«Недаром помнит вся Россия…»
(интеллектуальный бой по Отечественной войне 1812 года и
Заграничным походам русской армии 1813-1814 гг.)
Цель внеклассного мероприятия: создание системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи внеклассного мероприятия:
Образовательные:
1. проверить и закрепить, полученные знания об Отечественной войне 1812 года и Заграничным походам русской армии 1813-1814 гг.;
2. совершенствовать знания в области военной истории России и Чувашии.
Развивающие:
1. развитие образного, логического и пространственного мышления, воображения;
2. формирование межпредметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
3. расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
1. воспитание интереса к истории России;
2. воспитание чувства патриотизма;
3. повышение интереса учащихся к совместной деятельности.
Оборудование:
У учителя: видеопроектор, компьютер, презентация «Недаром помнит вся Россия…», музыкальные эффекты «Кошачье мяуканье» «Звук гонга», «Туш», настенная карта «Отечественная война 1812 года», рисунки учащихся, отражающие события того времени, портреты героев 1812 года.
У учащихся: флажки, листы для написания ответов.
Методика подготовки к интеллектуальному бою:
1. Составить разработку проведения игры.
2. Определить интернет-ресурсы, с которыми участники могут познакомиться в ходе подготовки к игре.
3. Вывесить объявление о времени и месте проведения игры.
4. Сформировать 3-4 команды. Состав может быть от 4 до 6 человек. Выбрать капитана команды. Каждая команда заранее придумывает себе название и девиз. Дать задание командам – отразить в форме одежды или каких-то других атрибутах выбранное название.
5. Определить судейскую команду. Ведущий может взять на себя функции судьи. Лучше, если это будут учащиеся школы. Они получат опыт объективного судейства.
6. Продумать оформление кабинета, где проходит игра. Можно повесить настенную карту «Отечественная война 1812 года», разместить на стенде рисунки учащихся, отражающие события того времени, портреты героев 1812 года.
№ | Этапы проведения мероприятия | Время |
I | Подготовительный этап | 2 недели |
| Формирование команд и назначение капитана. |
Выбор названия команд. |
Подготовка участников интеллектуального боя по заданным интернет – ресурсам. |
II | Основной этап. | 50 мин |
| Организационный момент | 10 мин |
| Основная часть | 35 мин |
| Подведение итогов мероприятия | 5 мин |
Способы применения в учебно-воспитательном процессе:
Данная разработка может применяться как:
внеклассное мероприятие, посвященное определённым историческим датам (24 июня – начало Отечественной войны 1812 года, 7 (8) сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией, 25 декабря - День окончания Отечественной войны 1812 года);
внеклассное мероприятие, проводимое в рамках недели истории или месячника военно-патриотического воспитания;
урок – закрепления полученных знаний по теме «Отечественная война 1812 года» (8 класс).
Ход мероприятия:
1.Организационный момент
Ведущий: Добрый день, дорогие учителя, участники интеллектуального боя «Недаром помнит вся Россия…», гости! Великий русский художник В. М. Васнецов справедливо считал: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
200 –лет назад началась Отечественная война 1812 год. Сегодня мы с вами вспомним некоторые страницы из истории этой кровопролитной войны и проверим свои знания о героическом прошлом своего Отечества.
Для начала я хочу представить вам членов судейской коллегии …
А сейчас команды – участники интеллектуального боя представят себя (представления команд).
Перед началом нашего интеллектуального боя главный судья соревнования познакомит вас с условиями проведения честного боя.
Главный судья: 10 правил честного поединка:
1. Игра начинается с жеребьёвки команд. Команда, первая поднявшая флаг и правильно ответившая на вопрос жеребьёвки, называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.
2. После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибётся. Тогда ход переходит другой команде. Команда, ответившая неверно, штрафуется на соответствующее число баллов.
3. Время на обдумывание ответа – 30 минут.
4. Отвечает капитан команды или член команды, которого назовёт капитан.
5. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов. Для того, чтобы ответить на вопрос соперника, команды должны поднять флажок. Право ответа принадлежит той команде, которая первой подняла флаг. Она же затем выбирает категорию.
6. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.
Примечание: Если в зале сидят зрители, их привлекают к игре. Балл за ответ присуждается той команде, которую назовёт зритель, правильно ответивший на вопрос.
7. Если выпадет секция «Кот в мешке», то команда должна передать этот вопрос команде-сопернице по своему выбору.
8. После окончания основного раунда подводится итог. Команда, набравшая наименьшее количество баллов или оказавшаяся в «минусе» выбывает из игры. В случае, если все вынуждены сделать это, победителем считается команда, ближайшая к нулю, а финальный раунд не разыгрывается.
9. Финальной игре команды должны сделать ставки, не превышающие количества имеющихся у них баллов. Время на обдумывание ответа – 1 минута. На вопрос финала обязаны отвечать все оставшиеся в игре команды — они записывают свой ответ на бумаге. В случае правильного ответа счёт команды увеличивается на сумму ставки, иначе — уменьшается на неё же.
10. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.
