


( Л И Т Е Р А Т У Р А)
8 -9 классы
Учитель- Шевырдяева С.В.
Цели:
-определить объём и глубину познаний учащихся в литературе;
-совершенствовать артистические и поэтические способности , развивать сценические способности;
-формировать умение коллективного обсуждения и индивидуального принятия решения в экстремальной ситуации;
-приобщать через литературу к основам общечеловеческой культуры;
- способствовать становлению чувства ответственности, развивать навыки работы в коллективе.
-воспитывать любовь к чтению и литературе как учебному предмету.
Оборудование :
-лото, волшебные фрукты, фишки или лото, карточки с заданиями к конкурсам, волшебные часы .
Действующие лица:
- две команды;
- жюри;
-ведущий;
-зрители
Ведущий.
Мы приветствуем всех . кто собрался принять участие в игре «Эрудит- лото». Сегодня соревноваться будут две команды.
Сейчас они обменяются приветствиями и представят своих капитанов.
(Каждая команда приветствует соперников, жюри и представляет своего капитана)
Ведущий.
Вопросы нашей викторины различны, среди них попадаются и весьма непростые, но те кто любит и знает литературу, ответят на них . Победителей ждут призы!
П Р А В И Л А И Г Р Ы.
Ведущий.
Правила игры таковы:
представители команд вынимают из мешочка «бочонки»лото и называют номера , которые на них написаны. Мы будем зачитывать вам вопросы под этими номерами. Вам же остаётся только верно ответить на них.
За правильный ответ команда получает от 1 до 2 баллов ( в зависимости от сложности вопроса)
На обсуждение вопроса даётся определённое время.( На стене висят сказочные часы). Если команда отвечает сразу, то сэкономленное время можно использовать при обсуждении других вопросов.
Один раз за игру команда может попросить помощь у болельщиков.
Уважаемые болельщики! Чтобы не мешать командам при обсуждении вопросов, просим соблюдать тишину. За подсказку из зала команды могут подвергнуться штрафу.
А теперь начинаем игру. Желаем вам удачи! Пусть фортуна вам улыбнётся!

( Задания для разминки прилагаются. См. Приложение №1.
Вопросы задаются для обеих команд одновременно.)
НЕ ОЦЕНИВАЕТСЯ!

(Каждой команде предстоит ответить на три вопроса. За правильный ответ -1 балл. На обсуждение даётся 1минута)
1.В каких произведениях А.С.Пушкина описан Емельян Пугачёв?
( «Капитанская дочка», «История Пугачёва»)
2. На одной из железнодорожных станций нашей страны часы всегда показывают одно и тоже время- 6 часов 5 минут. Почему?
(7 ноября 1910 года на станции Астапово в 6 часов 5 минут скончался Л.Н.Толстой.С тех пор часы там показывают это время.)
3.Все хорошо знают . что няню А.С.Пушкина звали Арина Родионовна. Кто назовёт её фамилию? Прочтите строки , посвящённые ей.
( Яковлева.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты ,моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг , утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
«Зимний вечер» 1825 г.)
4.Назовите произведения А.С.Пушкина , входящие в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»)
5. Что является высоким художественным принципом И.А. Бунина?
(1. Ценность единичного , отдельного, отсутствие литературных условностей, точность и предельная достоверность.
2.Эпическая объёмность материала, насыщенная действиями и героями.
3.Яркая динамичность и насыщенность сюжета.)
6..Кому А.М.Горький в своей пьесе «На дне» или своей пьесой бросает главное обвинение?
( Обитателям ночлежки, социальному устройству общества)


(Команды за одну минуту должны назвать произведение, автора и литературного героя, которому принадлежат эти вещи. Правильный ответ -2 балла)
1. Игральные карты: тройка, семёрка, туз
(А.С.Пушкин «Пиковая дама». Герман.)
2.Трубка , кепи.
(Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Хомса и доктора Ватсона». Шерлок Хомс)
3.Рюмка с ликёром , три мухи, паутина.
(Н.В. Гоголь «Мертвые души».Степан Плюшкин)
4. Облако и штаны
( В. Маяковский « Облако в штанах». Лирический герой)
ПРИМЕЧАНИЕ: в данном конкурсе используются иллюстрации , на которых изображены вещи литературных героев.


