СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные принципы и подходы к организации учебно-познавательной деятельности учащихся: теоретические основы и практика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Жизнь - это постоянная напряженная деятельность, а в современном обществе это еще и постоянное умение, нет учения - нет жизни.

Жизнь требует от личности самостоятельного и ответственного поиска его смысла через индивидуальные способы существования, и образование в этом плане играет немаловажную роль. Какое образование сегодня считается качественным?

Качество образования - вопрос сложный и многогранный, как многогранен и сам образовательный процесс, посредством которого и состоит качественное образование.

Сегодня мы все чаще определяем, что учебный процесс не является  процессом подготовки школьника к жизни, он не является «приложением» к нему - теория образовательного процесса должна отражать теорию жизни, только при таких условиях образование становится качественным.

Продолжая работать так, как работали раньше, мы не в состоянии достаточно качественно выполнять главную задачу образования - давать образование, позволяющее выпускнику адекватно, естественно воспринимать действительность, не выживать в обществе, а жить достойной жизнью, реализовывать свои способности. Сегодня важным становится не столько то, что выпускник знает и даже умеет применять в лабораторных условиях, а то, как он владеет приемами познания мира, способностями и умениями приобретать новые знания и использовать  их как средство существования в обществе.

Традиционно учебный процесс ориентирован на получение, в лучшем случае, творческое усвоение суммы знаний учащимися, - эти требования удовлетворяли общество прошлого.

Динамическое наращивание, быстрая смена знаний, технологий, информации приводит к следующему: вместе с усвоением базовых знаний перед современным образованием все больше стоит задача научить учиться, выработать потребность в обучении на  протяжении всей жизни.

В современных условиях активизируется еще одна функция учебного процесса - научить человека использовать полученные знания в своей практической, профессиональной, общественной деятельности, быту и др. Должны избавиться от формального подхода в обучении, главная задача - превратить познавательно-учебную деятельность на органическое усвоение знаний как методологическую базу, основу деятельности человека в различных сферах жизни.

Одним словом, чтобы образование стало качественным для нынешнего века, надо полностью осознать сущность изменений, которые привносит новое время, и их влияние на задачи образования. Этого можно достичь лишь при существенном переосмыслении  всего образовательного процесса.

Новые требования к образованию обусловливают и новое определение его качества. Речь идет об изменениях, которые произошли в последнее время в социальной среде.

Процессы обучения, воспитания и социализации всегда происходили и происходят параллельно и в то же время независимо друг от друга, хотя все они направлены на становление личности, ее социальное и профессиональное самоопределение. Педагогическая задача заключается в том, чтобы максимально интегрировать социальные ориентиры в школьную образовательную среду.

   Ученик, пока учится в школе, не испытывает никакого дискомфорта по отношению к социуму потому, что его социумом выступает школьная среда, ограниченная школьной программой, требовательными условиями.

      Образовательное пространство личности - это специально организованная специфическая учащаяся деятельность. Если в этой специфической, то есть образовательный, деятельности ребенка преобладают требовательные категоричные условия, становление личности  происходит в условиях значительных ограничений, только привлечением ее к существующему порядку, то основным показателем качества выступает факт наличия, а не факт деятельности, а категория « пространство » как поле напряженной деятельности личности, которая по сути является важнейшей составляющей, обеспечивающей процесс повседневной жизни, остается за пределами образовательного процесса.

       В процессе школьной жизни ученик должен научиться структурировать свое окружение (образовательный, социальный, индивидуальный пространство) на основании воздействия, требований, которые выдвигает система образования, отдельное учебное заведение, общество в целом. Структурирование пространства не является мгновенным явлением и не определяется мгновенным результатом - это процесс, а потому личность развивается до тех пор, пока происходит процесс структурирования личностью собственного пространства.

      Процесс обучения является процессом деятельности ученика, направленный на становления его сознания и личного «Я» в целом. Эта философия образования, методологическая идея отражаются в инновациях, именно по таким дидактичным подходам я строю конкретные инновационные технологии, которыми сегодня и пользуюсь.

Потребность в рассмотрении категории образовательного пространства сегодня инициируется еще и необходимостью преодоления объективизма в педагогике, порождающей требовательные, категоричные целостные теории, с невысокими возможностями создания образовательной среды.

Создать условия в рамках традиционных подходов, дидактических требований к организации познавательно-учебной деятельности учащихся невозможно. В основе всех требований к своему профессионализму остается:

соблюдение линейных дидактичных условий по проведению урока, а не умение формировать его по определенной философской линии; овладения учебным материалом;

            формирование системы действий (операций), необходимых для осуществления познавательно-учебной деятельности;

            формирование умений свободного перехода от учебной деятельности к деятельности

внеучебной;

             владение социальной и социально-психологической ориентацией в жизни.

    Ученик в течение школьной жизни, воспитывается в образовательной среде, где преобладают требования подражания, а основным показателем качества образовательной деятельности выступают все же умение воспроизводить в соответствии с заданными параметрами, а не умение самостоятельно овладевать новое, решать незнакомую ситуацию, принимать самостоятельное решение. Такая среда является для ребенка естественной до тех пор, пока он учится в школе.

Выпускник после окончания школы, воспитанный на педагогических принципах наследования, но не обладая способностями самостоятельности в выборе, принятии решений, приемами работы с новым, неизвестным, именно тем, что требует социум, чувствует в нем дискомфорт.

Этот дискомфорт воспринимается человеком по-разному, но в основном это негативное восприятие самого социума вообще, а не анализ собственных качеств, возможностей, способностей, которых не хватает молодому человеку для решения проблем, которые возникают.