СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "химический калейдоскоп" для учащихся 10 классов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сценарий игры для обучающихся 10-х классов включены вопросы по темам: 1.Теория химического строения органических соединений 2. История развития органической химии 3.Угеводороды: - номенклатура - гомологи изомеры - физические и химические свойства - получение и применение 4. Природные источники углеводородов 5. .Решение задач на расчет количества вещества, массы, числа частиц, массовой  доли элемента, массовой доли растворенного вещества, массы исходных и полученных веществ по уравнению реакции и на вывод формулы органического вещества  6. Химическое оборудование, техника безопасности  

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "химический калейдоскоп" для учащихся 10 классов»

Интеллектуальная игра по химии «Химический калейдоскоп»

Для учащихся 10 класса

Цель игры:

  • выявление знаний, умений и навыков обучающихся с высоким уровнем интеллектуального развития, полученных ими в процессе обучения;

  • повышение мотивации учеников к процессу обучения;

  • развитие коллективного способа деятельности;

  • углубление знаний учащихся по химии;

  • повышение интереса к изучаемому предмету;

Участники:

Команды по 2 человека – учащиеся 10 класса.

1тур. История развития органической химии

  1. Кто впервые получил органическое вещество из неорганического, тем самым опровергнув доводы «виталистов» о том, что органические вещества могут образовываться только в живых организмах, за счет «жизненной силы»

  1. Ф. Велер

  2. А.М. Бутлеров

  3. А.В. Кольбе

  4. М. Бертло

2. Шведский химик, президент Королевской шведской Академии Наук, впервые ввёл современные обозначения химических элементов и первые формулы химических соединений. Он определил органическую химию как химию растительных и животных веществ, ввёл понятия "органические вещества" и "органическая химия".

  1. Ф. Вёлер

  2. Ф.А. Кекуле

  3. Й.Я. Берцелиус

  4. Э. Франкленд

3. По словам очевидцев того времени этот учёный был "творцом в химии и подмастерьем в музыке". Русский химик, ученик Н. Н. Зинина, врач-токсиколог, изобрёл один из способов получения бромзамещённых жирных кислот, впервые получил фтористый бензоил и многое другое. Одновременно этот человек был музыкантом, автором исполняемых перед европейской публикой симфонических произведений (автор опер "Богатыри", "Млада" , "Князь Игорь").

  1. А. М. Бутлеров

  2. И. М. Сеченов

  3. Д. И. Менделеев

  4. А. П. Бородин.

4. Немецкий химик-органик, создатель "теории валентности , указал на способность атомов углерода при насыщении своих "единиц сродства" образовывать цепи. Он ввёл в употребление понятие "ароматические соединения" (предложил циклическую структурную формулу бензола), был несколько лет президентом Немецкого химического общества, автор "Учебника органической химии" , иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук.

  1. Ю. Либих

  2. А. Кекуле

  3. Ж. Мореско

  4. А. Байер.

5. Русский химик-органик , академик , один из основоположников органического гетерогенного катализа и нефтехимии , создатель научной школы учёных , организатор и член Всесоюзного химического общества имени Д. И. Менделеева. Он разработал метод получения бензина из солярового масла и мазута , предложил способ получения толуола из бензола и метана , синтезировал свыше 25 различных циклоалканов и изучил на индивидуальных соединениях их свойства , синтезировал ряд аминокислот и оксиаминокислот , изучал процессы гидролиза белковых тел , создал угольный противогаз

  1. С. В. Лебедев

  2. В. В. Марковников

  3. Н. Д. Зелинский

  4. Н. Н. Семёнов.

6. Русский химик-органик, воспитавший целую плеяду замечательных русских химиков, среди которых были Д. И. Менделеев, Н. Н. Бекетов и другие известные учёные. Его заслуга в деле подготовки химических кадров России огромна , недаром за ним закрепилось почётное имя – "дедушка русских химиков". Он сформулировал правила о направлении реакций замещения, отщепления, присоединения по месту разрыва двойной связи и изомеризации в зависимости от химического строения. Исследовал состав нефти , заложил основы нефтехимии как самостоятельной науки. Открыл новый класс органических веществ – циклопарафины. О каком учёном идёт речь?

  1. В.В. Марковников

  2. Н.Н.Бекетов

  3. С.В. Лебедев

  4. Ф.Ф. Бельштейн.

7. Этот ученый в 1858 году ввел понятие валентного штриха. С тех пор и по настоящее время химики используют язык так называемых структурных формул молекул органических соединений, в которых связи между отдельными атомами обозначаются с помощью одного (простая, или одинарная, связь), двух (двойная) или трех (тройная) валентных штрихов.

  1. А.Купер

  2. Ю. Либих

  3. А. Кекуле

  4. Ж. Мореско

8. Идея неразрывной связи химической и физической свойств молекулы с ее строением, идея единственности этого строения впервые была высказана этим ученым в 1861 году

  1. А. М. Бутлеровым

  2. И. М. Сеченовым

  3. Д. И. Менделеевым

  4. А. П. Бородиным.

9. Русский химик, академик, получил в1928 году синтетический каучук, а в 1932 году разработал метод получения бутадиена из этилового спирта

  1. В.В. Марковников

  2. Н.Н.Бекетов

  3. С.В. Лебедев

  4. И. М. Сеченов

10. Кому принадлежит фраза о неразумности использования нефти только в качестве топлива: «Топить можно и ассигнациями»?

  1. А. М. Бутлерову

  2. И. М. Сеченову

  3. Д. И. Менделееву

  4. А. П. Бородину.


