СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра, посвященная 700-летию памяти Преподобного Сергия Радонежского

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель игры:

Использование возможностей  игровых методов для формирования духовно-нравственного идеала на примере жизни святого Преподобного Сергия Радонежского. 

Просмотр содержимого документа
«Мир вокруг нас 6. Долгая О.К.»

Муниципальное образование Павловский район Краснодарского края

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 3 станицы Павловской

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 30августа 2014 года

Председатель педсовета

_____________ Ручкин Н. И.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок

Мир вокруг нас

1 год

12-13 лет


Долгая Ольга Константиновна









Пояснительная записка


В основу программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мир вокруг нас» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Актуальность программы обусловлена утверждённой Концепцией духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Курс внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Рабочая программа предусматривает чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и коллективной творческой деятельности.

На реализацию программы отведено 34 часа в год.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории. Программа будет реализовываться через кружковые занятия, экскурсии, конкурсы.

Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 занятию продолжительностью 40 минут.

Программа рассчитана на детей в возрасте 12 - 13 лет. При составлении программы учитывались особенности среднего школьного возраста.

В программе выделены два аспекта, на основе которых организуется и разрабатывается методика обучения и воспитания:

1. Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.

2. Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

Цели программы: содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

-сформировать у учащихся умение ориентироваться в новой социальной среде.

- сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать.

- развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

- воспитать духовно–нравственные качества личности.

Для успешной реализации воспитательной программы необходимо определить принципы, методы достижения цели.

Принципы построения программы:

• личностно-ориентированного подхода;

• учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

• развития творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;

• свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

• наглядности и доступности;

• сотрудничества и ответственности;

Основные методы обучения:

• объяснительно-иллюстративный;

• эвристический;

• деятельностный

Формы занятий:

• Беседы, демонстрация (устное изложение (показ) какой-либо темы активизирует творческую мыслительную деятельность)

• решение проектных задач (предложение новых идей для решения жизненных проблем)

• исследовательская деятельность (описание, раскрытие роли предмета, предназначения в жизни человека)

• творческие работы, конкурсы (результаты деятельности)

Формы организации творческого коллектива могут быть разными:

работа по группам;

индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов, тем.

Всего часов

Количество часов

Характеристика

Деятельности

обучающихся

Аудиторные

Внеауди

торные

1



История хороших манер.

Тема 1. Понятие о культуре. Культура и религия.

Тема 2. Культура поведения и этикет Тема 3. Этикет школьника.

Тема 4. Мир, который нас окружает.

4

4

-

·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.

2



Правила этикета.

Тема 1. Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе.

Тема 2. Всё начинается со слова «Здравствуйте»

Тема 3. Вежливость - основа воспитанности

Тема 4. «Ежели вы вежливы» (занятие-конкурс)

Тема 5. Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора). Вежливый отказ, несогласие

Тема 6. У меня зазвонил телефон (телефонный этикет)

Тема 7-8. Поговорим о вредных привычках. Сквернословие

Тема 9. Самовоспитание. Мои достоинства и недостатки

9

6

3

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты.

Тема 1. Красота Божьего мира. Очарование Рождества. Библиотечный урок

Тема 2. Храм – дом Божий

Тема 3. Беседы о добре и зле

Тема 4. Милосердие – это активная доброта

Тема 5-6. Что есть красота истинная и ложная (О.Уайльд «Мальчик звезда»)

Тема 7-8. Красота огня и сердечный огонь (Носов «Живое пламя»)

Тема 9. В мире мудрых мыслей – слово должно быть прекрасно. Библия в пословицах

9

7

2

4

Путешествие в мир музыки.

Тема 1. Музыка в нашей жизни. Православная музыка

Тема 2. Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают

Тема 3. О музыке лёгкой и серьёзной. Современная музыка

Тема 4. Музыкальная шкатулка (современная музыка и её влияние на подростка)

4

3

1

5

Жил-был художник.

Тема 1.Как прекрасен этот мир – посмотри!

