СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ёлочка, живи!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа.

Просмотр содержимого документа
«"Ёлочка, живи!"»

Каким образом учитель может использовать возможности организации проектной деятельности учащихся в образовательном процессе? Предложите программу развития проектной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы по предмету (на материале своего учебного предмета).

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентировочными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нём. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Но методика была ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа оставалась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

С введение новых Федеральных образовательных стандартов в начальную школу изменился подход к организации обучения, появились новые образовательные технологии. Новые стандарты направлены на формирование личности ребёнка, развитие навыков самостоятельной и коллективной деятельности, раскрытие талантов. Вместо привычного усвоения знаний формируются компетентности на основе личностно-ориентированного подхода. Именно поэтому проектно-исследовательская – это один из методов, который направлен на выработку самостоятельных исследовательских умений, на развитие творческих способностей и логического мышления. Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы «взрослых» исследований. Он объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и жизненно важные проблемы. Проектной деятельность я занимаюсь с 2018 года и наблюдаю, что дети, которые занимаются исследованием, умеют размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования. Такую работу можно вести только во внеурочной деятельности, но при этом можно интегрировать ее с содержанием программы по любому учебному предмету.


Программа развития проектной деятельности учащихся во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир»

«Основы проектирования по окружающему миру»

Пояснительная записка

Программа составлена с учётом региональных нормативных документов:

- приказ № 481 от 30.06. 2010 «О введении в действии федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемых результатов начального общего образования;

- примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России, 2011).

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом программы курса окружающего мира для 3 класса начальной общеобразовательной школы, рекомендованного Департаментом образовательных программ и стандартов начального общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Программа рассчитана на 1 год для обучающихся 4 класса.

Количество часов – 18.

Данная программа относится к УМУ «Школа России».

Цель: создание условий для проектной деятельности во внеурочное время и формирование исследовательской компетентности учащихся для успешной самореализации обучающихся.

Задачи:

- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, которые требуют усердия и самостоятельности;

- прививать навыки организации научного труда;

- прививать интерес к исследовательской деятельности.

Структура программы для 4 класса: теоретическая часть – 7 часов, практическая – 11 часов.

Принципы построения программы:

- принцип гуманизма;

- принцип демократизма;

- принцип научности;

- принцип индивидуализации и дифференциации;

- принцип самореализации;

- принцип мотивации.

Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе работы над проектом:

- проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности;

- исследовательские: самостоятельный поиск необходимой информации в энциклопедиях, в библиотеке, в Интернете, поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного;

- коллективные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении задач;

- коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии;

- экспериментальные: организация рабочего времени, подбор необходимого оборудования, проведение собственного эксперимента, наблюдение за его ходом, осмысление полученных результатов;

- рефлексивные: осмысление собственной деятельности, осуществление самооценки;

- презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на вопросы.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

- углубить существующую в школьной программе систему по организации проектной деятельности по окружающему миру;

- повысить количественные показатели успешности обучающихся;

- улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал школьников;

- повысить качество образования.

В результате осуществления программы у обучающихся должны:

- сформироваться умения и навыки проектирования;

- появится опыт социального взаимодействия, сотрудничества;

- повысится интерес к учебным предметам;

- сформируются умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации.

Обучающиеся должны уметь оценивать свои исследовательские работы.

Критерии оценки проекта:

- логичность изложения материала;

- глубина и полнота исследования темы;

- уровень владения материалом;

- соответствие содержания теме исследования;

- степень самостоятельности;

- оригинальность формы защиты проекта;

- эстетика оформления материалов презентации;

- артистизм, культура речи, эмоциональность, грамотность;

- полнота, глубина, компетентность ответов на вопрос;

Соответствие выступления регламенту защиты.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

В результате проектной деятельности обучающиеся на ступени начального общего образования получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природе, будут учиться находить пути решения экологических проблем; научатся создавать проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема

Количество часов

Форма проведения


Теоретическая часть

1

Учебный проект

1

Практикум


2

Типы проектов

1

Практикум


3

Основные этапы проектной деятельности

1

Работа в группах


4

Выбор темы

1

Круглый стол


5

Планирование работы

1

Работа в группах


6

Оформление проекта

1

Работа в группах


7

Публичное представление проекта

1



Практическая часть


Название проекта


Соответствие теме изучаемого предмета «Окружающий мир»

8-10

Проект «Удивительная вода»

Межпредметный



Надпредметный


реализуется во внеурочное время

Длительный

Коллективный

Урок 13 «Берегите воду"

Урок 18 "Охрана растений»

11-14

Проект «Живи, лесная красавица!»


Урок 23 «Охрана животных»

15-18

Проект «Сбережём стерхов»







Исследовательская работа по теме «Живи, лесная красавица!»

Естественно-научное направление.

Авторы работы: обучающиеся 4 класса.

Введение.

Проблема.

Ёлочку после новогодних праздников выбрасывают на улицу. Всем весело, а её жизнь уже закончилась.

Цель: в процессе работы над проектом исследовать, такие ёлочки ставят на Новый год жители нашего посёлка;

провести агитацию о покупке искусственных елей, чтобы сохранить ёлочки, растущие в лесу, от уничтожения.

Гипотеза:

Мы представили, сколько нужно срубить ёлочек, чтобы встретить Новый год каждой семье в нашей стране! И это повторяется ежегодно. Если не остановить этот губительный процесс, то наступит время, когда на нашей планете не останется ни одной ели! А, может быть, в наше время ситуация изменилась, и сейчас люди предпочитают ставить искусственные ели?

Задачи:

- собрать информацию о том, откуда пришёл обычай наряжать ёлочку в Новый год. Для этого исследовать литературу о праздновании Нового года в России;

- провести анкетирование среди учеников нашей школы и выяснить, в каких семьях в этом году ставили срубленные в лесу ёлочки, а в каких – искусственные;

- узнать, есть ли особое разрешение на вырубку ели в нашем посёлке;

- внести свои предложения о том, как можно изготовить ёлочку своими руками и провести агитацию о покупке искусственной ели.

В своей работе мы опирались на следующие методы:

- интервью;

- анкетирование;

- анализ научной литературы;

- наблюдение;

- сравнение полученных результатов.

Место выполнения исследовательской работы: п. Большие Леуши, Октябрьский район, Ханты Мансийский автономный округ.

Как и все дети, мы очень любим праздники. Самый любимый – Новый год. По традиции на Новый год принято наряжать ёлку. В связи с этим у нас появилось много вопросов:

  • А откуда пришла традиция наряжать на Новый год ель?

  • Какую пользу приносят хвойные леса?

  • Какие хвойные деревья растут в селе и его окрестностях?

  • Какие деревья наряжали в семьях обучающихся нашей школы, живые или искусственные?

  • Сколько лет растёт ель?

  • Что необходимо сделать, чтобы сохранить ель, а значит, природу?

Мы находили ответы на эти вопросы в книгах, подбирали материал в сети «Интернет», беседовали со взрослыми. В результате проделанной работы узнали много нового, интересного.

В нашей школе проходила акция «Ёлочка, живи». Мы выпускали листовки в защиту лесной красавицы. Это натолкнуло нас на мысль: интересно, откуда пришёл обычай на новогодний праздник наряжать ёлку, какие ёлочки ставят на Новый год в домах нашего посёлка.

Мы подумали о том, что население нашей страны увеличилось по сравнению с прошлыми временами, Новый год отмечается ежегодно. Если в каждом доме ставят по-прежнему только вырубленные в лесу ёлочки, то сколько же лесных красавиц погибло с тех времён, когда в домах стали наряжать ёлки! А, может быть, сейчас люди предпочитают ставить искусственные ели?

Изучив литературу, мы узнали, что рождественская ель - украшенное вечнозелёное хвойное дерево, ассоциируется с празднованием Рождества в христианском мире. Ёлку ставят в доме, на верхушку часто ставят ангела или звезду, обозначая собрание ангелов или же Вифлеемскую звезду. Традиция украшать вечнозелёные деревья на Рождество появилась в Германии в 16 веке. 

Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества? Вот как об этом говорит старинная легенда.