2тур. Гомологи и изомеры

Выберите пары гомологов и изомеров

  1. СН3-СН2-СН3

  1. СН2=СН-СН3

  1. СН3-С(СН3)2-СН3

  1. СН3-СН(СН3)-СН3

  1. СН2=СН- СН2-СН3

  1. СН2=СН2

  1. СН3- СН2-С(СН3)2-СН3

  1. СН≡С-СН2-СН3

  1. СН3-СН(СН3)-СН2-СН3

  1. СН2=СН-СН=СН2

  1. СН3-СН2- СН2- СН2- СН2-СН3

  1. СН3-СН=СН- СН3

3 тур. Номенклатура

Назовите углеводороды:




4тур. Свойства, получение и применение углеводородов

1.Метан в лаборатории получают:

а) из природного газа б) гидротацией этилена

б) из ацетата натрия в) реакцией Вюрца


2. Пентан при нормальных условиях

а) жидкость б) газ в) твердое вещество


3.Для диеновых углеводородов не характерна реакция:

а) горения б) замещения с галогенами в) гидрирования г) гидрогалогенирования


4. При гидрировании СН2=СН-СН3 можно получить:

а) пропин б) этан в) пропан г) 2- хлорпропан


5. Бензол не применяется:

а) в качестве топлива

б) для производства фенола

в) как растворитель

г) для производства ядохимикатов


6. Алкены не взаимодействуют

а) с водородом

б) с галогенами

в) с галогеноводородами

г) с азотной кислотой


7.В результате присоединения 1 молекулы бромоводорода к пропину получается:

а) 2-бромбутен-1

б) 1-бромпропен

в) 2-бромпропен

г) 2,2-дибромпропан.


8. Разложение углеводородов при температуре более 10000С называется

а) крекинг б) пиролиз в) гидрирование г) дегидрирование


9.Для метана характерны:

а) реакция гидрирования

б) наличие π-связи в молекуле

в) sp3 гибридизация электронных облаков

г) реакция с галогеноводородами

д) реакция горения

ж) реакция дегидрирования


10.Для ацетилена характерны

а) sp 2 гибридизация электронных облаков

б) реакция гидрирования

в) наличие только σ-связей в молекуле

г) горение на воздухе

д) реакция нитрования

ж) реакция галогенирования




5тур. Простые задачи

Заполните таблицу

вещество

формула

Молярная масса

Количество вещества

Масса

Число частиц

Объем

метан



2 моль




ацетилен




13г



пропен






56 л.


6 тур. Лабораторное оборудование


Назовите лабораторное оборудование


пробирка

химический стакан

мерный цилиндр

коническая колба

ступка с пестиком

коническая воронка

тигельные щипцы

делительная воронка

пипетка

спиртовка

лабораторный штатив с кольцом


лапка для штатива


7 тур. Сложные задачи

1.Выведите формулу углеводорода, содержащего 81,8 % углерода. Плотность паров этого вещества 1,97 г/л.

2.При сгорании углеводорода массой 3,9 г. образовалось13,2 г. углекислого газа и 2,7 г. воды. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 39. Выведите молекулярную формулу углеводорода.

8 тур. Техника безопасности

Составьте инструкцию по технике безопасности по картинкам

При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кислоту большей концентрации в сосуд с кислотой меньшей концентрации; при изготовлении смеси кислот необходимо вливать жидкость большей плотности в жидкость с меньшей плотностью.


Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.



При нагревании реактивов в отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и от других людей

Перед выполнением работы внимательно прочитай инструкцию

Запрещается хранить продукты рядом с реактивами

Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.


При использовании пипетки необходимо использовать грушу для всасывания жидкости, ни в коем случае не пользоваться ртом.

Не наклоняйся над кипящей жидкостью

Используемая лабораторная посуда должна быть чистой




Ответы

1тур. История развития органической химии

(1 балл за каждый правильный ответ)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

1

3

4

2

3

1

1

1

3

3



2тур. Гомологи и изомеры


(1 балл за каждый правильный ответ)

Гомологи: 1-11, 2-5, 3-7, 4-9, 5-6

Изомеры: 3-9, 5-12, 7-11, 8-10


3 тур. Номенклатура

(1 балл за каждый правильный ответ)


  1. 2,2,3,4-тетраметилпентан

  2. 2,3,44-тетраметилгексан

  3. 2,3,4-триметилпентен-2

  4. 2-этил4-метилпентен-1

  5. 2,5-диметилгексен-3

  6. 4,4-диметилпентин-1

  7. 2-метилбутадиен-1,3

  8. 3,3,4,7,7,8-гексаметил4-этилдекин-5


4тур. Свойства, получение и применение углеводородов

(1 балл за каждый правильный ответ)


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

б

а

б

в

а

г

в

б

в,д,ж

б,г,ж




5тур. Простые задачи

Заполните таблицу

вещество

формула

Молярная масса

Количество вещества

Масса

Число частиц

Объем

метан

СН4

16 г/моль

2 моль

32 г

12,04·1023

44,8 л

ацетилен

С2Н2

26 г/моль

0,5 моль

13 г

3,01·1023

11,2 л

пропен

С3Н6

42 г/моль

2,5 моль

105 г

15,05·1023

56 л



6 тур. Лабораторное оборудование

(0,5 балла за каждый правильный ответ)



пробирка

химический стакан

мерный цилиндр

коническая колба

ступка с пестиком

коническая воронка

тигельные щипцы

делительная воронка

пипетка

спиртовка

лабораторный штатив с кольцом


лапка для штатива





7 тур. Сложные задачи

(5 баллов) С3Н8










8 тур. Техника безопасности

(1балл за каждый правильный ответ)