(Каждая команда выбирает по 2 конверта, в которых лежат письма. Игроки должны ответить , кто и кому написал это письмо, назвать литературное произведение и его автора. Правильный ответ -2 балла, на обсуждение – 2 минуты.)
( Тексты писем прилагаются. См. Приложение №2)


Содержит несколько страниц
I СТРАНИЦА
« Сказочные уроки»
(Конкурс проводится для зрителей)
-Каждая сказка чему-то учит. Недаром само слово сказка произошло от древнего слова «баснь». А басня , как известно, предполагает мораль.
- Догадайтесь, из какой сказки можно извлечь следующие уроки?
1. Без труда – не вынешь и рыбку из пруда.
( «Лисичка- сестричка и серый волк»)
2.Как аукнется - так и откликнется!
( «Лиса и журавль». «Журавль и цапля»)
3.Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
( «Репка». «Кот, петух и лиса»)
4.Слушайся старших!
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
5.Будь доброй, трудолюбивой- получишь хорошего жениха.
( «Крошечка- Хаврошечка »)
II СТРАНИЦА
«Волшебные предметы»
(Конкурс проводится для зрителей)
-В сказках добрым и честным героям помогают волшебные предметы.
Какие?
1.Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд. Необходима для игры «в догонялки».
( Сапоги-скороходы)
2.Предмет кухонного убранства, находка для гурманов. Необходима для приглашения всего класса на чаепитие.
(Скатерть –самобранка)
3.Волшебный головной убор. Незаменим для игры «в прятки».
( Шапка- невидимка)
4.Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания.
( Волшебная палочка)
III СТРАНИЦА
«Сказочная газета»
( Конкурс проводится среди участников команды. Какая команда быстрее ответит. За каждый правильный ответ- 1балл. Можно использовать лото )
«Книга рекордов»
1. В одно коровье ушко влезает, в другое вылезает?
( Крошечка- Хаврошечка)
2.В одно кобылье ушко влезает, а в другое вылезает?
(Иван-дурачок)
3.В какой сказке необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой?
(Репка)
4.Живой , а смерть не страшна?
(Кощей Бессмертный)
5.Желание, которое трудно понять?
(Поди туда, не знаю куда, принеси то – не знаю что)
« О спорте»
1. Укротитель дикого животного, путешествует на нём верхом.
( Иван Царевич и Серый Волк)
2.Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и счастливую судьбу его решает.
( Царевна – лягушка)
3.Мастер воздушных пируэтов.
( Змей Горыныч)
4. Гонщик на печи.
( Емеля – дурак)
« Знакомства»
Кто из сказочных героев написал следующие объявления?
1.Мастер я колоть дрова, 2. Я- богатый, всемогущий,
Рыбок уважаю, Очень стройный, страшно злющий,
Хоть и дурья голова, Но я смерти не боюсь,
Печь меня катает!. Угадайте, как зовусь?
( Емеля) ( Кощей Бессмертный)
3.Я – обаятельная жутко, 4. Я- в семействе не один,
И обладаю нюхом чутким, Третий неудачный сын,
Причёской славлюсь неземною, Каждый, кто со мной знаком,
Летать умею над землёю. Называет дураком.
(Баба- Яга) Не согласен я никак.
Не дурак я , а добряк.
(Иван- дурак)
«Объявления. Реклама.»
Требуется отгадать автора объявления.
1. Туристическая фирма «Дремучий лес предлагает вам шикарный отдых в традиционном русском стиле. Мобильная бревенчатая изба приютит вас после изнурительной пешей прогулки по лесу, предложит вам хорошо натопленную русскую баньку и экзотические блюда. Вы можете принять участие в древнем обряде или получить клубок – путеводитель по лесу для дальнейшего путешествия по лесу от очаровательной хозяйки в народном костюме.
( Баба- Яга)
2.Клуб «Садоводы- любители приглашает спонсоров посетить смотр- конкурс «Суперовощи». Вы сможете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию особо крупных овощей.
( Герои из сказки «Репка»)
3.Лесная школа коммерции «Хочешь есть- умей хитрить» предлагает курс наглядного обучения « За лапоток – курочку, за курочку- гусочку»
( Лиса)
4. Опытный суперагент фирмы «Вихрь» в рекордно короткие сроки доставит вам воздушным путём вашу невесту в любую точку земного шара.
( Змей Горыныч)
5. Срочно требуется телохранитель для соблазнительного и сладкого любителя лесных прогулок. Оплата песнями.
( Колобок)


( Соревнуются капитаны команд. Ответы записывают на листочках бумаги.
Или устно. Первым отвечает тот, кто успеет схватить волшебное яблоко.
За каждый правильный ответ – 1 балл)
1.Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
( Колобок)
2.Назовите героиню русской народной сказки , которая была сельскохозяйственным продуктом?
( Репка)
3. В какой русской народной сказке решаются проблемы обеспечения жильём?
( «Теремок»)
4.В какой русской народной сказке брат не послушался сестру: нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
5. Назовите героиню французской сказки , которая получила своё прозвище благодаря головному убору.
(Красная шапочка)
6.Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай.
( Буратино)
7.Какой герой французской сказки очень любил обувь, и как его за это розвали?
( Кот в сапогах)
8. Назовите имя героя, который построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь?
(Наф-Наф из сказки «Три поросёнка»)


( Каждая команда выбирает конверт, в котором лежит лист с названием басни И. Крылова . Команда должна инсценировать басню. Высшая оценка -2 балла.
Пока команда готовится, проводится конкурс для зрителей )
КОНКУРС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ
1. Имя легендарного основоположника жанра басни, жившего, как предполагают, в 11 веке до н. э.
(Эзоп)
2.Угадай басню И.А. Крылова по цитате:
А) «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…»
(«Волк и ягнёнок»)
Б) «И сели на лужок под липки // Пленять своим искусством свет…»
(«Квартет»)
В) «А Васька слушает да ест…»
(«Кот и повар»)
Г) «Вот друга я люблю! Зато уж чванных не терплю.// Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!..»
(«Демьянова уха»)
Д) «Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею…»
(« Свинья под дубом»)


( Каждый член команды имеет право задать подготовленный им вопрос любому члену другой команды. Жюри решает, какой вопрос самый интересный, и вручает его автору приз. За каждый правильный ответ –
1 балл.
Вопросы можно подготовить дома!)