Тема 2. Живопись в нашей жизни и краски, которые нас окружают Тема 3-4. Виртуальная галерея (иконопись, образ Богородицы на полотнах выдающихся художников)

4

2

2

6

В мире поэзии.

Тема 1. Красота Божьего слова. Как молитва помогает человеку? Из жизни святых

Тема 2. Изобразительные возможности языка

Тема 3-4. Творческая мастерская

3

2

1



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Курс внеурочной программы начинается с истории возникновения этикета, т.е. с раздела «История хороших манер» (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.

Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство со знаменитыми произведениями культуры и искусства, их вкладом в развитие мирового искусства, а также посещение концертов детской музыкальных школ.

Раздел «Жил-был художник». Учащиеся получат представление об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.



Раздел 1. «История хороших манер» (4 часа).

Тема 1. Понятие о культуре. Культура и религия (1 час). Занятие аудиторное. Понятие «православие». Что такое культура? Как человек создает культуру. Точки соприкосновения культуры и религии. Культура Кубани.

Тема 2. Культура поведения и этикет (1 час). Занятие аудиторное. Понятие «культура поведения». Что такое этикет? Как человек создавал правила культуры поведения.

Тема 3. Этикет школьника (1 час). Занятие аудиторное. Понятие «этикет школьника». Нормы взаимоотношения в классном коллективе.

Тема 4. Мир, который нас окружает (1час). Занятие аудиторное. Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Изображаем красоту вокруг нас.

Раздел 2. «Правила этикета» (9 часов).

Тема 1. Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе (1час).

Занятие аудиторное. Понятие «правила поведения в школе». Нормы поведения. Знакомство с уставом школы. Создание памятки для школьников о внешнем виде и поведении в школе.

Тема 2. Всё начинается со слова «Здравствуйте» (1час)

Занятие аудиторное. Что означает слово «здравствуйте»? Каково место данного слова в жизни человека? Слова – приветствия в разных языках мира.

Тема 3. Вежливость - основа воспитанности (1час)

Занятие аудиторное. Понятие «вежливость». Что значит быть человеком вежливым и воспитанным?

Тема 4. «Ежели вы вежливы» (занятие-конкурс) (1час)

Занятие внеаудиторное. Что значит быть человеком вежливым и воспитанным.

Тема 5. Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора). Вежливый отказ, несогласие (1час)

Занятие аудиторное. Что служит залогом понимания между людьми? Каковы правила поведения во время разговора?

Тема 6. У меня зазвонил телефон (телефонный этикет) (1час)

Занятие аудиторное. Понятие «телефонный этикет». Каковы правила общения и поведения во время телефонного разговора?

Тема 7-8. Поговорим о вредных привычках. Сквернословие (2 часа)

Занятие аудиторное. Понятие «вредная привычка». Сквернословие как одна из вредных привычек подрастающего поколения. Почему появляются вредные привычки? Как их искоренить?

Занятие внеаудиторное. Суд над вредными привычками. Создание листовок и слоганов, пропагандирующих ЗОЖ.

Тема 9. Самовоспитание. Мои достоинства и недостатки (1час)

Занятие внеаудиторное. Понятие «самовоспитание». Как соотносятся достоинства и недостатки? Советы психологической службы: как искоренить недостатки?

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9 часов).

Тема 1. Красота Божьего мира. Очарование Рождества. Библиотечный урок (1час)

Занятие внеаудиторное. Бог - творец красивого мира. В чем красота Божьего мира? Что такое Рождество? Традиции Рождественских праздников. Изготовление подарочных ангелочков для родителей.

Тема 2. Храм – дом Божий (1час)

Занятие внеаудиторное. Что люди делают в храме? Знакомство с устройством храма. Правила поведения в храме.

Тема 3. Беседы о добре и зле (1 час)

Занятие аудиторное. Понятие «добро», «зло». Как в мире соотносятся эти понятия? Благочестивые люди. Преподобный Сергий Радонежский.

