
Оборудование урока:
Бумага (квадраты 10х10, 15х15, 20х20), голубые листы, ножницы, клей, фотографии учащихся;
Медиапроектор, экран, компьютер;
Презентация к уроку, музыка из балета Чайковского П.И. «Щелкунчик» (Вальс снежинок)
Толковые словари (В.И Даль и С.И. Ожегов);
Учебник русского языка (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова);
Выставка работ учащихся;
Раздаточный материал (текст домашнего задания).
Ход урока
Мотивация
Шестой лишний
Н Д С Р Г В
Т П В Ж Н С
А Ы Е Э И У
К Ф С Ж П Ш
Д И З Р Л В
р в Н т ч х
М З О К О Р
И Ю Я А Е Ё
Посмотрите на снежинку на экране.
Актуализация знаний, целеполагание:
Работа по обогащению словарного запаса
Что вы о ней можете сказать? Какая она?
Слова какой части речи помогли нам описать снежинку. Сформулируйте тему урока русского языка.
Перечислите предметы, которые мы обычно не используем на уроках русского языка (ножницы, клей, листы белой бумаги). На каком уроке мы используем эти предметы. Как вы думаете, для чего мы приготовили их сегодня?
Какие задачи каждый поставит перед собой сегодня? (научиться вырезать снежинки, повторить все о прилагательном, определять признаки прилагательных….)
III. Работа по теме урока:
Что же такое имя прилагательное?
Работа с текстом
А теперь внимательно прочитайте текст с экрана.
Снег идёт.
Пришла зима.
Небо и воздух были полны снежинок. Звёздочки кружились и падали.
Таня стала разглядывать снежинки. У одной лучики, у другой стрелки. Какая красота!
Что заметили? Как же быть? Что нужно сделать, чтобы текст стал красивее?
В этом вам помогут слова для справок:
Маленькие, пушистые, тонкие, морозные, удивительные, острые, холодные, голубые.
В каком числе стоят все прилагательные? Можно ли их вставить в текст, не изменяя формы?
Давайте прочитаем, что у нас получилось
Снег идёт.
Пришла холодная зима.
Голубое небо и морозный воздух были полны пушистых снежинок. Маленькие звёздочки кружились и падали.
Таня стала разглядывать удивительные снежинки. У одной тонкие лучики, у другой острые стрелки. Какая красота!
Очень хорошо сказали о зиме и снежинках известные поэты. Мы на внеклассном чтении учили стихи о зиме. Давайте вспомним некоторые из них.
Чтение стихов о снежинке (Приложение 1.)
Дети читают стихи, выученные к уроку внеклассного чтения.
Выборочное списывание
Но не только поэты посвящали свои стихи сказочным снежинкам, немало и прозаических произведений о красоте русской зимы. Вот, например, Татьяна Сергеевна Гулуева сказала о снежинках так:
«Тихо падают из облаков на землю красивые снежинки. Планируя, как маленькие парашютики, кружатся они при самом лёгком ветре в волшебном танце. Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только надо прикрыть нос и рот рукой, чтобы от тёплого дыхания снежная звёздочка не растаяла».
Вам нужно выписать в тетрадь словосочетания прилагательных с существительными, к которым они относятся, выделить окончания прилагательных. (Первое предложение самостоятельно, второе у доски, третье и четвертое с комментированием)
Интересные факты из окружающего мира
Сведения, приготовленные детьми (Детям по группам было дано задание найти одно интересное сведение о снеге). Выступают представители каждой группы.
Уилсон Бентли - американский фермер первым в мире стал фотографировать снежинки, в 1931 году издал альбом своих фотографий, в котором были снимки 2450 ледяных кристаллов
Вес обычной снежинки 0,004 грамма, диаметр 5 мм
Самая большая снежинка, которую увидели 28 января 1887 года в США в штате Монтана, имела диаметр 38 см
Самые крупные снежинки в России выпали 30 апреля 1944 года в Москве. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали красивые страусиные перья.
Составление словосочетаний
А сейчас снова посмотрим на экран. Вы видите два столбика. Что общего у слов в первом столбике? А во втором?
В сугробе пушистые
по дороге зимнего
снежинки снежной
от холода большом
Вам нужно составить словосочетания.
Определение рода, числа, падежа имени прилагательного
А сейчас определите число, род и падеж прилагательных. Как это сделать?
Составление и разбор предложения.
Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запись и синтаксический разбор предложения (один ученик у доски).
Работа с учебником стр.156, упр. 16
Теперь откройте учебники на стр. 156 и найдите упр. 16. Прочитайте цель. Какие это предложения? Распространите предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север. Работать будем по рядам. Первый ряд – первое предложение, второй – второе, третий ряд – третье. (Три человека у доски самостоятельно).
Повторение правила об имени прилагательном как части речи
Давайте повторим все, что мы знаем об имени прилагательном
Физкультминутка «Четвертый лишний»
Дети встают. На слайде записаны столбики слов, нужно найти лишнее и хлопать в ладоши, когда учитель называет это слово.
Списывание стихотворения с заданием
На слайде записано стихотворение. Вам нужно списать его, найти и подчеркнуть прилагательные, выделить окончания.
Дом её на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная снежинка.
Работа со словарем.
Мы сегодня много говорили о снежинках. А что же это такое? Ребята нашли определение снежинки в словаре. Дети зачитывают определение снежинки из разных словарей. О каком состоянии воды мы должны знать, говоря о снеге.
Повторение знаний о трех состояниях воды.
А теперь давайте вернемся к стихотворению.
Почему же снежинку назвали шестигранной? Что это значит?
В классе у нас есть эксперт, который узнал об этом.
Подготовленный ребенок рассказывает, почему у снежинки 6 лучиков.
По законам физики, при определённой температуре и влажности отдельные молекулы капель воды, находящихся в облаках в газообразном состоянии, могут сгущаться и, минуя жидкое состояние, формировать твёрдую воду – то есть лёд. Молекулы воды соединяются в виде кристалла – фигуры с шестигранной симметрией. Снежинки строятся по одной и той же модели, тогда почему же они все разные? Снежинка движется вверх и вниз в атмосфере, она, то подтаивает, то снова замерзает. Поэтому снежинки меняют свою точную форму. Но, мы должны помнить, что, несмотря на различия между снежинками, у них у всех шестигранная основа.
А сейчас посмотрите, как простой лист бумаги может превратиться в удивительную снежинку. (Учитель сворачивает лист и вырезает снежинку)
Посмотрите, пожалуйста, правильной ли формы получилась снежинка? (6 лучей)
Какие свойства бумаги я использовала?
Хотели бы и вы научиться вырезать такие снежинки?

