Подготовка специалистов организаций отдыха и оздоровления детей
Тульской области в рамках реализации региональной программы Тульской области
«Комплексные меры профилактики социального сиротства
в Тульской области на 2016 - 2017 годы»
Интерактивное тренинговое занятие личностного роста «Познай себя»
Цель: повышение компетентности специалистов оздоровительных организаций в части организации воспитательной работы с детьми, в том числе с использованием современных психологических и игровых технологий, направленных на построение конструктивных взаимоотношений с воспитанниками и коррекцию внутрисемейных отношений и норм поведения (с использованием метафорических ассоциативных карт)
"Познай себя и ты познаешь весь мир!"
Сократ
Тренинговое занятие личностного роста рекомендовано к проведению в летних оздоровительных лагерях для мобилизации личностных ресурсов воспитателей, помощи воспитателям в налаживании конструктивного взаимодействия с окружающими, в том числе с воспитанниками, а также коррекции эмоционального отношения воспитателей к себе, поиск ресурсов для более эффективной работы.
Задачи:
- познание воспитателей своих личностных особенностей, которые могут выступать ресурсом воспитания детей;
- осмысление своих личных интересов, ценностей, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений;
- накопление эмоционально – положительного опыта, развитие интереса к себе;
- снижение негативных переживаний и их трансформация в положительные эмоциональные состояния;
- освоение техник саморегуляции эмоционального состояния, развитие групповой сплоченности, рефлексии и эмпатии.
Информационно-методическое оборудование:
Метафорические ассоциативные карты:
«Мерлин» И. Шмулевич (вариант с переводом с иврита Л. Мошинской);
«Мастер сказок» Т. Зинкевич-Евстигнеевой;
«Она» К. Крюгера;
«Я и все-все-все» К.Крюгера
«Короба и дороги» И. Шмулевич;
«Ресурсы и силы» С. Филиной.
Флипчарт, фломастеры.
Компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.
Демонстрационная видеопрезентация «В чём счастье?»
Листы бумаги белого, зелёного, розового, жёлтого цвета, фломастеры (карандаши) по количеству участников.
Участники: воспитатели детских оздоровительных лагерей Тульской области.
Ведущие: психологи ГУСОН ТО «Региональный ресурсный центр «Перспектива»:
педагог – психолог отделения срочной социальной помощи Задкова О.В.;
психолог отделения организации постинтернатного сопровождения Токарева Ю.Д.;
педагог-психолог отделения помощи семье и детям Сиротенко Ю.И.
Тренинговое занятие рассчитано на работу группы из 15 – 20 человек.
Продолжительность: 3 часа.
Содержание занятия:
№ | Содержание этапа (упражнения) | Время |
| I этап – Знакомство | 20 мин. |
1 | Вступительное слово | 5 мин. |
2 | Послание дня «Мерлин» | 5 мин. |
3 | Знакомство «Имя – качество» | 5 мин. |
4 | Упражнение 1 - Разогрев группы | 5 мин. |
| II этап – Основная часть | 145 мин. |
5 | Упражнение 2 – «Три цвета личности» | 15 мин. |
6 | Упражнение 3 - “Я, мы, вы, они“ | 20 мин. |
7 | Упражнение 4 - «Рисование вдвоем» | 20 мин. |
8 | Упражнение 5 - «Разожми кулак» | 10 мин. |
9 | Упражнение 6 - «Короба твоей жизни» | 20 мин. |
10 | Упражнение 7 - «Стакан воды» интерпретация | 10 мин. |
11 | Упражнение 8 - «Марионетка» | 20 мин. |
12 | Упражнение 9 - «Большая картинка» | 20 мин. |
13 | Демонстрация презентации «В чем счастье?» | 10 мин. |
| III этап – Заключительная часть | 15 мин. |
14 | Заключительное слово | 5 мин. |
15 | Рефлексия | 10 мин. |
I этап. Знакомство.
Задача этого этапа – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.
Вступительное слово ведущего: «В том, как мы говорим, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем,- много и профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности, нивелируя недостатки. Сегодня мы работаем в тренинговой группе.