Команды, вы согласны с этими условиями? Если согласны, то капитаны команд должны подойти и поставить свои подписи под этими условиями (капитаны команд выходят и ставят свои подписи под условиями честного поединка).
Ведущий: Приступим к жеребьёвке. Команда, первая поднявшая флаг и правильно ответившая на вопрос жеребьёвки, называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать (звучит звук гонга) .
Приведите в соответствии картины и подписи к ним. Время - 30 сек.
Правильный ответ дала команда … . Она и выбирает категорию вопроса и цену вопроса.
Категория «Герои Отечественной войны 1812 года»
Вопрос на 10 баллов. Участница войны 1812 года она вызывала у современников удивление и восхищение. Происходя из военной семьи, она с детства научилась великолепно владеть не только конем, но и оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. «Кавалерист-девица» оставила «Записки», в которых рассказала свою историю. Она явилась прототипом ряда литературных героинь. Её «Записки» получили одобрение Пушкина, восхищенного тем, «что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живым и пламенным». Назовите её.
Ответ: Надежда Андреевна Дурова, известна также под именем Александра Андреевича Александрова.
Вопрос на 20 баллов. В 1808—1809 годах участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок. Его «звездный час» настал в Отечественную войну 1812 года. «Я был рожден для рокового 1812 года», — писал в автобиографии этот прославленный поэт-партизан. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, он во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия его отряда послужили примером для создания других партизанских отрядов. Назовите его.
Ответ: Денис Васильевич Давыдов.
Вопрос на 30 баллов. Генерал от кавалерии, гордость русской армии и друг А. С. Пушкина. На Бородинском поле его батарея стояла в центре русских позиций. В 1825 году сыновья Александр и Николай, оба полковники, обвинялись в сочувствии к декабристам. Любимая дочь Мария последовала в Сибирь за мужем, генералом князем Волконским Сергеем Григорьевичем, одним из руководителей восстания декабристов. Назовите его.
Ответ: Николай Николаевич Раевский
Вопрос на 40 баллов. Российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814 года), военный министр, князь (с 1815 года), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия. До Бородино русское войска отказывались приветствовать его, считая его главным виновником поражений. Передают, что в день Бородинского сражения под ним убито и ранено пять лошадей. Назовите его.
Ответ: Михаил Богданович Барклай де Толли.
Вопрос на 50 баллов. Князь, российский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Участник штурма Очакова, Варшавы, он проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. В Бородинском сражении он руководил левым флангом, на который пришелся главный удар французов, и героически оборонял Семеновские флеши; возглавил контратаку 2-й гренадерской дивизии на Северную флешь, занятую французами, и был смертельно ранен. Наполеон о нём отзывался как о лучшем генерале русской армии. Назовите его.
Ответ: Пётр Иванович Багратион.
Категория «Михаил Илларионович Кутузов»
Вопрос на 10 баллов. Назовите вторую часть фамилии Михаила Илларионовича Кутузова.
Ответ: Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (светлейший князь Голенищев-Кутузов-Смоленский)
Вопрос на 20 баллов. 1762 году М.И.Кутузов был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка. Кто в это время командовал Астраханским пехотным полком?
Ответ: Полковник А. В. Суворов
Вопрос на 30 баллов. Известный баснописец И. А. Крылов при жизни полководца сочинил басню, где в аллегорической форме изобразил борьбу Кутузова с Наполеоном. Как называется эта басня?
Ответ: «Волк на псарне».
Вопрос на 40 баллов. В каком учебном заведении учился М.И. Кутузов и преподавал его отец, Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов?
Ответ: В июле 1759 года М.И. Кутузов был отдан в Дворянскую Артиллерийскую и Инженерную школу, где преподавал артиллерийские науки его отец, Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов.
Вопрос на 50 баллов. С кем из героев Смутного времени находился в родстве М.И.Кутузов?
Ответ: Мать М.И.Кутузова – Анна Илларионовна была урождённой Беклемишевой. Из того же рода происходила мать Дмитрия Пожарского, который возглавлял народную борьбу с интервентами ровно за 200 лет до Кутузова, в 1612 году.
Категория «Чувашский край в годы Отечественной войны 1812 года»
Вопрос на 10 баллов. Какие ополчения были сформированы из жителей Чувашии в 1812 году?
Ответ: В августе-сентябре 1812 г., началось формирование Казанского и Симбирского ополчений, куда вошли государственные и крепостные крестьяне из Курмышского, Ардатовского и Алатырского, Карсунского и Буинского уездов.
Вопрос на 20 баллов. «Кот в мешке»
КОТ В МЕШКЕ
Вопрос на 100 баллов. Праздник Рождества Христова до 1917 года в Российской империи отмечался как национальный День Победы. Почему?
Ответ: 30 августа 1814 года император Александр I издал Манифест: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днём благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». То есть Рождество Христово официально считался днём окончания Отечественной войны 1812 года.
Вопрос на 30 баллов. В своих записках граф генерал Ланжерон, соратник Суворова и Кутузова, написал следующие слова о чувашских солдатах: “Под бой барабанов, с криком “Ура!” русские воины ринулись в наступление. Бесстрашие, порядок и быстрота колонн, атаковавших Монмартр … превыше всяких похвал.
