СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Просмотр содержимого документа
«Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)»

Интерьер как средство характеристики героя (по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя — величайшее произведение русской классики. Н. В. Гоголь — мастер сатирического изображения действительности. В первом томе «Мертвых душ» он задумал показать темные стороны русской действительности. Важное место в произведении занимают образы помещиков, которых по очереди, с целью покупки у них «мертвых душ», посещает Чичиков.


В изображении каждого помещика автор использует различные средства характеристики, которые «работают» на раскрытие его образа: портретное описание, описание деревни, вещей, принадлежащих помещику, господского дома, ритуала обеда, речь героя.


Критики считают, что каждый помещик олицетворяет собой какой-либо порок.


Манилов — это «пустая мечтательность», бездейственность. Интерьер комнат в доме Манилова говорит о том, что здесь живет богатый, но ленивый помещик: "...

Казалось бы, усадьба его устроена весьма неплохо, даже «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых ака­ций», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»...». Но в доме все же чего-то «вечно недоставало: в гостиной стояла пре­красная мебель, обтянутая щегольской шелковой ма­терией... но на два кресла ее недостало, и кресла стоя­ли обтянуты просто рогожею...», «в иной комнате и вовсе не было мебели», «ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале...». В кабинете Манилова есть много говорящих деталей, которые раскрывают характер и привычки Манилова. Итак, вот как Гоголь описывает интерьер кабинета Манилова: "... мой кабинет, – сказал Манилов и повел в небольшую комнату, обращенную окном на синевший лес. – Вот мой уголок ..." "... В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года..." "... Приятная комнатка [...] Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою [...] несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени..."

Вместо того чтобы взяться и довести благоустройство дома до конца, Манилов предается несбыточным и бесполезным мечтам о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие това­ры, нужные для крестьян».


Коробочка олицетворяет собой «ненужное» накопительство. Кроме «говорящей» фамилии эту героиню ярко характеризует еще и внутренне убранство комнаты: «...за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок...».Старые обои, старинные часы, старые картины…Шарманка из красного дерева - забавный элемент интерьера в кабинете Ноздрева.

В доме разгильдяя Ноздрева нет никакого порядка: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены... пол весь был обрызган белилами». В кабинете Нозрева нет ни книг, ни бумаг. Очевидно, что в своем кабинете он мало занимается делами и хозяйством. Зато в кабинете есть дорогие сабли, ружья и кинжалы:


Господский дом помещика Собакевича в "Мертвых душах" может многое рассказать о его хозяине. Дом Собакевича является отражением его характера и личности. Помещик Собакевич - хороший хозяин своей усадьбы. Собакевич предпочитает удобство и мало заботится о красоте вещей. Внешний вид и интерьер дома Собакевича подтверждает этот факт.

Все в его доме дополняет « медвежий » образ Михаила Семеновича: «...Все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!" ». В гостиной Собакевич висят огромные картины с полководцами во весь рост.


Господский дом Плюшкина - мрачный, вымерший, дряхлый. Ворота и ограда в усадьбе обветшали и покрылись плесенью

В доме Плюшкина открыты только два окна. Остальные заколочены или закрыты. В дом едва ли попадает дневной свет.


Крайнюю степень нищеты, скопидомство хозяина обличает описание «обстановки» в доме Плюшкина, которого мужики прозвали «заплатанной». Автор посвящает этому целую страницу, для того чтобы показать, что Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»: «На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятни­ком, к которому паук уже приладил паутину... На бюре... лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом... лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресла, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами... кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке...» и т. д. — это то, что было в понимании хозяина более ценным. «В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах... Высо­вывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога». Рачительность, экономность Плюшкина превратились в жадность и ненужное накопительство, граничащее с воровством и побирушничеством.


После прочтения поэмы невольно начинаешь обращать внимание на обустройство своего дома, своих друзей, знакомых, ведь внутренний интерьер многое может рассказать о хозяине, его привычках, характере.


Самые популярные вопросы о Чичикове

Как зовут Чичикова? Чичикова зовут Павел Иванович.

Как зовут кучера Чичикова? Кучера Чичикова зовут Селифан.

Как зовут слугу (лакея) Чичикова? Слугу (лакея) Чичикова зовут Петрушка.


Чем похожи Чичиков и Плюшкин? Чичиков и Плюшкин похожи тем, что они оба - экономные, жадные и подозрительные люди.

Чем Чичиков похож на Собакевича? Чичиков похож на Собакевича тем, что оба эти героя везде ищут свою выгоду, они основательно и серьезно походят к делу.

В какой последовательности Чичиков посещал помещиков? Чичиков посещал помещиков в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.


Какой чин носил Чичиков? Чичиков носил чин коллежского советника.

Как Чичиков попал к Коробочке? Чичиков попал к Коробочке, потому что сбился с пути и искал ночлега.

Кто отдал Чичикову бесплатно мертвые души? Манилов отдал бесплатно Чичикову мертвые души.

Какого цвета был фрак Чичикова? У Чичикова был фрак "брусничного цвета с искрой".


Кто предложил Чичикову почесать пятки? Коробочка предложила Чичикову почесать пятки на ночь.