Для этого нам необходимо ознакомиться с правилами работы в группе:
- обращаться друг к другу по имени;
- принимать себя и других такими, какие вы есть;
- быть искренним;
- избегать оценок друг друга;
- все, что делается в группе, делается на добровольных началах;
- активное участие в происходящем;
- уважение говорящего;
- каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово;
- конфиденциальность всего происходящего в группе;
- строить общение по принципу «здесь и сейчас»
- выключить звук мобильного телефона.
Т.е. работа в тренинговой группе предполагает активность, открытость, доброжелательность и толерантность. Начнем мы нашу работу.
Послание дня с использованием метафорической колоды «Мерлин»
Процедура проведения. Выбрать карту настроения сегодняшнего дня, открытую или закрытую. Рассмотреть карту, её послание. Как оно перекликается с планами на сегодняшний день? Запомнить карту, или снять карту на мобильный телефон. В течение дня регулярно посматривать на карту и поступать в соответствии с её посланием.
Знакомство «Имя – качество»
Процедура проведения. Один из участников, держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Например, «Дима – деловой, Марина – миролюбивая». Затем мяч передаётся другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.
Упражнение 1 - Разогрев группы
Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.
Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
Руки за голову кто по утрам любит поспать.
Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.
II этап. Основная часть.
Упражнение 2 – «Три цвета личности»
Задача: помочь участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
Каждый участник группы получает три небольших листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например:
зеленый - "как все" в данной группе;
желтый - "как некоторые из присутствующих",
розовый - "как никто больше".
Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке "как все" должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке "как некоторые" - качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.
После заполнения листочков ведущий просит участников взять в руки тот, на котором записаны черты "как все". Называются общие черты для всех, кто находится в данной группе (записать на флипчарте чаще всего встречающиеся).
Таким же способом тренер просит обсудить содержание листочков "как некоторые" и "как никто больше". Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой.
С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает неповторимым в данной группе.
Вопросы для обсуждения:
Какое качество личности было найти у себя труднее всего и почему?
Как вы думаете, что дают педагогам такие групповые формы работы? Ведущий: «Итак, мы приходим к выводу, что мы одновременно и похожи друг надруга, и, конечно же, чем-то различаемся, что позволяет нам быть индивидуальными и неповторимыми. Так и наши ученики обладают похожими качествами, которые их объединяют, и качествами, о которых мы порой даже не знаем, не замечаем, но именно они отличают их друг от друга и от нас, взрослых».
Упражнение 3 - “Я, мы, вы, они“ с использованием метафорических карт
Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Мастер сказок»
Цель: развитие рефлексии по отношению к «Я-образу», развитие навыков коммуникации и взаимодействия.
Задачи: осознать свои ценности, индивидуальные особенности, черты характера, мотивы быть внимательным к партнерам по упражнению, научиться выстраивать взаимоотношения и взаимодействовать с партнерами, опираясь на общие цели и ценности расширить уровень взаимодействий от диады до малой группы (четверки)суметь заявить о себе и одновременно бережно и уважительно отнестись к декларируемым «образам Я» остальных.
Инвентарь: колода метафорических ассоциативных (проективных) карт «Мастер сказок».
Время работы: 20 минут.
Алгоритм работы.
Вступление. Проводится в групповой форме. Ведущий раскладывает карты из колоды «Мастер сказок» изображением вверх и предлагает каждому участнику выбрать одну карту, которой тот хочет представить себя. Если кто-то из участников хочет взять две карты, представляющие разные стороны его характера, позволить ему использовать две, но не больше.
Инструкция:
Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами поиграем в сказочных персонажей. Выберите по одной карте, на которой нарисован какой-то персонаж, похожий на вас». На выбор карт всей группой отводится 5 минут. Лишние карты убираются в коробку.
Ведущий: «Теперь объединитесь в пары с тем, кто рядом с вами. В паре по очереди расскажите друг другу о себе, и тех ваших чертах, которые отражает выбранный вами персонаж. Это могут быть черты внешности, характер, привычки, любимые занятия, симпатии или антипатии, мечты. Задача того, кто слушает — быть внимательным, не перебивать, не критиковать, не спорить по поводу нарисованного персонажа или особенностей партнера, о которых он говорит. Когда каждый расскажет о себе и своем персонаже, каждая пара придумывает, что их персонажи могут делать вместе, какие задачи могут вдвоем выполнить — не важно, сказочные или жизненные. У вас есть на это 10 минут.
