СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интерактивная доска как способ повышения мотивации и активизации познавательной деятельности на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе как средства повышения мотивации учащихся

 

 Огромные возможности доски позволяют включать в образовательный процесс разнообразные виды деятельности.

Для работы не требуется специальных знаний и навыков. Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.

Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.

Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).

Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

 Интерактивная доска помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Материалы, которые я использую в работе с интерактивной доской:

Математика.

Интерактивные задания  по математике для начальной школы в значительной степени основаны на упражнениях, которые ученики привыкли выполнять в своих рабочих тетрадях и на обычной школьной доске. Работа с интерактивной доской помогает сделать эти упражнения более разнообразными и интенсивными.

Данное задание  предназначено для отработки навыков измерения предметов и предполагает работу в форме "Упражнения". На странице размещен инструмент измерения - линейка с делениями - и три предмета - две разных ручки и карандаш, - длину которых можно изменять. Учитель может попросить ученика у доски измерить длину или ширину того или иного предмета и объяснить, как он это делает. Можно также дать задание сравнить предметы по длине и показать как это делается. (рис. 1)

  рис. 1

 

Для усложнения задания предмет можно расположить под углом.

Такие виды заданий  могут также использоваться учителем на стадии объяснения материала в качестве интерактивного наглядного пособия.

Следующее задание предназначено  для отработки навыков устного счета и изучения свойств чисел.

На странице размещены льдинки, каждая из которых обозначает одно из чисел от 1 до 10. (рис. 2)

   рис. 2

 

На базе данного ресурса учитель может давать самые различные задания. Например, требуется помочь белому медведю добраться до рыбки, используя только чётные числа. Путь медведя можно рисовать маркером или перемещать картинку медведя по льдинкам. В следующий раз можно дать аналогичное задание, но использовать, к примеру, только простые числа или числа, которые делятся без остатка на 3. В следующих классах начальной школы ресурс можно изменить, заменив числа на льдинках от 1 до 10 на числа от 1 до 100 и давая задания, соответствующие темам, которые изучаются на 2-ом, 3-ем и 4–ом году обучения. Соответственно необходимо изменить заголовок, если учитель не посчитает правильным его вообще удалить, а задания формулировать устно, что дает ему большую гибкость в работе с ресурсом.

 

Ресурс также может использоваться учителем на стадии объяснения материала в качестве наглядного пособия.

Универсальный ресурс для изучения и отработки темы «Состав числа». Недостающее число ученик вписывает маркером в пустой квадратик. Числа в кружке и в квадрате, учитель может легко самостоятельно изменить на любые другие. (рис. 3)

   рис. 3

 

Ресурс в качестве модели можно использовать в первом классе для составления и решения задач на сложение и вычитание.

Ресурс аналогичен предыдущему, с тем отличием, что подбирать пару к первому числу ученик может не только вписывая число в пустой квадратик, но и перетаскивая в него карточку с числом из набора. (рис. 4)

   рис. 4

 

Учитель, используя числа-карточки, может изменить задание еще более быстрым и удобным способом.

Ресурс также предназначен для отработки состава числа, но в отличие от предыдущих содержит сразу несколько примеров, что позволяет повысить

интенсивность работы на уроке. Все числа также могут быть самостоятельно изменены учителем. (рис. 5)

   рис.5

 

Ресурс также предназначен для отработки навыков вычитания в пределах десяти.

На странице изображены три птицы, каждая из которых несет какое-то число, и три гнезда, на каждом из которых написан пример на вычитание. Задание заключается в том, чтобы помочь птицам найти свои гнезда. Задание выполняется в форме «Упражнения». Ученик выполняет задание у доски, перетаскивая каждую птицу к тому гнезду, у которого решение примера соответствует числу на птице.(рис. 6)

   рис. 6

 

Этот интерактивный ресурс – одна из тех задач, которые ученики привыкли записывать и решать в своих рабочих тетрадях и на обычной школьной доске. Работа с интерактивной доской помогает более наглядно представить условие задачи и сделать ее решение более интересным. В данном ресурсе в левой части страницы приведено условие задачи, а в правой части - отведено место для решения. Ученик может записывать

.

