ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №20 ИМЕНИ А.В. ДЕМЕХИНА»
Тема: «Интонационная работа в песне»
Руководитель кружка «Звонкие голоса»:
Григорьева Оксана Григорьевна
Л
уганск 2025
Тема: «Интонационная работа в песне»
Цель: Работа над чистым интонированием, развитие гармонического слуха. Развитие навыков чистого устойчивого интонирования в ансамбле.
Задачи:
Развивать мелодический и гармонический слух, вырабатывать чистое интонирование;
- выстроить точную интонацию в голосах, в общем ансамбле, уравновесить голоса по динамике звука.
Закрепить навыки правильного певческого дыхания, четкой дикции, артикуляции.
Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и активным произношением согласных.
Вырабатывать естественное звучание произведения.
Воспитывать у обучающихся чувство ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения.
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный) - просмотр и прослушивание иллюстративного материала; - словесный - обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения; - метод мысленного пропевания - активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона. Метод учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления Направлен на развитие музыкально – слуховых представлений. - проблемно - поисковый - осмысление художественного образа и осознанный поиск вокальных приемов и способов исполнения;
- объяснительно - иллюстративный в сочетании с репродуктивным.
- метод сравнительного анализа - сравнивая различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное звукообразование от неправильного, учатся оценивать собственное исполнение, формируется навык самоконтроля.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия: Работа над чистым интонированием, развитие гармонического слуха.
Чистое интонирование – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.
Составляющие чистого интонирования:
- музыкальный слух - внутренний слух, мелодический и гармонический слух - музыкальная память (хорошо знать мелодию песни или упражнения (быть в ней уверенным), - звукообразование, - дикция, - чувство ритма. - певческое дыхание, - психологические особенности - необходимо быть уверенным в себе и своём голосе, необходим позитивный настрой.
Музыкальный слух – это внутренний слух, мелодический и гармонический слух.
Внутренний слух - внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
Мелодический слух - способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом.
Гармонический слух - (гармония - благозвучие, созвучие) - умение воспринимать сочетание звуков в аккордах и гармонических созвучиях, умение их правильно, чисто воспроизводить, что особенно важно в работе в ансамбле.
Музыкальный слух можно развивать, тренировать, совершенствовать.
При работе над чистотой интонации необходимо обращать большее внимание на точность интонирования, значимость каждого звука, брать каждый звук точно, сверху, без подъездов и держать столько, сколько нужно, не занижая, удерживая тон. В целях развития точности интонирования можно чередовать пение легато на одном дыхании и пение стаккато, обращая внимание на точность звуковысотного «попадания» (прежде чем что-либо спеть, нужно сначала точно представить, услышать звук «внутренним» слухом). Здесь очень может помочь «предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом. Что касается пения песен, то очень полезным упражнением является пропевание их без текста на звуке «Ю», «Ё» и других гласных звуках.
2.Упражнения на развитие диафрагмального дыхания:
Правила певческого дыхания:
- Плечи при вдохе расправленные, свободно опущенные, неподвижные. Вдох в «живот», «в нижние ребра».
- Короткий активный бесшумный вдох и равномерный длительный выдох на певческих фразах;
- Набирать достаточное количество воздуха в легкие, экономно расходовать его для продолжительного выдоха, что будет способствовать плотному долгому звучанию;
- Чрезмерное количество вдыхаемого воздуха не даст положительного результата;
- Брать дыхание, не нарушая целостного восприятия песни, по фразам, не разрывая слова.
-певческое дыхание важная составляющая чистого интонирования.
- медленный спокойный вдох - медленный выдох - короткий вдох - медленный ровный выдох - короткий, бесшумный вдох - активный выдох на звук с, с, с, сссссссс - короткий вдох - ровный выдох на счет на 4, 8, 16
3.Артикуляционная гимнастика: Подготовить речевой аппарат к работе,
развивать дикцию и артикуляцию.
«часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах), «шпага» (уколоть языком правую, левую щеку), «улыбка Буратино» (максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку), произношение звуков И-У-А-У (активная работа губ), упражнения на раскрепощение челюсти, упражнение на раскрепощение мышц лица.
4.Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата, навыков чистого интонирования, двухголосного пения. Вокальные упражнения направлены на формирование основных певческих навыков: чистого устойчивого интонирования, правильной певческой позиции, опоры звука, расширение диапазона, различных видов звуковедения (стаккато и легато), динамики, навыков двухголосного пения.
1.Упражнения на выработку вокального зевка, раскрепощение нижней челюсти, выравнивание гласных:
- бррррр ра-а-а, гласная пропевается на стаккато
- Ми-и-и-и-йа-а-а, (ми-и-и-и на стаккато, йа-а-а пение легато, и наоборот ми-и-и-и на легато, йа-а-а пение стаккато)
2. Работа над йотированными гласными (Я, Е, Ё, Ю):
- аи-аи-аи-аи-аи-аи-аи-аи-а - эи-эи-эи-эи-эи-эи-эи-эи-э, - ои-ои-ои-ои-ои-ои-ои-ои-о, (до-ре, ре-ми, ми-фа, фа-соль, соль-фа, фа-ми, ми-ре, ре-до, до). Обратить внимание на свободную опущенную челюсть. Чередовать пение упражнения на стаккато и легато.
- распевание звуков Ю, Ё, Е, Я, максимально опуская челюсть, округляя звук. (до-ре-ми-и-и-ре-до).
3. Упражнение на выработку легато, стаккато, расширение диапазона, высокой позиции:
- нисходящий ход на легато и стаккато, - пение стаккато по ступеням трезвучия (Лью-у-у-у-у-у-у, льо-о-о-о-о-о-о), - пение гаммы (легато, стаккато)
4.Упражнение на развитие навыков двухголосного пения: (гармонический слух - (гармония - благозвучие, созвучие) - умение воспринимать сочетание звуков в аккордах и гармонических созвучиях, умение их правильно, чисто воспроизводить, что особенно важно в работе в ансамбле).
- расхождение голосов на терцию, - пение трезвучия с задержкой голосов («Колокола») - пение гаммы по терциям - Я ле-та-а-ю (скачок на терцию, квинту, на октаву отдельно по голосам, одновременно).
5.Работа над дикцией.
Пропевание скороговорок (четкая, активная работа губ, языка): - от медленного темпа до быстрого, (ускоряя - accelerando (ачелерандо), замедляя – rallentando (ралендандо)) - от пиано (активный шепот) до форте (крещендо и диминуэндо)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Мы перебегали берега.
Игра «Октавная дразнилка»
Педагог поет на низких звуках четвертную ноту, а дети «передразнивают» этот звук двумя восьмушками, взятыми на октаву выше.
6.Работа над песней «Новый год»
Беседа о содержании, характере и звуковедении в песне «Новый год». При исполнении песни «Новый год» требуется собранный звук, но в то же время легкий, полетный; певучее звуковедение и слияние голосов. Необходимо добиваться, легкости и высокой позиции звучания, работать над интонационным, динамическим, дикционным, ритмическим, темповым ансамблем.
Работа над произведением проводится при помощи следующих приемов:
- пение на звук «у» для выравнивания унисона, тембрового звучания
- пение a capella для внимательного слушания своей интонации.
- пропевание сложных элементов со словами или на слог с задержкой звука с целью выстраивания унисона или гармонии.
- похлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста.
- пение по фразам.
Понятие «Музыкальный дом» или тональность (настроиться в тональности).
1. работа над чистым интонирование в голосах (пение на звук «у» отдельно каждый голос), 2. работа над устойчивым звучанием мелодии в произведении, 3. пропевание наиболее сложных в интонационном, ритмическом, вокальном отношении фрагментов звук ю-у-у-у, в медленном темпе с задержкой звука с целью выстраивания унисона или гармонии, 4.отработать кульминацию песни (D7 в T5/3), 5.отработать навык цепного дыхания в конце произведения.
7. Заключительный этап.
Подведение итогов занятия.
4