Просмотр содержимого документа
«Интонация - как средство выразительности и работа над ней»
Интонация – как средство выразительности. Работа над ней.
Каждое движение левой руки по струне изменяет высоту звуков, извлекаемых правой рукой. Поэтому надо всегда иметь в виду ее основную функцию – достижение точности интонации.
Из опыта я знаю, как угнетающе действует на слушателей фальшивая интонация. Инструменталистам также известно, как влияет фальшь на качество звука. Понятно так же, что точная высота - только одно из качеств звука. Поэтому нельзя рассматривать интонацию вне связи с другими компонентами звука. Развитие навыков интонирования должно происходить в самом процессе работы над музыкальным произведением.
При игре на смычковом инструменте исполнитель может по своему желанию изменять высоту звука и добиваться более чистой интонации, учитывая ладово – гармонические функции звуков. Например, восходящий вверх тон берется несколько выше, а нисходящий – немного ниже. Тем самым они как бы приближаются к тонике. Невозможно хорошо исполнить звук без того, чтобы не представить себе ясно его высоту и характер. Такая способность, требующая высокого развития внутреннего слуха, достигается путем внимательного вслушивания в свою игру и постоянной проверки точности интонации. При достаточной сосредоточенности и некотором навыке вполне возможно не только услышать внутренним слухом определенный звук или мотив, который требуется исполнить, но и представить игровые движения и аппликатурные приемы. Таким образом, внутренняя настройка является важнейшим условием достижения точной интонации. Интерес к изучаемому материалу служит одним из важных стимулов активизации слухового внимания, что положительно влияет и на интонацию. Одной из важных психологических предпосылок развития точной интонации является уверенность движений. Наблюдения показывают, что неуверенность учащегося ( особенно в ответственные моменты ) чаще всего обнаруживается при смене позиций. Причинами в таких случаях могут быть особенность характера, неясное слуховое представление интервала, недостаточная проработанность исполняемого произведения. Педагогу это надо иметь это в виду.
Точность интонации на струнных инструментах достигается лишь при условии координации слуховых и двигательных ощущений, то есть точной двигательной реакции в зависимости от слухового представления исполняемого звука. Способность мгновенно исправлять неточно взятый звук, координировать слуховые и двигательные ощущения требует не только глубокой сосредоточенности исполнителя, но и ежедневных упражнений. Когда виолончелист перестает систематически заниматься на инструменте, это в первую очередь отрицательно сказывается на интонации.
С первых шагов обучения необходимо воспитывать культуру слуха учащихся и внушать им непримиримость к малейшему нарушению точности интонации. Если же ученик уже привык к фальшивой интонации, педагогу необходимо тщательно исследовать и проанализировать главные причины этого недостатка.
Какие же причины чаще всего могут быть?
Неумение учащегося раздваивать внимание, т. е. одновременно слушать себя и контролировать свои движения.
Чрезмерное напряжение левой руки и общая скованность движений.
Усвоение неправильной постановки пальцев.
Ослабление нажима струны пальцами, что обычно случается при внезапном переходе от f к p.
Неправильные навыки вибрации, особенно « судорожная» или «разболтанная». Поэтому в период исправления фальшивой интонации рекомендуется на время вообще отказаться от применения вибрации.
Неумение начинающих учеников самостоятельно настраивать инструменты. Играя дома на расстроенном инструменте, ученик привыкает к неточной установке пальцев и в короткое время уроков не успевает исправить закрепившийся навык. Поэтому нужно приучать ученика быстро и точно настраивать инструмент.
Изучение слишком трудных произведений ведет к фальшивой интонации. Поэтому, исправляя интонацию, надо значительно облегчить изучаемый материал. При этом следует хорошо разъяснить ученику цель перехода на облегченный материал.
Одним из методов воспитания слуха и интонации являются занятия по сольфеджио. Сольфеджирование активизирует слух учащегося, содействуя не только повышению точности интонации, но и быстрому усвоению данного произведения. Большое влияние оказывает пение в хоре, игра в ансамблях.