Теперь ведущий просит, чтобы каждая пара объединилась с другой парой и получились четверки. Каждая пара представляет второй своих персонажей и их совместные задачи, рассказывает историю их взаимодействия. Придумывается общая задача для четырех персонажей и история про ее решение. По окончании работы группа садится в круг и обсуждает вопросы: «Какой я? Какие мы? Какие они? И кто такие «мы», а кто такие «они»? Кто из персонажей был вам ближе? С кем из персонажей вам было трудно найти общий язык? Что мешало? Что помогло? Что мы все вместе можем делать хорошо — не в сказке, а в жизни?»
Выводы. Техника позволяет осознать ряд черт своей индивидуальности, важных во взаимодействии с окружающими, развить навыки конструктивного самовыражения, а также внимание, принятие и уважительное отношение к другим, помогает научиться находить сильные стороны взаимодействия и совместно действовать в конструктивном русле. Ключевые моменты — это знание себя и уверенность в себе, толерантность к другим, конструктивное взаимодействие с окружающими.
Упражнение 4 - «Рисование вдвоем»
На двоих участников - один лист бумаги и один карандаш.
Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать его название и поставить подписи».
Вопросы для рефлексии:
- Является ли картина совместным произведением?
- Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга?
- Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто - ведущим?
- Была ли «борьба за власть»?
- Комфортно ли было ведомому, ведущему?
- Какую позицию вы чаще всего занимаете в жизни.
Упражнение 5 . «Разожми кулак»
Цель упражнения: Определение модели поведения участников при разрешении конфликтных ситуаций: проявление агрессии и невнимания к нуждам другого или дружелюбие и взаимное уважение.
Ведущий: «Объединитесь в пары. Один из вас должен сжать пальцы в кулак. Задача второго — сделать так, чтобы первый участник разжал кулак. При этом он вправе поступать в соответствии со своими желаниями и может разжать кулак, если захочет».
Затем участники меняются ролями.
Обсуждение:
После выполнения упражнения участники обсуждают способы, которыми каждый из них влиял на другого. Была ли это просьба, хитрость, сила, подкуп и т. д. Действовал ли он прямо или напролом. Принимал ли во внимание потребности и реакции другого. Хотелось ли первому участнику разжать кулак, что он чувствовал и что было для него более убедительным: вежливая просьба или сила.
Упражнение 6 . «Короба твоей жизни» с использованием метафорических карт (колод) «Короба и дороги» и «Ресурсы и силы»
Выберите из раскладки «Короба» 2 карты с коробами, символизирующие твое нынешнее состояние и 2 карты с коробами, символизирующие состояние, в котором Вы бы хотели быть. Далее из раскладки «Дороги» «взакрытую» (карты – рубашкой вверх) выбрать дорогу – мостик между нынешним состоянием и желаемым. Проанализировать, подходит ли Вам этот путь. Как он будет осуществляться? Кто может Вам помочь достичь желаемого? Если Вам не хочется идти по этой дороге, то почему? Что Вам может помешать достичь цели? Если Вам трудно будет идти по этой дороге, если Вам не сможет никто помочь, выберите «взакрытую» дополнительную карту из колоды «Ресурсы и силы». Как сейчас изменилась ситуация?
Выводы: для того, чтобы достичь цели, недостаточно просто желания, нужно что-то делать, быть активным, прислушиваться к своему внутреннему Я, интуиции и опираться на поддержку значимых людей.
Упражнение 7. «Стакан воды» интерпретация
Цель: развитие навыков обращения за поддержкой и помощью (умение обращаться за помощью является одним из ключевых моментов успешной деятельности и достижения цели).
Порядок проведения. Все участники сидят в кругу. Ведущий говорит о том, что сейчас есть возможность проверить свою ловкость, гибкость, изобретательность, физическую подготовку. Спрашивает, кто хочет попробовать. После того, как вызвался самый активный (и «авторитетный»!) доброволец, ведущий озвучивает инструкцию. «Встань, пожалуйста, в круг и возьми стакан воды. Стакан нужно держать на вытянутых руках прямо перед собой. При этом ноги должны быть прямые и на ширине плеч, спина ровная. Теперь задача — нужно поставить стакан на пол, не сгибая при этом ни одной части своего тела. Время пошло!» Во время того, как доброволец пробует разные способы выполнения задания, ведущий может подбадривать его (а на самом деле — провоцировать) такими фразами: «Ты же все можешь! », «Давай, ты настоящий мужчина!» и т.п. При этом другие участники группы не должны давать подсказки добровольцу, даже если догадались, в чем дело.