решение, как в привычной форме, с помощью письма маркером, так и перетаскивая числа и знаки. (рис.7)

   рис.7

 

Ресурс предназначен для составления и решения задач на сложение и вычитание.

Изменяя количество пирожков и текст задания, учитель может составить множество различных вариантов заданий. (рис. 8)

  рис.8   

 

 

   

 

Ресурс представляет собой задачу, которая решается в два действия.

Результат первого действия представлен в наглядной форме и скрыт с помощью «шторки». В правой части страницы оставлено место для записи решения. (рис. 9)

 

 

 

      

 

 

Ученик у доски записывает решение первой части задачи или кто-то из учеников объясняет. Что для этого нужно сделать в первом действии. После получения правильного результата первого действия учитель открывает шторку.

Ресурс предназначен для отработки приемов решения задач на сложение и вычитание.

В верхней части страницы размещены картинки овощей, в нижней части оставлены области для записи решения. Задание выполняется в форме упражнения. Учитель устно формулирует задачу. Ученик у доски записывает решение и объясняет свои действия. Исходные данные задачи - виды овощей и их количество - учитель может изменять самостоятельно. (рис. 10)

  рис. 10

 

 

 

 

 

Отработка решения задач с использованием интерактивной доски помогает более наглядно представить условие задачи и предоставляет возможность учителю на основе одного базового ресурса создавать множество различных вариантов при составлении задач.

 

 Русский язык.

Ресурс предназначен для отработки правил правописания окончаний имен прилагательных. Задание выполняется в форме «Упражнения».

Ученик может заполнить пропуск либо дописав окончание маркером, либо перетащив нужное окончание из текстовых объектов, размещенных под чертой в нижней части страницы (рис. 11).

 

 

 

рис. 11

 

 

Ресурс предназначен для отработки правил правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Задание выполняется в форме «Упражнения» (рис. 12). Ученик с помощью маркера вписывает букву, обосновывая свой выбор. Ошибки можно исправить, воспользовавшись инструментом «Ластик».

 

 

 

рис. 12

 

рис. 13

Правильное написание слов можно проверить с помощью приема “Magic Box” перетащив синий прямоугольник в правую часть строки (рис. 13).

Ресурс аналогичен предыдущему. Отличается способом использования приема “Magic Box”. Magic Box располагается справа от словосочетания. Для проявления правильных ответов учитель растягивает вниз нижнюю границу Magic Box (рис. 14).

 

 

 

 

 

рис. 14

 

 

 

 

 

Ресурс предназначен для отработки и проверки написания словарных слов. Ученик может заполнить пропуск либо дописав окончание маркером, либо перетащив нужную букву из набора гласных, помещенных под чертой в нижней части страницы (рис. 15).

 

 

 

рис. 15

 

 

Ресурс предназначен для отработки разбора слов по составу.

Выполняется в форме «Упражнения», аналогично тому, как это делается на обычной школьной доске.

Для выделения частей слова используются инструменты рисования (рис. 16).

 

 

 

рис. 16

 

 

 

Развивающие задания.

  В эту группу демонстрационных ресурсов мы включили несколько интерактивных развивающих заданий, которые предназначены для работы с интерактивной доской с младшими школьниками при подготовке в школу или на уроках.

Ресурс предназначен для отработки темы «Цвет. Форма. Размер». Задание выполняется в форме «Упражнения». На линейке в центре страницы поставлен образец - желтый квадрат, а внизу страницы размещены фигуры различной формы, цвета и размера (рис. 17).

 

 

 

рис. 17

 

 

Требуется дополнить ряд фигурами одинакового с образцом цвета. Ученики отбирают из набора фигуры, подходящие по условию задания, и перетаскивают их на линейку.

Фигуры легко масштабируются и перекрашиваются, так что учитель имеет возможность быстро изменить состав набора фигур. Кроме того, учитель может изменить и само задание. Например, можно дать задание продолжить ряд фигурами другого размера.