Особенно отмечу храбрость десятины чувашского сословия, которые, одни из первых войдя в город, оказались в окружении больше сотни вражеских солдат. Но, не поддаваясь панике и ужасу, чуваши выломали двери в одном из зданий, которое оказалось музеем, оделись в музейную форменную одежду былых войн, доспехи рыцарей, вооружились топорами и копьями, выбежали на врага. Французы в ужасе стали бежать и падать на колени». За этот подвиг чувашские храбрецы были награждены медалью. Как называлась эта медаль?
Ответ: медаль “За взятие Парижа 14 марта 1814 года”.
Вопрос на 40 баллов. Этот герой Отечественной войны родился в Алатыре в 1775 году. К началу Отечественной войны 1812 года был уже в звании полковника, исполнял обязанности дежурного генерала штаба 1-й Западной армии. Большое мужество проявил в боевых операциях у Валуженской горы, на Бородинском поле, за это был произведен в генерал-майоры и награжден Георгиевским крестом 3 степени. Был одним из инициаторов сооружения храма Христа Спасителя в Москве. Его портреты висят в Военной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге среди героев Отечественной войны 1812 года и в Третьяковской галерее в Москве. Здесь хранится также его бронзовый бюст.
Ответ: генерал-майор Петр Андреевич Кикин.
Вопрос на 50 баллов. Наш земляк, участник Отечественной войны 1812 года. Он начал военную службу еще в екатерининские времена, участвовал в итальянском походе А.В. Суворова, позже – во всех войнах с Наполеоном. Был ранен под Бородино, особо отличился в марте 1814 года, в битве за Париж, при взятии штурмом Монмартских высот (он командовал батальоном Павловского гвардейского полка). За храбрость был произведен в полковники и награжден золотым оружием. Приходится дедом Алексея Николаевича Крылова, выдающегося кораблестроителя. Назовите его.
Ответ: Александр Алексеевич Крылов
Категория «Бородинское сражение»
Вопрос на 10 баллов. Сколько длилось Бородинское сражение?
Ответ: Бородинское сражение длилось 12 часов.
Вопрос на 20 баллов. В одном историческом источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “8 сентября 1812 года завязался бой”. Как объяснить это расхождение в источниках?
Ответ: Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по новому.
Вопрос на 30 баллов. Как назвал Наполеон Бородинское сражение?
Ответ: “Московская битва – моё самое великое сражение: это схватка гигантов” Наполеон.
Вопрос на 40 баллов. Почему Бородинское сражение называют «генеральским кровопусканием»?
Ответ: В ходе Бородинского сражения русская армия потеряла 23 генерала, а французская армия - 49 генералов.
Вопрос на 50 баллов. Куда был направлен главный удар Наполеона во время Бородинского сражения?
Ответ: На Багратионовы флеши.
Ведущий: На этом основной раунд подошёл к концу. Я даю слово главному судье соревнования.
Главный судья: (подводит итоги основного раунда).
Ведущий: Финальный раунд (звучит звук гонга). На раздумье вам даётся 1 минута. Ответы должны быть написаны на бумаге. По моему сигналу вы показываете мне ответы. Итак, разгадайте шараду.
В горы буква «В» пошла
И равнину там нашла.
На равнине поселилась
И... в героя превратилась.
Атаман он казаков,
С Дона-речки берегов.
Смел, отважен он в боях,
Бил французов в пух и прах.
В шараде речь шла о Платове Матвее Ивановиче, атамане Всевеликого войска Донского, герое Отечественной войны 1812 года.
Подведём итоги. Слово главному судье соревнования.
Главный судья: (подводит итоги интеллектуального боя, звучит туш, награждаются участники).
Ведущий: На этом наш интеллектуальный бой «Недаром помнит вся Россия…» подошёл к своему логическому завершению. Благодарю вас, ребята, за хорошую игру. Всем присутствующим большое спасибо.
Использованные интернет - ресурсы:
Герои Отечественной войны 1812 года
http://hero-1812.narod.ru/
http://borodino.bytvi.ru/borodino/hero1812/
Михаил Илларионович Кутузов
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кутузов,_Михаил_Илларионович
Чувашский край в годы Отечественной войны 1812 года
http://toppedagog.ru/znamenity-zemlyaki-potomki-uchastnikov-vojny-1812-goda-rabota-nikolaeva-dmitriya-uchenika-8-klassa-mbou-sosh-9-g-alatyr.html
http://www.grani21.ru/print/49272
http://www.gia.archives21.ru/novelty.aspx?id=45&s_page=4
Бородинское сражение
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE%F0%EE%E4%E8%ED%F1%EA%EE%E5_%F1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%E5
Рисунок для оформления презентации
http://kresi.bytvi.ru/upload/image/newwalls/borodino-1609.jpg
Использованные звуки
http://onlinemusic.org.ua›song/378688/Tush-Ura333333
http://zvuki-tut.narod.ru
7