СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Йога – одно из направлений традиционной оздоровительной системы в физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация создана для научно - практического семинара " Современные оздоровительные системы как составная часть новых Федеральных образовательных стандартов по физической культуре".

Просмотр содержимого документа
«Йога – одно из направлений традиционной оздоровительной системы в физической культуре»

Йога –  одно из направлений традиционной оздоровительной системы в физической культуре

Йога – одно из направлений традиционной оздоровительной системы в физической культуре

«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.» (Определение ВОЗ )

«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.» (Определение ВОЗ )

обоснование Увеличение заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы; Ослабление нервной системы; Дети 7-8 лет обладают более гибкими суставами, поэтому намного легче осваивают осаны.

обоснование

  • Увеличение заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы;
  • Ослабление нервной системы;
  • Дети 7-8 лет обладают более гибкими суставами, поэтому намного легче осваивают осаны.
Йога   в переводе с санскрита означает союз, соединение, связь, гармония .

Йога   в переводе с санскрита означает союз, соединение, связь, гармония .

Хатха-йога Крия-йога Карма-йога йога Раджа-йога Мантра-йога  Джани-йога Лая-йога Бханти-йога

Хатха-йога

Крия-йога

Карма-йога

йога

Раджа-йога

Мантра-йога

Джани-йога

Лая-йога

Бханти-йога

Цель проекта:   развитие физических качеств детей младшего школьного возраста посредством систематических занятий Хатха- йога

Цель проекта: развитие физических качеств детей младшего школьного возраста посредством систематических занятий Хатха- йога

Задачи проекта : Оздоровительные: 1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; 2. совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики; 3.улучшение показателей физической подготовленности детей, совершенствование физических качеств; 4. формирование правильной осанки.

Задачи проекта :

Оздоровительные:

1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

2. совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики;

3.улучшение показателей физической подготовленности детей, совершенствование физических качеств;

4. формирование правильной осанки.

Образовательные: 1. ознакомление детей с терминами: физические качества, выносливость, равновесие, гибкость, сила; 2. формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; 3. расширение кругозора, уточнение представлений о своем теле, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни; 4.формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности. Воспитательные: 1. воспитание потребности в здоровом образе жизни; 2. развитие уверенности, смелости, чувства взаимовыручки; 3.развитие эстетического вкуса.

Образовательные:

1. ознакомление детей с терминами: физические качества, выносливость, равновесие, гибкость, сила;

2. формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

3. расширение кругозора, уточнение представлений о своем теле, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни;

4.формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности.

Воспитательные:

1. воспитание потребности в здоровом образе жизни;

2. развитие уверенности, смелости, чувства взаимовыручки;

3.развитие эстетического вкуса.

Гипотеза:   Йога при использовании на уроках физической культуры способствует улучшению здоровья учащихся 7-8 лет.

Гипотеза: Йога при использовании на уроках физической культуры способствует улучшению здоровья учащихся 7-8 лет.

Срок реализации проекта  (сентябрь 2015 – 2016г.г.)     участники проекта

Срок реализации проекта (сентябрь 2015 – 2016г.г.) участники проекта

Этапы проекта I подготовительный (сентябрь 2015 год) Класс 2 «А» в количестве 25 человек: 15 девочек, 10 мальчиков Проведение диагностики, выявление проблемы Сбор информации анкетирование Подбор комплекса упражнений, направленного на повышение уровня физического развития детей II реализующий (ОКТЯБРЬ 2015-АПРЕЛЬ 2016 ГОД) Внедрение хатха-йоги в программу физического воспитания для начальной школы Описание урока хатха-йога Асаны Дыхательная гимнастика III заключительный этап ( МАЙ 2016 ГОД) Анализ сравнение

Этапы проекта

I подготовительный (сентябрь 2015 год)

  • Класс 2 «А» в количестве 25 человек: 15 девочек, 10 мальчиков
  • Проведение диагностики, выявление проблемы
  • Сбор информации
  • анкетирование
  • Подбор комплекса упражнений, направленного на повышение уровня физического развития детей

II реализующий (ОКТЯБРЬ 2015-АПРЕЛЬ 2016 ГОД)

Внедрение хатха-йоги в программу физического воспитания для начальной школы

  • Описание урока хатха-йога
  • Асаны
  • Дыхательная гимнастика

III заключительный этап ( МАЙ 2016 ГОД)