Смысл задания состоит в том, что стакан можно поставить на пол, только обратившись за помощью к другому участнику группы. Например: «Миша, помоги мне, пожалуйста, поставь стакан на пол». Тогда действительно ни одна часть тела добровольца не будет согнута, и задача окажется выполненной.
Рекомендации ведущему:
• Ведущий может и сам выбрать для этого эксперимента участника группы — того, кто все делает сам и не может обратиться за помощью.
• Навык обращения за помощью в трудные моменты способствует эффективному разрешению проблемы. Эту мысль важно донести до участников тренинга в итоговом групповом обсуждении.
Упражнение 8. «Марионетка»
Участники должны разбиться на «тройки». Для каждой «тройки» ставятся два стула на расстоянии 1,5-3 метра.
Инструкция: «Вы разбились на "тройки". Двое из вас должны играть роль кукловодов - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, а третий участник будет играть роль куклы. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" с одного стула на другой. Тот, кто играет "куклу" не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды"».
Вопросы для рефлексии:
- Что вы чувствовали во время игры, когда были в роли «куклы»?
- Понравилось ли вам это чувство? Комфортно ли было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
Примечание. Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. Данное упражнение при качественном исполнении (когда «марионетки» не двигаются самостоятельно) дает возможность участникам почувствовать ситуацию отсутствия свободы проявления своих желаний, испытать на себе зависимость от другого человека, давление чужой воли. Но это не значит, что у всех участников оно вызовет негативные чувства. Поэтому в конце необходимо обсудить чувства участников, объяснить особенности пассивной и активной жизненной позиции в различных ситуациях. Проводя обсуждение, ведущий выясняет, почему у участников могли возникнуть те или иные чувства.
Упражнение 9. «Большая картинка» с использованием метафорических карт (колоды) «Она» и «Я и все-все-все»
Вытянуть закрытую карту, и внимательно её рассмотреть. Подумать, о каком событии (уже происшедшем или предстоящем) в Вашей жизни она может напомнить. Положить карту на лист бумаги. Дорисовать большую картину (карандаши/фломастеры), где карта - лишь её часть. Рассказать историю о себе, которая с Вами произошла или может быть произойдет по той картине, которая в итоге получилась.
После обсуждения ведущий закрепляет положительные эмоции (если рассказ представлен в позитиве): «Это − Ваш ресурс. Вы можете запомнить или сфотографировать на мобильный телефон эту картину, и мысленно обращаться к ней в те минуты, когда Вам будет трудно или грустно, чтобы вернуть положительные эмоции и улучшить свое настроение». Если рассказанная история носит негативный акцент, история
Демонстрация презентации «В чем счастье?».
III этап. Заключительная часть.
Ведущий: «Итак, мы сегодня действовали рука об руку, стремясь к личностному и профессиональному росту. Никакие современные технологии не могут заменить человеческого общения. Искусству душевного контакта нельзя научить по учебнику или свести его к какой-то сумме знаний и правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость самого педагога, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. Мы сегодня знакомились с собой и другими, узнавали свои интересы и ценности, увидели, как некоторое «единство непохожих» помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность, попробовали прогнозировать общую групповую работу, прислушиваясь друг к другу.
Рефлексия. В заключение тренинга возвращаемся к карте из колоды «Мерлин», которую участники выбрали в начале занятия. Реализовались ли ожидания? Предлагаем еще раз обратиться к мудрости колоды «Мерлин» и вытащить еще одну карту с напутствием.
И напоследок хотелось бы сказать: «Счастье редко дается человеку «большим куском». В течение каждого дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в воспитанниках, которые вас иногда огорчают, но чаще заряжают энергией позитива, дают возможность осознать свой вклад и степень своей значимости в то, чтобы сделать кого-то счастливее, добрее, сильнее».