Ресурс также предназначен для отработки темы «Цвет. Форма. Размер». Требуется заполнить клетки таблицы фигурами разной формы и цвета по образцу (рис. 18). Ученик отбирает из набора фигуры, подходящие по условию задания, и перетаскивает их в соответствующие ячейки таблицы.

 

Набор фигур разной формы, цвета и размера учитель может легко создавать самостоятельно, используя инструмент ПО Elite Panaboard book «Фигуры».

 

 

 

рис. 18

 

 

В данном ресурсе используется классический при работе с интерактивной доской прием «скрыть-открыть». Задание выполняется в форме «Опроса». На экране доски показывается загадка (рис. 19, рис. 20). Учитель может прочитать загадку сам или попросить кого-нибудь из учеников.

 

 

 

рис. 19

 

рис. 20

После того, как загадка будет разгадана, учитель маркером открывает шторку, чтобы показать отгадку. Картинки и цветовое оформление страницы могут служить подсказками.

Ресурс предназначен для формирования и развития навыков установления логических связей. Требуется установить связь между словом и изображением тех предметов, для обозначения которых это слово употребляется. Ученик может передвинуть слово к картинке или соединить их стрелкой (рис. 21).

 

 

 

 

 

рис. 21

 

 

 Ресурс предназначен для формирования и развития навыков логической операции «классификации» в ее более простой форме – отбора. Требуется из заданного набора предметов выделить один, отличающийся от остальных каким-либо особым признаком (рис. 22). Ученик перетаскивает «лишний» предмет в область, отмеченную желтым фоном, и объясняет свой выбор.

 

 

 

рис. 22

 

 

Ресурс предназначен для формирования и развития навыков установления логических связей. В одной части страницы представлены представители различных профессий, а в другой – их головные уборы (рис. 23). Ученик определяет, кому может принадлежать выбранный головной убор и перетаскивает его на нужное место. Учитель наводящими вопросами помогает выстроить логическую цепочку.

 

 

 

 

 

 

Ресурс предназначен для отработки навыка определения времени по стрелочным часам. Учитель называет время, а ученик на доске устанавливает стрелки в такое положение, чтобы часы показывали заданное время (рис. 24). Для повышения интереса и лучшей концентрации внимания при работе с интерактивной моделью часов можно добавить прием «скрыть-открыть». Например, вопросы можно подготовить заранее в виде записей на доске и закрыть их шторками. В ходе работы с ресурсом учитель открывает очередной вопрос и задает его классу. Один из учеников у доски выполняет задание. После того, как оно будет выполнено, учитель открывает следующий вопрос.

 

 

 

рис. 24

 

 

 

Заключение.

     Данная творческая работа убедила меня в том, что мотивация и активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе играет огромную роль. Успешность обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению  изучаемого материала.  Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.

       Считаю, что проведенное исследование является подтверждением выдвинутой мною гипотезы: процессу активизации познавательной деятельности способствует применение интерактивных форм и методов.

           Выводом моего исследования является то, что развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, которая складывается в случае признания безусловной ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, глубоком эмпатическом понимании, опоре на позитивные стороны личности, проявлении такта и осторожности при встрече с неудачами, стремлении обеспечить условия для проявления самостоятельности.

      Рекомендации учителям:

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения                                            на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

 

 

 

 

 

Литература

 

1.      Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: ИОШ РАО. 1994.

3.      Луканкин Г.Л. Сергеева Т.Ф. Информационно-категорийный подход к обучению математики младших школьников // Информатика и образование. – 2000. - №1.

4.      Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. - М.: Про-пресс, 1998.

5.      Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: Про-пресс, 1998.

6.      Смирнова М. А. Уроки математики с применением информационных технологий, 2008

7.      Руденко Н. Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.

8.      Щелухина А. С. Возможности использования ИТ в преподавании блока дисциплин

    «Культура и искусство».

9 .     Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования,  2003

10. .  Кехтер Т. А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно – коммуникативных технологий.

11.   Зарецкий Д.В., Зарецкая А.А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование, 1997. № 7. – С.89-95.