Йога – одно из направлений традиционной оздоровительной системы в физической культуре
«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений.» (Определение ВОЗ )
обоснование
- Увеличение заболеваний опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы;
- Ослабление нервной системы;
- Дети 7-8 лет обладают более гибкими суставами, поэтому намного легче осваивают осаны.
Йога в переводе с санскрита означает союз, соединение, связь, гармония .
Хатха-йога
Крия-йога
Карма-йога
йога
Раджа-йога
Мантра-йога
Джани-йога
Лая-йога
Бханти-йога
Цель проекта: развитие физических качеств детей младшего школьного возраста посредством систематических занятий Хатха- йога
Задачи проекта :
Оздоровительные:
1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики;
3.улучшение показателей физической подготовленности детей, совершенствование физических качеств;
4. формирование правильной осанки.
Образовательные:
1. ознакомление детей с терминами: физические качества, выносливость, равновесие, гибкость, сила;
2. формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
3. расширение кругозора, уточнение представлений о своем теле, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни;
4.формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности.
Воспитательные:
1. воспитание потребности в здоровом образе жизни;
2. развитие уверенности, смелости, чувства взаимовыручки;
3.развитие эстетического вкуса.
Гипотеза: Йога при использовании на уроках физической культуры способствует улучшению здоровья учащихся 7-8 лет.
Срок реализации проекта (сентябрь 2015 – 2016г.г.) участники проекта
Этапы проекта
I подготовительный (сентябрь 2015 год)
- Класс 2 «А» в количестве 25 человек: 15 девочек, 10 мальчиков
- Проведение диагностики, выявление проблемы
- Сбор информации
- анкетирование
- Подбор комплекса упражнений, направленного на повышение уровня физического развития детей
II реализующий (ОКТЯБРЬ 2015-АПРЕЛЬ 2016 ГОД)
Внедрение хатха-йоги в программу физического воспитания для начальной школы
- Описание урока хатха-йога
- Асаны
- Дыхательная гимнастика
III заключительный этап ( МАЙ 2016 ГОД)
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА НАЧАЛО ПРОЕКТА
Группы здоровья 2 « а» класса
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
диагностика
гибкость
равновесие
Статическая выносливость
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА НАЧАЛО ПРОЕКТА
Дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка
Поза кобры или змеи
ИП - лежа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе. ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки.
Эффект . Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Способствует увеличению объема легких.
Поза Коровы
ИП - сесть на пятки (между пятками). ТВ - сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой –вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.
Эффект . Достаточно быстро исправляется осанка. Кроме того полностью раскрывается грудная клетка, способствуя полноценному дыханию
Поза Лука
ИП - лежа лицом вниз, ноги вместе, руки вдоль туловища. ТВ - согнуть ноги в коленях и взяться ладонями за лодыжки, откинуть голову назад, натянуть ноги и максимально прогнуться в спине. Ноги держать вместе. В позе находиться до дискомфорта, дыхание свободное. Отпустить ноги и вернуться в ИП .
Эффект . Эта асана оказывает тонизирующее действие на тонкий и толстый кишечники, стимулирует деятельность почек, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. Укрепляет позвоночник, делает его подвижным.
Поза дерева
ИП- стоя на одной ноге взять ступню второй, согнутой в колене, и поместить её на внутреннюю поверхность бедра ноги опорной, пальцами вниз — пяткой вверх. Руки вытянуты вверх, полностью выпрямлены в локтях, так, что внутренняя их поверхность прикасается к ушам. Ладони рук соединены вместе. Тело струной вытянуто вверх.
Эффект. Эта асана вытягивает позвоночник , что улучшает его гибкость, укрепляет и оздоравливает. Также способствует увеличению роста у детей. Она обеспечивает правильный рост позвоночных костей. Укрепляются мышцы спины, тонизируются мышцы ног. Расширяется грудная клетка, укрепляется дыхательная система. Массируются органы брюшной полости(поджелудочная железа, печень, кишечник).
Поза Бабочка
ИП – сесть и согнуть ноги в коленях, ступни соединить вместе и подвинуть их с помощью рук к паху. Внешними краями стоп касаться пола. ТВ - Бедра развести, постепенно растягивая область паха (можно с помощью рук, если мало практики) коснуться коленями пола. Стараться всем корпусом тянуться вверх, при этом лопатки и плечи не поднимая вверх, раскрывать грудную клетку.
Эффект . Очень полезна при повышенном давлении, астме и плоскостопии. Помогает справиться с чувством тревоги и легкой депрессией, улучшает циркуляцию крови в организме и работу сердечно-сосудистой системы.
Поза Льва ИП — сидя в лотосе или на пятках, ладони лежат на коленях. ТВ — выполнить полный вдох, на задержке вдоха язык упереть подальше в нёбо, напряженно поводить головой из стороны в сторону, имитируя змеевидные движения головой. Выдох. Языком коснуться подбородка и выполнить очистительное дыхание.
Эффект. Эта поза в йоге относится к асанам для лечения горла. Выполнение упражнения вызывает приток крови, чистит горло и избавляет от инфекций и кашля. Делает дыхание свежим. Голос и слух улучшается при регулярных занятиях. Очень рекомендована эта поза лекторам, певцам и всем тем, кому нужно укреплять голосовой аппарат. Также она помогает людям с дефектами речи.
Дыхательная гимнастика «Пчелы»
Закрыть ладошками глаза, уши большими пальцами. Сделать глубокий вдох, на выдохе с закрытым ртом произнести: «з-з-з-з-з».
Дыхательная гимнастика «Подыши одной ноздрей!»
ИП - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
ТВ - 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох и выдох (3-6раз).
2. То же другой ноздрей.
эффект: укрепление мышц дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
игры
Каждое занятие заканчивается «Мертвой позой» - поза полного расслабления под музыкальное сопровождение. Йоги считают, что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Поза полного расслабления считается одной из самых полезных для восстановления и укрепления как физической формы, так и психического состояния.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА
ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ 2 «а» КЛАССА в начале проекта
Группы здоровья 2 «А» класса на окончание проекта
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НА ОКОНЧАНИЕ ПРОЕКТА
Эмоциональное состояние
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ на окончание проекта
на начало проекта
Таким образом, йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.
Благодарю за внимание! Всем здоровья и творческих успехов!