Тема 4. Милосердие – это активная доброта (1час)

Занятие аудиторное. Понятие «милосердие». Место милосердия в современном мире. Что значит милосердный человек?

Тема 5-6. Что есть красота истинная и ложная (О.Уайльд «Мальчик звезда») (2 часа)

Занятие аудиторное. Понятие «красота истинная», «красота ложная». Их выражение в литературе. Как они соотносятся в реальном мире? Как научиться видеть истинную красоту?

Тема 7-8. Красота огня и сердечный огонь (Носов «Живое пламя») (2часа)

Занятие аудиторное. Понятие «сердечный огонь». Что значит огонь в сердце человека?

Тема 9. В мире мудрых мыслей – слово должно быть прекрасно. Библия в пословицах.(1 час)

Занятие аудиторное. Понятие «мудрая мысль». Какими должны быть мысли и слова человека? Создание книжки-малышки для младших школьников «Библия в пословицах».

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).

Тема 1. Музыка в нашей жизни. Православная музыка (1час)

Занятие аудиторное. Понятие «музыка». Какую роль играет музыка в жизни человека? Православная музыка. Колокольный звон.

Тема 2. Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают (1час)

Занятие аудиторное. Понятие «музыка». Как соотносятся звуки природы и музыки? Старинные музыкальные инструменты.

Тема 3. О музыке лёгкой и серьёзной. Современная музыка(1 час)

Занятие аудиторное. Понятие «музыка серьезная», «музыка легкая», классическая и эстрадная музыка. Как соотносятся эти два вида музыки? Работа с публицистическим произведением Д.С.Лихачёва..

Тема 4. Музыкальная шкатулка (современная музыка и её влияние на подростка) (1час)

Занятие внеаудиторное. Современные музыкальные коллективы Кубани. Музыкальные традиции Кубани. Композиторы Кубани.

Раздел 5. «Жил – был художник» (4 часа).

Тема 1.Как прекрасен этот мир – посмотри! (1час)

Занятие аудиторное. Понятие «прекрасное» в мире. Как научиться видеть прекрасное вокруг себя? Красота нерукотворная и рукотворная.

Тема 2. Живопись в нашей жизни и краски, которые нас окружают (1 час)

Занятие аудиторное. Понятие «живопись». Как соотносятся краски и живопись в жизни?

Тема 3-4. Виртуальная галерея (иконопись, образ Богородицы на полотнах выдающихся художников) (2 часа)

Занятие внеаудиторное. Что такое икона? Почему икона так необычна? Зачем изображают невидимое? Понятие «иконопись». Каким представлен образ Богородицы у разных выдающихся художников?

Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).

Тема 1. Красота Божьего слова. Как молитва помогает человеку? Из жизни святых (1час)

Занятие внеаудиторное. В чем состоит красота Божьего слова? Что такое молитва? Виды молитв. Из жизни Серафима Саровского.

Тема 2. Изобразительные возможности языка (1 час)

Занятие аудиторное. Понятие «язык». Каковы изобразительные возможности языка? Иносказательный язык библейских рассказов и притч.

Тема 3-4. Творческая мастерская (2 часа)

Занятие аудиторное. Понятие «творчество». Создание синквейнов, буриме, миниатюр, сказок, отражающих основные положения курса «Мир вокруг нас».

4. Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предполагает получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным и культурным человеком.

Воспитательные результаты программы распределяются по 3 уровням:

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. На данном этапе обучающиеся получают информацию о том, какими качествами должен обладить православный человек

Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. На данном этапе особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на базе класса, школы, т. е в защищенной, дружественной среде.

Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. На данном этапе учащиеся учатся:

- проявлять изобретательность в условиях поиска решения;

-проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

-использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач.

Программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных результатов.

Личностные, метапредметные результаты

В результате занятий кружка «Мир вокруг нас» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения материала по программе «Мир вокруг нас»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

  • сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

5. Формы и виды контроля

В результате работы по данной программе будут созданы буклеты, посещены выставки в краеведческом музее, совершены экскурсии в храм, подготовлены разнообразные памятки и фотоотчёты. Кроме того, в результате работы по данной программе будут созданы проекты по изученным темам и организована их выставка, приуроченная к неделе «Основ православной культуры».