(По окончаниям знаменитых стихотворных строк участники должны за одну минуту вспомнить и прочесть стихотворение целиком или его отрывок, назвать автора. Номер задания команда определяет с помощью лото. За каждый правильный ответ-2 балла)
ОБРАЗЕЦ.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет , как дитя.
( А.С. Пушкин «Зимний вечер»
1. Зима! Крестьянин , торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как- нибудь.
(А.С.Пушкин . Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
2.Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
( М.Ю. Лермонтов «Парус»)
3. Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел . Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
( Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»)
4. У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Кем работать мне тогда,
Чем мне заниматься?
( В.В.Маяковский « Кем быть»)


( За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Время на обдумывание 2 минуты. Номера вопросов ребята определяют с помощью лото.
Карточки с заданиями прилагаются ! См. Приложение №3)
ВЕДУЩИЙ
Ребята, если вы помните, у каждого уважающего себя сыщика имелась специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. Здесь хранятся словесные портреты персонажей известных вам книг. С некоторыми из них вы сейчас познакомитесь. Вы должны назвать имя героя , угадав его по словесному портрету, определить из какого он произведения и кто его автор.
(1.Ихтиандр-Морской Дьявол А.Беляев. «Человек-амфибия»
2.Д Артаньян. А. Дюма «Три мушкетёра»
3.Пятница. Д.Дефо «Робинзон Крузо»
4. Собака . А. Конан-Дойль «Собака Баскервилей»)
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
РАЗМИНКА
1. Как иначе можно назвать произведения устного народного творчества?
(Фольклор)
2.Объясните значение крылатого выражения «Кануть в лету»
( Быть забытым навсегда)
3.Какие две части выделяют в Библии?
( Ветхий завет. Новый завет)
4.Какие вы знаете типы русских народных сказок?
( Волшебные, бытовые, сказки о животных)
5.Имена первых детей Адама и Евы.
( Каин и Авель)
6.Кто такая Вазуза?
( Река)
7.Реплика Бабы-Яги, когда она чувствует, что в её жилище прячется незваный гость.
(Фу-фу! Русским духом пахнет!»)
8.Каков буквальный перевод слова «Библия»?
( Книга)
9.Средство передвижения Бабы-Яги.
(Ступа)
10. Какое событие в библейской истории вызывает в вашей памяти имя Ноя?
( Всемирный потоп)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
КОНКУРС « ПИСЬМА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
1.Спешу уведомить, душа…какие со мной чудеса творятся. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму, как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал- губернатора. И я теперь живу у городничего , волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решаясь только с которой начать…
(Иван Александрович Хлестаков-Тряпичкину
Н.В.Гоголь «Ревизор»)
2. Милый… ! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.
А вчерась была мне выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что качал ихнего ребёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку…
(Ванька Жуков –дедушке
А.П.Чехов «Ванька»)
3. …
Но говорят вы нелюдим,
В глуши , в деревне всё вам скучно,
А мы… ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда б не знала вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья…
( Татьяна Ларина-Евгению Онегину
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
4.Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? С какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может повод подаю!
Случайно вас когда-то встретя,… (Евгений Онегин-Татьяне Лариной
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
КОНКУРС « ДЕТЕКТИВЫ»
1. Странное, плавающее существо; получеловек- полулягушка, с серебристой чешуёй, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо сняло очки и перчатки, выяснилось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет, который в своём получеловечьем виде так пугал ловцов жемчуга, что получил прозвище…
(Ихтиандр-Морской Дьявол
А. Беляев «Человек-амфибия»)
2. Молодой человек 18 лет отроду из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приёмами одного из самых распространённых в 17 веке видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарство, галантное отношение к дамам, он не лишён остроумия, хитрости, сообразительности.
( Д Артаньян.
А. Дюма «Три мушкетёра»)
3. Молодой туземец родом из дикого племени. Был обречён на смерть, но спасён человеком, который жил в одиночестве несколько лет. В благодарность за спасение туземец стал его верным другом и разделил одиночество спасателя.
( Пятница.
Д. Дефо «Робинзон Крузо»)
4. Это была собака, огромная, чёрная, как смоль.Но такой собаки ещё никто из нас смертных не видывал. Из её пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное , чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана.
( Собака.
А. Конан –Дойль « Собака Баскервилей)