Возьмите квадрат любого размера (у детей на столе 3 квадрата 20х20, 15х15, 10х10), согните его по диагонали. Затем еще раз согните пополам, как на образце

Теперь нужно согнуть по образцу, по пунктирным линиям. Вот что должно получиться.

Сейчас аккуратно ножницами отрежьте лишнюю часть

Кому нужно нарисуйте лучик снежинки карандашом. Вырежьте по карандашной линии.
Разверните вашу снежинку.
Пока дети рисуют и вырезают снежинки, звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс снежинок».
О снежинках писали не только поэты и писатели, композиторы тоже посвящали им свои произведения. Вот, например, музыка известного русского композитора П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик». Она так и называется «Вальс снежинок».
V. Рефлексия.
У вас получились разные шестигранные снежинки. Все они индивидуальны, нет среди них абсолютно одинаковых.
Каждая снежинка в отдельности маленькая и хрупкая, ей трудно одной. А вместе снежное одеяло спасает растения от замерзания.
Надежда Воронова
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
Вот так и мы с вами. Отдельно каждый из нас – личность, но нам плохо одним, без друзей. Поэтому я предлагаю создать наш дружный снежный ком. На свою снежинку приклейте подготовленные фотографии. Кому же сегодня на уроке было интересно, кто узнал, что-то новое, научился чему-то и хотел бы быть рядом с друзьями, тот может поместить свою снежинку на лист бумаги.
VI. Подведение итогов урока.
Что вам сегодня запомнилось на уроке?
Вы молодцы! Очень хорошо работали, и поэтому мы многое сегодня повторили, узнали разные интересные факты и научились делать снежинки правильной формы. Большое спасибо за урок!
VII. Домашнее задание.
В конце урока я прошу вас прочитать еще один текст.
Снежинка.
В солнечные дни Снежинка радовала своей красотой птиц и зверей. Она загоралась разноцветными огнями. Всем было весело.
Снежинку оберегал отец. Он заботился, чтобы ветер не сдул её. Но однажды топнул мороз своей ледяной ногой. Тысячи снежинок полетели вниз. Отпустил мороз и свою дочь.
Пушистая Снежинка облюбовала себе ветку лохматой ели. Она вместе со своими подружками опустилась на неё.
Точно такой же текст есть у каждого из вас. Это будет домашнее задание.
Домашнее задание: