СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальный турнир "Что? Где? Когда?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот турнир был проведен среди команд 9-ых классов, но его можно проводить и среди учащихся 8-ых, 10, 11 классов. Главное условие – в команду отбираются ученики, которые посещали или посещают факультативный курс по экологии. Остальные учащиеся в выбранной параллели составляют команды болельщиков. Турнир хорошо проводить в актовом зале. Время проведения неделя предметов естественного цикла. Цель мероприятия – популяризация знаний по биологии и экологии.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальный турнир "Что? Где? Когда?"»

Интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?»



I тур заключается в представлении каждой команды.

Капитаны представляют свои команды (название, девиз и эмблема – представляется для оценки жюри)

Проводится жеребьевка на сцене.

Максимальная оценка 3 балла. Оценивается оригинальность и соответствие эмблемы названию команды, а также красочность оформления.

Сама игра проводится в три этапа по олимпийской системе:


I тур – отборный;

II тур – полуфинальная игра;

III тур – финальная игра.


В отборочном туре каждой команде задается по 2 вопроса. Максимально на обдумывание дается 1 минута. Каждый вопрос оценивается в 1 очко. А теперь внимание! Остальные команды также обсуждают каждый вопрос и при нахождении ответа поднимают свой знак. В случае, если команда дает неправильный ответ, право ответа предоставляется той команде, которая первая поднимает знак.

Жюри внимательно следит за игрой и подсчитывает баллы. По итогам отборочного тура в полуфинал выходят три команды.

А теперь прошу жюри объявить результаты I тура.


  1. 1. Замечено, что в ручьях и реках, освоенных бобрами, больше рыбы, чем в водоемах, где нет бобров. Как можно объяснить это явление?

  • Плотины препятствуют сносу по течению мелких речных животных, застойная вода лучше прогревается, что способствует активизации рыб.


  1. Бабочка эта так красива, что ученые дали ей имя греческого бога красоты. Поведения она тоже благородного. Сама предупреждает птиц, что невкусна, падает на землю, раскрывая крылья с красными «фонариками». Но от коллекционеров это не спасает. Ведь она самая крупная из семейства парусников. Как называется эта бабочка?

  • Апполон.


  1. 1. Что такое обеднение почвы? В результате чего оно бывает?

  • обеднение почвы питательными веществами, ведущие к снижению её плодородия. Оно бывает естественное – заболачивание или засоление и в результате деятельности человека – нарушение агротехники и севооборота.


  1. Отличный у маленького жука аппетит. За день съедает до 200 шт. тли, а личинка его и того больше. Что это за насекомое?

  • божья коровка.


  1. 1. Какими особенностями физиологии обладают животные, способные жить в сильно загрязненной среде? И что это за животное?

  • таракан, серая крыса, ворона; у них такое гибкое поведение, хорошее восстановление численности и всеядность.


  1. Какой пушной зверек, привезенный из других стран, хорошо акклимати-зировался в нашей стране и, в том числе, встречается в Бузулукском бору?

  • Ондатра из Канады занимает теперь II место в пушном промысле.


  1. 1. Какие изменения в видовом составе рыб р. Урал произошли после постройки Ириклинского водохранилища?

- Уменьшилось количество осетровых, появился сиг.


  1. Такая маленькая, а человека научила большому делу – бумагу из дерева добывать. Сама она так бумагу делает, что дом из нее строит, ему и дождь не страшен. О ком идет речь?

- Оса.


  1. 1. Если на чашу весов сложить бабочек, жуков и других насекомых на 1 га леса, а на другую чашу поместить всех остальных животных с того же леса, то какая чаша перевисит и почему?

  • насекомые, так как в лесу они занимают разные места обитания, отличаются по способам питания и отличаются высокой плодовитостью, причем нельзя забывать о их яичночной стадии.


  1. Это замечательный зверек, численность его в Оренбургской области менее ста экземпляров. Живет в тихих речках русской равнины, всю жизнь может провести в воде и не выйти на берег. Выставит из воды кончик длинного носа – хоботка, вдохнет воздух и опять под воду. Даже ест в воде. И нору роет в крутом берегу под водой. Занесен в красную книгу, редок, так как беспомощен. О ком идет речь?

  • Выхухоль.


При равном счете очков капитанам команд задается дополнительный вопрос:


- Сидит эта птица на коряге или сухой ветке и в воду смотрит, будто себя – красавицу в зеркало разглядывает. И вдруг срывается в низ. Но не утонула, смотришь - уже вынырнула с рыбкой в клюве – и в норку. О какой птице идет речь?

- зимородок


В полуфинале после жеребьевки играет уже три команды. Условия игры те же. Так же дается по 1 минуте на обдумывание вопроса и возможность ответа другой команде, если 1й ответ не верен. Не забываете вовремя поднять знак. Команда, набравшая наименьшее количество очков из трех оставшихся, занимает 3 место.


  1. 1. Это комнатное растение обладает высокой способностью уничтожать вредностные микроорганизмы. Ученые рекомендуют держать такое растение в школах, больницах и в квартирах. Это неприхотливое растение семейства амариллисовых, ярко цветущее, в соцветиях на 1 стрелке до 20-ти цветков, листья жесткие, ремневидные. Родина Южная Африка.

- Кливия.


  1. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?

- Взаимовыгодны отношения между цветковыми растениями и опылителями; птицами и сочными плодами; фитозоопланктон, так как они ускоряют круговорот азота; муравьи и лиственные деревья. Так как они защищают их от паразитов.


  1. 1. Это растение - прекрасный индикатор, в настоящее время селекционеры вывели новый, очень чувствительный к загрязнению воздуха сорт. Когда в воздухе содержится 0,15 частей какого-либо газа на млн. частей воздуха – листья его покрываются белыми пятнами. Это многочисленное семейство: растения бывают листовых или кустовых форм, пришельцы из тропических лесов Африки и Америки.

- Бегония.


  1. Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы и как они это делают?

  • Мхи и лишайники с атмосферными осадками, эпифиты из разлагающихся органических остатков в трещинах, бобовые и ольха – симбиоз с азотфиксированными бактериями, паразиты - из растений-хозяев, насекомоядные – из жертв, водные - из воды.


III. 1. Это комнатное растение семейства коммелиновых с травянистыми свисающими побегами. Оно обладает множеством положительных качеств и к тому же одно из самых знаменитых на земле, так как совершило 22- дневное путешествие в космос, выдержало все перегрузки, даже образовало новые листья, а стебель завился винтом.

  • традесканция.


  1. Какие связи есть между грибами и насекомыми?

  • пища многих насекомых и их личинок, муравьи – листорезы и термиты выращивают грибы, снабжая их субстратом. Личинки древоточцев, пораженных гифами грибов – паразитов и взрослые усачи переносят споры грибов на лапках и заражают деревья.


Дополнительный вопрос:


- Люди издавна изготавливали бересту и липовое лыко. Какой вред этот промысел приносит для березы и липы?

- Повреждения, наносимые деревьям, смертельны. Обычно кора снимается кольцом, из-за чего полностью прерывается ток органических веществ и дерево погибает. Даже если полукольцом - дерево выдержит 2-3 такие операции.


Итак, финальная игра.

Командам предстоит самое трудное - блиц-гейм. (См. любой набор вопросов из приложения № 2 (V гейм)).

Ведущий и жюри подсчитывают итоговое количество баллов. Проводится церемония награждения.

Заключительные слова ведущего:


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездарный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.


Ф.И. Тютчев