Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить в Интернете.
По предварительным итогам массового исследования среди российских школьников, интернет превратился в основной информационный источник для детей. Насчитывается около 8 млн. пользователей интернета в возрасте до 14 лет. 80 % школьников использует возможности интернета для общения, 68% слушают аудио и смотрят видеозаписи, 60% участвуют в различных акциях и голосованиях, 77% играют в онлайн-игры, 56% просматривают сайты, которые им не разрешают смотреть родители. И всего лишь 44% используют сеть как источник информации для учебы.
Самую большую угрозу представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных обучающихся часто дают в интернете свои персональные данные.
В среднем по российским регионам примерно каждый восьмой учащийся признался, что "живет в интернете"- т.е. проводят онлайн по двое или трое суток в неделю.
В связи с этим можно говорить о том, что появился новый вид психологического расстройства - интернет - зависимость. И изучение этой проблемы весьма актуально в современном обществе.
Целью нашего исследования является изучение психологических аспектов влияния интернет-зависимости на личность подростка.
Гипотеза исследования: интернет-зависимость способствует негативному преобразованию личности подростка.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. изучение литературы по теме исследования
2. теоретический анализ исследований, проведенных по данной проблеме.
Термин «Интернет-зависимость» ввёл доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания неосознанно долгого пребывания в Интернете. Исследователи приводят различные критерии, характерные данному понятию. Наиболее полную систему критериев приводит Голдберг. По его мнению, можно определить Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им.
Основные причины возникновения интернет-зависимости — отсутствие взаимопонимания и друзей в реальной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неумение строить межличностные отношения. Всё это человек пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями.
Выделяются следующие формы интернет-зависимости:
В силу особенностей подросткового периода интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека.
В своей школе мы провели небольшое исследование, его объектом стали обучающиеся 5 – 11 классов в количестве 167 человек. Для этого был применен ряд методик. Особенно интересным нам показался опросник доктора Кимберли Янг. Он содержит двадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. Метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости. По окончанию исследования мы получили следующие результаты: у 9% респондентов — 0 % риска развития компьютерной зависимости; 42% находятся в стадии увлеченности; 29% рискуют получить компьютерную зависимость, а 20% уже ей подвержены.
Зачастую, попытки бороться с компьютерной зависимостью для большинства родителей сводятся к тому, что ребенку строго-настрого запрещается сидеть за компьютером. Однако, психологи уверяют, что таким образом вы лишь усилите стресс ребенка, который станет отчужденным и враждебным по отношению к вам. Что же нужно делать, чтобы эффективно препятствовать возникновению зависимости?
Помогите ребенку наладить общение «офф-лайн».
Много детей, особенно в подростковом возрасте, испытывают неловкость при общении даже со своими товарищами. Задача родителей помочь ребенку найти свое место обществе.
Не ставьте компьютер в детской спальне!
Для того, чтобы у вас была возможность следить за тем, как ребенок использует возможности компьютера поставьте его в общей комнате.
Не нужно запрещать Интернет!
Всемирная сеть уже давно стала неотъемлемой частью общественной жизни. Хорошо это или плохо, но на сегодняшний день практически невозможно существовать без возможности доступа в Интернет. Вы должны контролировать ребенка, но не ограничивать.
Установите четкие границы, в отношении времени, отведенного на использование компьютера, однако помните, что полный запрет не допустим.
Предложите ребенку альтернативы.
Если ваш ребенок часами готов играть в компьютерную игру, предложите ему аналогичное развлечение, но не связанное с компьютером. Заметили, что вечерами он рубит троллей, исследуя подземелья. Отлично! Ему наверняка придется по душе литература в жанре фэнтези.
Не забывайте, что физическое ограничение доступа к компьютеру и интернету не может быть решением проблемы. Только найдя причину, по которой ваш ребенок предпочитает такой вид досуга, вы сможете достичь желаемого результата.
И в заключении хотелось бы сказать, наличие зависимости от интернета признается всеми специалистами. Однако вопрос, есть ли заболевание, называемое интернет-зависимостью, остается открытым. И что бы не стать интернет-зависимым необходимо соблюдать главное правило - уметь правильно использовать ресурсы интернета, тогда ребенку будет только польза.