Недаром ель – символ Рождества, ведь в тот миг, когда на свет появился Иисус, небесных светил стало больше: еще одна звезда взошла на небосводе. Свет этой звезды привлек многих людей, и все они отправились в Вифлеем – город, где родился Иисус. Не только люди хотели увидеть Младенца - животные и даже растения пришли на свет звезды. Цветы радовали новорожденного своей красотой и запахом, деревья – зеленой листвой и вкусными фруктами. Только елка не знала, чем она может порадовать Младенца. Она стояла позади своих собратьев, потому что пришла после всех, ведь шла с самого дальнего Севера.

Все цветы и деревья решили помочь елке. Яблоня поделилась своими плодами, и они повисли яркими шарами на колючих еловых ветках, цветы подарили елке нежные бутоны, которые, словно колокольчики, закачались и зазвенели. А легкий пух одуванчиков, как иней, покрыл зеленые колючки. Елка в миг похорошела. Она приблизилась к Иисусу. И он улыбнулся ей. Тогда над верхушкой елки засветилась звезда. Та самая, что привлекла всех к Младенцу.

Много лет прошло с той поры. Но ель, как и прежде, зелена. И на праздник Рождества ее украшают шарами, колокольчиками, а на самый ее верх помещают украшение в виде звезды.

Мы с удивлением узнали, что в 20-е годы прошлого века большевики запретили праздновать Новый год. В некоторых семьях тайно ставили ёлку, но очень боялись этого. И только в 1935 году лесная красавица вернулась в нашу жизнь. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны – Кремлёвская, которую с того времени наряжают каждый год на Красной площади.

Когда мы выполняли исследовательскую работу, то решили найти новогодние песни о ёлочке. Прочитав их, мы поняли, что в каждой песне говорится о том, как дети рады водить хороводы возле разряженной красавицы. Новогодних песен было очень много. Тогда мы через Интернет решили узнать, а есть ли песни в защиту ёлочки. Таких песен мы не нашли, зато нашли стихотворения, некоторые сочинили ребята нашего возраста. Например:


Живи, ёлочка!

Мне елку купили! 
Мне елку купили! 
В лесу на опушке ее не рубили. 
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети. 
Скорей приходите, 
Скорей поглядите 
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, 
Блестящей и пышной, 
Задень - 
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая, 
Стоит на опушке, 
Макушкой кивая. 
Кому?
Никому! 
Просто — ветру, метели, 
Такой же красивой 
Неспиленной ели!

Ирина Токмакова



Мы решили задать вопрос ученикам младших классов: «Представьте, что вы - ёлочка, которую хотят срубить. Что бы вы чувствовали в этот момент?»

Все ребята единодушно отвечали, что им было бы очень страшно, они бы плакали от боли и страха.

Мы сказали: «А зачем плакать, ведь на празднике ёлочка будет красивая, на ней будут гирлянды, игрушки, возле неё будет много детей». В ответ мы услышали: «Но ведь потом её выбросят на улицу, и она умрёт! Нам очень жалко ёлочку!»

Мы решили узнать, какую ель лучше наряжать – живую или искусственную, сколько же ёлочек было срублено и наряжено в семьях учеников нашей школы, и как использовали срубленные деревья после праздников. Для этого провели социологическое исследование. Вот что у нас получилось:

Всего опрошено 54 человека. Из них живую ёлку украшали 21 человек. С искусственной ёлкой встречали 33 человека.

Таким образом, мы выяснили, что только в нашей школе сберегли 33 лесных красавицы. Кстати, у нас в школе тоже искусственная ель.

Ответы нас порадовали, у большинства стоят искусственные ёлки.

Эти исследования мы проводили в небольшом селе, в котором всего 242 двора. А представьте себе большой город! Сколько ёлочек нужно срубить, чтобы в каждый дом пришёл праздник. А теперь представьте, сколько городов в нашей стране! А на планете?!!

Мы пришли к выводу, что действительно последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе.

Эти исследования мы проводили в небольшом селе, в котором всего 242 двора. А представьте себе большой город! Сколько ёлочек нужно срубить, чтобы в каждый дом пришёл праздник. А теперь представьте, сколько городов в нашей стране! А на планете?!!

Мы пришли к выводу, что действительно последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе.

Теперь перед нами встал следующий вопрос: А где же берут ёлки те, кто решил ставить настоящую? Наверное, предположили мы, с этим вопросом можно обратиться к заместителю главы поселения. При встрече он рассказал, что просто так нельзя пойти в лес и срубить ёлку, для этого надо разрешение от лесничества. Для этого надо купить талон, цена талона зависит от высоты ёлки. Чем она выше, тем цена дороже. Заместитель главы администрации сказал, что он тоже ставит дома искусственную ёлку и напомнил нам о мультфильме, в котором поётся про ёлочку, которую мужичок срубил под самый корешок, а Дед Мороз придумал, как её спрятать.

Так мы поняли, что наше государство тоже заинтересованно в сохранении хвойных деревьев.

Когда мы проводили опрос, многие говорили, что в наше время продаются очень красивые искусственные ёлочки.

По нашему мнению, есть и другие причины, чтобы не рубить лесную красавицу. Представьте, что вы и сами очутились в лесу, рядом с огромной елью. Будьте осторожны, чтобы не спугнуть лесных обитателей. Смотрите, одни животные питаются семенами еловых шишек, живут на ели. Эти животные напрямую связаны с елью. А на них, на этих животных, охотятся другие. Значит, и они тоже с елью связаны, только не напрямую, а, как, говорят учёные, косвенно. Если люди срубят ель, плохо придётся лесным животным. Не только растительноядным, но и насекомоядным, и хищникам!

В процессе работы над нашей темой, мы находили в социальной сети множество предложений, как можно сделать ёлочку своими руками, чтобы создать себе новогоднее настроение. Мы тоже решили попробовать смастерить ёлочки. Тимофей смастерил ёлочку из цветной бумаги, и а Ренат из пластилина и цветного картона. Получилось очень даже красиво и празднично! А потом мы с ребятами выполнили коллективную работу, которая украсила наш класс!

Мы предлагаем украсить такими ёлочками каждый дом, удовольствие от совместной работы получит каждая семья!

Вывод:

Проведя исследовательскую работу, мы сделали вывод, что в прошлом веке люди на Новый год наряжали ёлочки, срубленные в лесу, а в 21 веке чаще всего ставят в домах искусственные ели. Это очень нас порадовало. Еще наши предки говорили «Тот, кто сажает дерево, живет долго».

Соответственно, тот, кто без нужды губит живые деревья, сам укорачивает свою жизнь.

Надеемся, что придёт то время, когда во всех домах будут наряжаться купленные в магазинах новогодние красавицы.

По результатам нашей работы мы оформили буклеты, где все желающие могут ознакомиться с полезной информацией.


Не рубите её, а оставьте в лесу, -
Я вам запах еловый в горсти принесу.
А шаров разноцветных сверкающий звон
Пусть наполнит звучаньем хрустальный плафон.
Будут свечи, хлопушки, огни, серпантин.
Ну а ёлку мы сами в лесу навестим...

Погрустим в тишине, помечтаем о ней -
Там, где россыпь иголок и множество пней.





Приложение 1. Экологические стихи.


Маленькая ёлочка на лесном пригорочке

подросла, согретая солнечным теплом.

Не ждала, не ведала, распушив иголочки,

что зимой к ней явится дядька с топором.

В лес пришёл хозяином накануне праздников.

Долго не раздумывал, рубанув сплеча.

Брать привык от вольного у Земли в запасниках,

спутав роль хозяина с ролью палача.                                      

Гибнет лес безропотно от его беспечности,

без вины был вынесен смертный приговор.

Человек, одумайся! На краю у вечности

будь мудрее. Смилуйся. Опусти топор!


Приложение 2. Загадки


  1. На Новый год ей каждый рад,

Хотя колюч её наряд.
2. Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем…

  1. Держит лапы — косолапы,

А рост как у папы…


Приложение 3

Коллективная работа ёлочка из ладошек всех участников проекта





Список литературы:

  1. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М., 1985.

  2. Душечкина Е.В. Русская елка. История, мифология, литература. СПб., 2002.

  3. А.А., Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. М., 2013.

  4. Зверев А., Экология. Наблюдаем и изучаем., М., 2006.



Спасибо за внимание!