6.Методические рекомендации

Реализация данной программы требует организации деятельности детей через решение проектных задач. Каждый раздел программы – это отдельный проект, как этап подготовки выставки. Начинать работу по каждому разделу программы следует с коротких бесед о нравственности и духовности. Первый раздел программы «История хороших манер»: следует опираться на небольшой жизненный опыт детей, прийти путем дискуссии к единому мнению о хороших манерах, добром отношении между людьми. Руководитель должен обратить внимание детей на культурные и православные традиции, которые сложились в семьях. При реализации проекта следует проводить работу в малых сменных группах. Работу над вторым разделом «Правила этикета» следует начинать с раскрытия самого понятия «этикет». Необходимо организовать работу детей со справочной литературой, интернетом, привлечь психологическую службу школы, медицинского работника или школьного фельдшера. Можно организовать работу в кабинете ЗОЖ. Для реализации проекта целесообразно организовать работу индивидуально и в малых группах. Работу над третьим разделом «Путешествие в страну Доброты и Красоты» следует начать с показа отрывков из мультфильмов о доброте. Можно привлечь для работы школьного библиотекаря. Нужно подобрать материал о произведениях, в которых раскрывается тема доброты и красоты. В дальнейшем этот материал можно использовать при работе над проектами. Обязательным в работе над этим разделом является экскурсия в храм и встречи со священнослужителями. Работу над четвёртым разделом «Путешествие в мир музыки» следует начинать с прослушивания музыкальных произведений. Детям можно дать задание: найти информацию о кубанских композиторах, привлечь к работе учителя музыки. Работать над этим проектом лучше индивидуально с каждым ребёнком, привлекая консультантов. Работу над пятым разделом «Жил-был художник» следует начинать с просмотра картин известных художников. Детям можно дать задание: найти информацию об известных художниках, привлечь к работе учителя ИЗО. Работать над этим проектом лучше индивидуально с каждым ребёнком, привлекая консультантов. Работу над шестым разделом «В мире поэзии» следует начинать с прослушивания поэтических произведений в исполнении актеров. Детям можно дать задание: самим создать творческую работу, обратиться за помощью к родителям и учителю литературы. Работать над этим проектом лучше индивидуально с каждым ребёнком, привлекая консультантов. Необходимо помнить, что реализация данной программы требует организации деятельности детей через решение участие в разнообразных мероприятиях, проектных задач, тематических бесед, встреч с интересными людьми. Каждый раздел программы – это отдельный этап в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся шестого класса. Следует акцентировать внимание детей на особенности культуры русского народа и его традиций. По окончании работы над каждым разделом программы следует подводить итоги.

7. Описание материально-технического обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*


  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.

  3. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.

  4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.

  5. Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто-логос, 1998. – 88с.

  6. Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.

  7. Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.

  8. Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.

  9. Чижова А.Р. Православная энциклопедия для новоначальных. – М.: Эксмо, 2008

  10. Святыни православной России. – Санкт-Петербург: «Весь», 2012

  11. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. – М.: «ПРО-ПРЕСС», 2008

  12. Протоиерей Александр Свирелин. Церковнославянский словарь для толкования чтения Святого Евангелия, Часослова и других богослужебных книг. – Нижний Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2008

1



1


1


1


1


1


1


1


1


1


1



2. Печатные пособия



  1. Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. – 2000 - №12. – с. 6 -21

1








3. Технические средства обучения



Компьютер, мультимедиа


1

4. Экранно-звуковые пособия


презентации

28

5. Оборудование кабинета (-ов)


Доска, маркер.

Бумага для изодеятельности форматов А 4, А 3, А 2.

Цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акриловые краски

Картон, цветная бумага, клей, скотч, ножницы

1

Комплект

Комплект

Комплект