  • Анализ
  • сравнение
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА НАЧАЛО ПРОЕКТА Группы здоровья 2 « а» класса ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА НАЧАЛО ПРОЕКТА

Группы здоровья 2 « а» класса

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

диагностика гибкость равновесие Статическая выносливость

диагностика

гибкость

равновесие

Статическая выносливость

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА НАЧАЛО ПРОЕКТА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА НАЧАЛО ПРОЕКТА

 Дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка

Дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка

 Поза кобры или змеи  ИП - лежа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе. ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки. Эффект . Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Способствует увеличению объема легких.

Поза кобры или змеи

ИП - лежа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе. ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки.

Эффект . Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Способствует увеличению объема легких.

Поза Коровы   ИП - сесть на пятки (между пятками). ТВ - сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой –вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.   Эффект . Достаточно быстро исправляется осанка. Кроме того полностью раскрывается грудная клетка, способствуя полноценному дыханию

Поза Коровы

ИП - сесть на пятки (между пятками). ТВ - сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой –вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.

 

Эффект . Достаточно быстро исправляется осанка. Кроме того полностью раскрывается грудная клетка, способствуя полноценному дыханию

 Поза Лука ИП - лежа лицом вниз, ноги вместе, руки вдоль туловища. ТВ - согнуть ноги в коленях и взяться ладонями за лодыжки, откинуть голову назад, натянуть ноги и максимально прогнуться в спине. Ноги держать вместе. В позе находиться до дискомфорта, дыхание свободное. Отпустить ноги и вернуться в ИП . Эффект . Эта асана оказывает тонизирующее действие на тонкий и толстый кишечники, стимулирует деятельность почек, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. Укрепляет позвоночник, делает его подвижным. 

Поза Лука

ИП - лежа лицом вниз, ноги вместе, руки вдоль туловища. ТВ - согнуть ноги в коленях и взяться ладонями за лодыжки, откинуть голову назад, натянуть ноги и максимально прогнуться в спине. Ноги держать вместе. В позе находиться до дискомфорта, дыхание свободное. Отпустить ноги и вернуться в ИП .

Эффект . Эта асана оказывает тонизирующее действие на тонкий и толстый кишечники, стимулирует деятельность почек, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. Укрепляет позвоночник, делает его подвижным. 

Поза дерева  ИП- стоя на одной ноге взять ступню второй, согнутой в колене, и поместить её на внутреннюю поверхность бедра ноги опорной, пальцами вниз — пяткой вверх. Руки вытянуты вверх, полностью выпрямлены в локтях, так, что внутренняя их поверхность прикасается к ушам. Ладони рук соединены вместе. Тело струной вытянуто вверх.   Эффект. Эта асана вытягивает позвоночник , что улучшает его гибкость, укрепляет и оздоравливает. Также способствует увеличению роста у детей. Она обеспечивает правильный рост позвоночных костей. Укрепляются мышцы спины, тонизируются мышцы ног. Расширяется грудная клетка, укрепляется дыхательная система. Массируются органы брюшной полости(поджелудочная железа, печень, кишечник). 

Поза дерева

ИП- стоя на одной ноге взять ступню второй, согнутой в колене, и поместить её на внутреннюю поверхность бедра ноги опорной, пальцами вниз — пяткой вверх. Руки вытянуты вверх, полностью выпрямлены в локтях, так, что внутренняя их поверхность прикасается к ушам. Ладони рук соединены вместе. Тело струной вытянуто вверх.

 

Эффект. Эта асана вытягивает позвоночник , что улучшает его гибкость, укрепляет и оздоравливает. Также способствует увеличению роста у детей. Она обеспечивает правильный рост позвоночных костей. Укрепляются мышцы спины, тонизируются мышцы ног. Расширяется грудная клетка, укрепляется дыхательная система. Массируются органы брюшной полости(поджелудочная железа, печень, кишечник). 

Поза Бабочка  ИП – сесть и согнуть ноги в коленях, ступни соединить вместе и подвинуть их с помощью рук к паху. Внешними краями стоп касаться пола.  ТВ - Бедра развести, постепенно растягивая область паха (можно с помощью рук, если мало практики) коснуться коленями пола.  Стараться всем корпусом тянуться вверх, при этом лопатки и плечи не поднимая вверх, раскрывать грудную клетку. Эффект . Очень полезна при повышенном давлении, астме и плоскостопии. Помогает справиться с чувством тревоги и легкой депрессией, улучшает циркуляцию крови в организме и работу сердечно-сосудистой системы.

Поза Бабочка

ИП – сесть и согнуть ноги в коленях, ступни соединить вместе и подвинуть их с помощью рук к паху. Внешними краями стоп касаться пола. ТВ - Бедра развести, постепенно растягивая область паха (можно с помощью рук, если мало практики) коснуться коленями пола. Стараться всем корпусом тянуться вверх, при этом лопатки и плечи не поднимая вверх, раскрывать грудную клетку.

Эффект . Очень полезна при повышенном давлении, астме и плоскостопии. Помогает справиться с чувством тревоги и легкой депрессией, улучшает циркуляцию крови в организме и работу сердечно-сосудистой системы.

Поза Льва   ИП — сидя в лотосе или на пятках, ладони лежат на коленях.  ТВ — выполнить полный вдох, на задержке вдоха язык упереть подальше в нёбо, напряженно поводить головой из стороны в сторону, имитируя змеевидные движения головой.  Выдох. Языком коснуться подбородка и выполнить очистительное дыхание.   Эффект. Эта поза в йоге относится к асанам для лечения горла. Выполнение упражнения вызывает приток крови, чистит горло и избавляет от инфекций и кашля. Делает дыхание свежим. Голос и слух улучшается при регулярных занятиях. Очень рекомендована эта поза лекторам, певцам и всем тем, кому нужно укреплять голосовой аппарат. Также она помогает людям с дефектами речи.

Поза Льва ИП — сидя в лотосе или на пятках, ладони лежат на коленях. ТВ — выполнить полный вдох, на задержке вдоха язык упереть подальше в нёбо, напряженно поводить головой из стороны в сторону, имитируя змеевидные движения головой. Выдох. Языком коснуться подбородка и выполнить очистительное дыхание.

Эффект. Эта поза в йоге относится к асанам для лечения горла. Выполнение упражнения вызывает приток крови, чистит горло и избавляет от инфекций и кашля. Делает дыхание свежим. Голос и слух улучшается при регулярных занятиях. Очень рекомендована эта поза лекторам, певцам и всем тем, кому нужно укреплять голосовой аппарат. Также она помогает людям с дефектами речи.

Дыхательная гимнастика «Пчелы» Закрыть ладошками глаза, уши большими пальцами. Сделать глубокий вдох, на выдохе с закрытым ртом произнести: «з-з-з-з-з».

Дыхательная гимнастика «Пчелы»

Закрыть ладошками глаза, уши большими пальцами. Сделать глубокий вдох, на выдохе с закрытым ртом произнести: «з-з-з-з-з».

Дыхательная гимнастика «Подыши одной ноздрей!» ИП - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. ТВ - 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох и выдох (3-6раз). 2. То же другой ноздрей.  эффект: укрепление мышц дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Дыхательная гимнастика «Подыши одной ноздрей!»

ИП - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

ТВ - 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох и выдох (3-6раз).

2. То же другой ноздрей.

эффект: укрепление мышц дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

игры

игры

Каждое занятие заканчивается «Мертвой позой» - поза полного расслабления под музыкальное сопровождение. Йоги считают, что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Поза полного расслабления считается одной из самых полезных для восстановления и укрепления как физической формы, так и психического состояния.

Каждое занятие заканчивается «Мертвой позой» - поза полного расслабления под музыкальное сопровождение. Йоги считают, что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Поза полного расслабления считается одной из самых полезных для восстановления и укрепления как физической формы, так и психического состояния.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ  НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ 2 «а» КЛАССА в начале проекта Группы здоровья 2 «А» класса на окончание проекта

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ 2 «а» КЛАССА в начале проекта

Группы здоровья 2 «А» класса на окончание проекта

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ  НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА Эмоциональное состояние ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ на окончание проекта  на начало проекта

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА

Эмоциональное состояние

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ на окончание проекта

на начало проекта

Таким образом, йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.

Таким образом, йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.

Благодарю за внимание!  Всем здоровья и творческих успехов!

Благодарю за внимание! Всем здоровья и творческих успехов!